Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_lichnym_nablyudeniyam_.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ НА ТЕМУ «ВЫ С НИМ ЗНАКОМЫ»
Цели деятельности педагога | Совершенствовать умение учеников описывать внешность человека; развивать навык монологической речи, внимание учащихся; закрепить орфографические и пунктуационные навыки |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые | Предметные: знать приемы собирания, оформления и систематизации материалов к сочинению, замысел предстоящего сочинения-описания внешности человека, особенности построения текста описательного характера; уметь собирать материалы к сочинению: определять, что относится к теме будущего сочинения, фиксировать свои наблюдения и мысли, систематизировать материалы, в письменной форме составлять собственный текст-описание внешности человека по личным наблюдениям. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы | Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных |
Основные понятия | Художественный стиль речи |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. – Давайте определим свое настроение, настрой на работу: отличное – хорошее – не совсем готовы – | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учите- лем | Фронтальная | Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Словесно-ил- | – Какие типы текста мы с вами изучили? – Как вы понимаете значение сочетания слов: текст-описание? – Какие виды сочинений-описаний вам знакомы? (Описание места, действия, природы, предмета, человека и
– Что называется словесным портретом? – Запишите основные виды словесного описания внешности человека | Смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Задают вопросы. Уст- |
3. Выявление места | Эвристическая беседа | «Отгадывание» литературных героев. Учитель читает описание внешности известных учащимся литературных героев (материал подбирается учителем в соответствии с уровнем подготовки класса из учебника литературы или книг для внеклассного чтения). Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся, подводит к выводу о том, что читатель запоминает в описании внешности героя яркое, индивидуальное, особенное, характерное | Объясняют, кто описан в отрывке, называют автора книги, ее название | Групповая, ин-дивидуальная | Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации | Уст- |
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Уточнение темы сочинения . На слайд выносятся записи по мере выдвижения гипотез. ∙ Вы с ним знакомы. ∙ Внешность моего сверстника. (Определить, кого именно я буду описывать.) Что я могу показать, например: 1) Все примечательное во внешности. 2) Как выглядит Х в какое-то определенное время, когда возбужден, отдыхает и т. д. 3) Во внешности Х особенное – это... 4) Внешность Х обыкновенна... 5) Мой товарищ обаятелен (неприятен) и т. д. Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к выводу о необходимости художественного описания внешности, использования в тексте эпитетов, метафор, сравнений | Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием уп- ражнения, об- суждают тему сочинения и подсказанные в задании подходы к раскрытию темы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Уст- информации |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение содержания сочинения. Составление плана | Задание. Анализ сочинения с недочетами. Переработка сочинения. ДЕВОЧКА У ОКНА У окна стоит девочка. О чем-то задумавшись, она смотрит вдаль. Эта девочка мне незнакома. Ее глаза черные, похожи на каштаны, и большие. Брови похожи на крылья летящей птицы. Лицо розоватое, алые губы плотно сжаты. Ресницы длинные. Длинные черные волосы заплетены в одну косу. На косе большой белый бант. Одета она в коричневую юбку и бело-розовую кофту. Девочка красива. Беседа. – Сформулировал автор основную мысль? (Да, девочка красива.) – Что помогает ему эту мысль раскрыть? (Описание больших глаз, похожих на каштаны (очевидно, все же глаза карие, а не черные); бровей, похожих на крылья летящей птицы; описание лица, длинных ресниц, черных волос, заплетенных в косы.) – Что можно опустить, поскольку не помогает автору решить его задачу? (Упоминание об одежде – эта деталь ничего не прибавляет к раскрытию мысли о красоте девочки.) – Очевидно, главная красота в лице этой девочки – глаза. Как лучше сгруппировать материал, относящийся к описанию глаз? – Достаточно ли ярко они описаны? (О глазах, бровях, ресницах надо сказать сразу, а о цвете лица – отдельно, лучше в самом начале сочинения; очевидно, надо больше описать сами глаза, их выражение1.) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план, состоящий не менее чем из 5 пунктов | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают пра-вило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Задают вопросы для уточнения информации, составляют планы сочинения |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа | Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Пишут сочинение | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий и уп- ражнений в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения: 1. В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске? 2. Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии? 3. Каким образом должен составляться план сочинения? Что он должен включать в себя? Из скольких пунктов состоять? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.
Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и худо...
Конспект урока в 7 классе "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"
Материал содержит конспект урока "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"...
подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"
Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...
Презентация урока развития речи "Сочинение по личным наблюдениям"
Тема "Зимушка-зима"...
«И осень в стих ко мне идет сама…». (Подготовка к сочинению по личным наблюдениям и воспоминаниям)
Урок развития речи в 6 классе...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...
Сочинение по личным наблюдениям 6 класс
Сочинение по личным наблюдениям 6 класс...