Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_lichnym_nablyudeniyam_.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ НА ТЕМУ «ВЫ С НИМ ЗНАКОМЫ»

Цели деятельности педагога

Совершенствовать умение учеников описывать внешность человека; развивать навык монологической речи, внимание учащихся; закрепить орфографические и пунктуационные навыки

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать приемы собирания, оформления и систематизации материалов к сочинению, замысел предстоящего сочинения-описания внешности человека, особенности построения текста описательного характера; уметь собирать материалы к сочинению: определять, что относится к теме будущего сочинения, фиксировать свои наблюдения и мысли, систематизировать материалы, в письменной форме составлять собственный текст-описание внешности человека по личным наблюдениям.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных
учащихся

Основные понятия

Художественный стиль речи

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

отличное –

хорошее –

не совсем готовы –

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учите-

лем

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают

в парах

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Словесно-ил-
люстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход
урока

– Какие типы текста мы с вами изучили?

– Как вы понимаете значение сочетания слов: текст-описание?

– Какие виды сочинений-описаний вам знакомы? (Описание места, действия, природы, предмета, человека и
т. д.)

– Что называется словесным портретом?

– Запишите основные виды словесного описания внешности человека

Смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы.

Уст-
ные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа

«Отгадывание» литературных героев.

Учитель читает описание внешности известных учащимся литературных героев (материал подбирается учителем в соответствии с уровнем подготовки класса из учебника литературы или книг для внеклассного чтения).

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся, подводит к выводу о том, что читатель запоминает в описании внешности героя яркое, индивидуальное, особенное, характерное

Объясняют, кто описан

в отрывке, называют автора книги, ее название

Групповая, ин-дивидуальная

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации

Уст-
ные ответы

4. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Уточнение темы сочинения .

На слайд выносятся записи по мере выдвижения гипотез.

Вы с ним знакомы.

Внешность моего сверстника.

(Определить, кого именно я буду описывать.)

Что я могу показать, например:

1) Все примечательное во внешности.

2) Как выглядит Х в какое-то определенное время, когда возбужден, отдыхает и т. д.

3) Во внешности Х особенное – это...

4) Внешность Х обыкновенна...

5) Мой товарищ обаятелен (неприятен) и т. д.

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к выводу о необходимости художественного описания внешности, использования в тексте эпитетов, метафор, сравнений

Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием уп-

ражнения, об-

суждают

тему сочинения и подсказанные

в задании подходы к раскрытию темы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по
плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Уст-
ные ответы, задают вопросы для уточнения

информации

5. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Обсуждение содержания сочинения. Составление плана

Задание.

Анализ сочинения с недочетами. Переработка сочинения.

ДЕВОЧКА У ОКНА

У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Эта девочка мне незнакома. Ее глаза черные, похожи на каштаны, и большие.

Брови похожи на крылья летящей птицы. Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты. Ресницы длинные. Длинные черные волосы заплетены в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту. Девочка красива.

Беседа.

– Сформулировал автор основную мысль? (Да, девочка красива.)

Что помогает ему эту мысль раскрыть? (Описание больших глаз, похожих на каштаны (очевидно, все же глаза карие, а не черные); бровей, похожих на крылья летящей птицы; описание лица, длинных ресниц, черных волос, заплетенных в косы.)

– Что можно опустить, поскольку не помогает автору решить его задачу? (Упоминание об одежде – эта деталь ничего не прибавляет к раскрытию мысли о красоте девочки.)

– Очевидно, главная красота в лице этой девочки – глаза. Как лучше сгруппировать материал, относящийся к описанию глаз?

– Достаточно ли ярко они описаны? (О глазах, бровях, ресницах надо сказать сразу, а о цвете лица – отдельно, лучше в самом начале сочинения; очевидно, надо больше описать сами глаза, их выражение1.)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают пра-вило контроля

и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Задают вопросы для уточнения

информации, составляют планы сочинения

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Пишут сочинение

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение заданий

и уп-

ражнений

в тетрадях

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

1. В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?

2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии?

3. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание учащихся

за работу
на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.

Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и худо...

Конспект урока в 7 классе "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"

Материал содержит конспект урока "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"...

подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"

Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста  по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Сочинение по личным наблюдениям 6 класс

Сочинение по личным наблюдениям 6 класс...