Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

Обучение сочинению-описанию по картине

П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок развития речи в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение сочинению-описанию по картине

П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Урок развития речи в 5 классе

Тема урока:  Сочинение- описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» .

Цели урока: Дать понятие натюрморта;

подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; сформировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

научить пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи;

развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.-М:П,2006.

Медиапроектор, презентация «Творчество П.Кончаловского».

Ахмадуллина Ф.Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников. –Казань.

музыка С. Рахманинова “Сирень”,

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

  1. Ребята! Говорят, что в природе, как и у людей есть свои праздники. Вы согласны с этим мнением? Если да, то попробуйте придумать название этим праздникам. С какими явлениями в природе они могут быть связаны? (Наверное,  все изменения в природе, всё новое можно назвать праздником).  Например,  Праздник  первого снега, Осенний листопад.

Праздник первых весенних лучей, Праздник первых цветов. )

  1. Молодцы, ребята! Сразу видно, что вы внимательно следите за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники. Именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины.
  2. Сегодня мы с вами  окунёмся в Праздник сирени, а поможет нам это сделать замечательный художник П.П.Кончаловский (слайд 2).
  3. Петр Петрович Кончаловский  (1876 – 1956 гг.)

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский , художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

Словарно-орфографическая работа (слайд 3.)

Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”.

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

  1. Кончаловский был признанным мастером этого жанра.

(Знакомство с натюрмортами художника) (слайд 4.)

  1. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй,  никто из русских живописцев е писал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Он писал цветы так,  что,  кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат.  П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”.

         Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество    своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад (слайд 5,6.).Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”(слайд 7).

Беседа по картине (используя материал упр.457).

  1. Рассмотрите картину  внимательно, обратите внимание на обилие цветов. Сумел ли показать, что сирень свежая? (На картине изображена очень свежая  сирень.   Кажется, что её только срезали и принесли из сада).
  2. Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная).
  3. С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).
  4. Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая).
  5. Опишите грозди сирени. (Мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые, тяжёлые, крупные, богатые кисти сирени ).
  6. Какими прилагательными можно описать сирень и выразить своё отношение к изображенному? (изумительная, чудная, восхитительная, дивная, великолепная, роскошная, прекрасная).
  7. Листочки какие? ( внизу, вверху темно-зелёные,  справа светло-зеленые с золотистым оттенком).
  8. Опишите корзину,  в которой стоит сирень (плетеная из ивовых прутьев).
  9. На каком фоне изображена сирень? (основной фон картины серо-коричневый).
  10. Почему автор выбрал такой фон? ( на этом фоне хорошо выделяются яркие цвета, которыми написана сирень).
  11. Почувствовали ли вы восхищение  художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

Верно ребята,  эта чудесная сирень напоминает о солнце, о весне, о красоте природы,  вызывает у нас хорошее настроение. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные  цветы. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами.

Представим себе, что мы в старинном  сиреневом саду. ( звучит музыка С. Рахманинова “Сирень”, ученик читает отрывок из рассказа А. Куприна “В зеленом домике отца”:

“...Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои грозди цветы. Тихо спит неподвижная вода озера, и темно-синие морщинки едва-едва расползаются по ней...”

“... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...”

      Получая удовольствие от музыкального произведения “Сирень”, хочется сказать, что  именно белая сирень была “царицей души” у композитора. Никогда он не расставался с маленькой веточкой белой сирени,  даже находясь за границей. Возможно, свою нежную любовь композитор передал в музыкальном образе сирени.

     Порой посмотришь на сирень, и в душу закрадывается “лучезарная грусть”, особенно в период увядания.

Поэт Иннокентий Анненский об этом сказал:
“Чу, ветер прошумел — и белая сирень
Над головой твоей, качаясь, облетает...”

Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном  стихотворении:

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжелые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, —

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь — дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

  1. Чем же схожи описания сирени у художников и поэтов?
  2. Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?: (грозди у сирени тяжелые, мокрые, цветы белые, темно-лиловые), но у Рождественского сиреневый сад — душистое море, осыпающиеся лепестки — лепестковый дождь; пахнет сирень — торжествующе.
  3. Художник использует краски, поэт - слово, но оба изображают сирень. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжёлые гроздья сирени после грозы, её благоуханье. Сирень художника мы видим. И мы чувствуем, что поэт и художник любят сирень, любуются ею, восхищаются щедростью и красотой родной природы.

Составление плана сочинения

I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.

II. Сирень в корзине.

1.Свежие  грозди сирени.
2. Цвета и оттенки сирени.
3.Листочки.

4.Корзина, в которой стоит сирень.

5.Фон картины.

III. “В букете все живет, цветет и радуется”.

Дорогие ребята, сегодня мы  с вами побывали в сиреневом саду, любовались сиренью, вдыхали ее аромат, слушали стихи и прозу о сирени, волшебной и таинственной. У каждого, конечно, создался свой образ сирени, возникли свои воспоминания о поре цветения сирени. Незабываемый музыкально- поэтический образ вы сможете отразить в своем сочинении. Праздник сирени продолжается!

Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". 5 класс.

Уроки по развитию речи всегда требуют большей отдачи как от учителя, так и от учеников.Предлагаю вариант такого урока....

Обучение сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе

Обучение сочинению-описанию по картинеП.П.Кончаловского «Сирень в корзине» Урок развития речи в 5 классе...

Сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». 5 класс.

Урок развития речи, на котором учащиеся знакомятся с творчеством знаменитого художника, готовятся к написанию сочинения по картине, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас и учатся на...

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение - описание по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине" в 5 классе

Презентация содержит материал о творчестве П.П. Кончаловского, легенду о Сирени, стихи о сирени, фотографии сцен балета П.И. Чайковского "Спящая красавица", методические материалы для написания сочине...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"....