«И осень в стих ко мне идет сама…». (Подготовка к сочинению по личным наблюдениям и воспоминаниям)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок развития речи в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologcheskaya_karta_uroka_razvitiya_rechi.docx | 57.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: | Русский язык | ||
Учитель | Манаенко Инна Владимировна | ||
Класс: | 6 класс | ||
Тип урока | Развитие речи | ||
Тема урока: | «И осень в стих ко мне идет сама…». (Подготовка к сочинению по личным наблюдениям и воспоминаниям) | ||
Уровень образовательной программы: | базовый | ||
Технологии, используемые на уроке: | Педагогические развивающие технологии:
| ||
Методы: | эвристическая фронтальная беседа, задания с учетом тематики урока, дискуссия, проблемный диалог, обсуждение, информационный поиск. | ||
Цель: Задачи: Планируемый результат (универсальные учебные действия): | научиться писать сочинение-миниатюру на материале непосредственных личных впечатлений , воспоминаний и наблюдений.
Регулятивные: умение высказывать предположения на основе наблюдений над словом «окно», «осень», «музыка осени», «воспоминание», исходя из этого сформулировать тему, проблему урока, цели, пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы. Познавательные: умение выделять главное в значении слов тематической группы «осень», свёртывая информацию до ключевых понятий, строить логически обоснованные рассуждения на тему «воспоминание об осеннем дне», уметь отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения и ответы одноклассников,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; | ||
Формы организации учебной деятельности учащихся | Ресурсы | ||
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Учебно-методический комплекс: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.Русский язык 6 класс Дополнительные:
| ||
Межпредметная связь | Литература, музыка, изобразительное искусство |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
1.Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
2.Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
3.Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
4.Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели занятия и постановки учебных задач. |
5.Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
6.Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
7.Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | Формы и методы диагностики |
I. Этап мотивации (организационный момент -2 мин.) | -эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Звучит музыка, входит учитель с корзиной фруктов и овощей. | У: - Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, мне кое-кто передал для вас эти дары. Да здесь еще и письмо!! (читает письмо) | Учащиеся слушают и отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм, | Регулятивные УУД: Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку | диалог |
II. Актуализация опорных знаний и умений (2 мин.) III.Постановка учебной проблемы (3 мин.) | -организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог. | Текст письма: «Я щедрая волшебница, мне не жалко своего богатства, я раздаю его налево и направо, бросаю горстями, сыплю вам под ноги, в лужи и овраги, на деревья, на кусты, на крыши домой. Не жалко. Веселитесь, шуршите, топчите мое богатство. Я добрая! Но скоро мне возвращаться в свое царство, уже мой брат назначил свидание зиме. Как жаль с вами прощаться!» Учитель делает акцент на букеты, стоящие в вазах, ассоциирующих 2 разных облика осени -раннюю и позднюю. Загадка Во мне четыре буквы, согласные внутри, А по краям — близняшки, две гласных, посмотри. А вместе все сестрёнки свет пропускают в дом. Есть в доме и избёнке. Так речь идёт о чём? Комментарии учителя к результатам задания №1
| У:- Ребята! Что же это за незнакомка? У: - Правильно! Это послание передала вам осень. Она так грустит и не хочет с нами расставаться, что часто плачет холодными дождями, а в ее рыжей копне волос уже часто проглядывается серебристая проседь инея. У:-Сегодня на уроке царствовать будет Осень. Одна осень ранняя , радостная, пышно убранная, богатая урожаем. Другая – грустная, с тихим плачем мелкого дождя, первым снегом. Первую любят за щедрость и красоту. А поздняя осень – это надежда человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся. У:- Осень дала мне в помощники…Отгадайте, что это. (Загадывает загадку) У: - Это окно. Правда, странный помощник! Задание № 1. Подумайте, как может помочь нам окно на уроке? А для этого подберите слова - ассоциация к слову «окно». У: Правильно, окно-источник света («Сквозь стекла в старый кабинет льет солнце золотистый свет…И.Бунин»); источник звука («На дворе выл ветер, была метель…»); с окном связаны наши ожидания, мечты. Сидя у окна, можно мечтать и вспоминать самые яркие моменты жизни, осенние впечатления, тем более, когда на улице ноябрьская непогода. Пусть сегодня на нашем уроке станет чуть-чуть теплее от чувств и воспоминаний о ранней золотой осени. | Дети слушают чтение письма и отвечают на вопрос, ОТВЕТ: Осень Учащиеся отгадывают загадку (ОТВЕТ: ОКНО) ОТВЕТ: ассоциации со словом «окно» «Окно»- наблюдать, смотреть, видеть; мир, свет, очи; смотреть на мир, описывать; слякоть, ноябрь, небо, осень, | Познавательные УУД Подведение результатов диалога под определение понятие «осень» Коммуникативные УУД Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные УУД Обнаруживание и формулирование учебной проблемы совместно с учителем Познавательные УУД Ориентирование в собственной системе знаний и осознание необходимость нового знания Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме. | Фронтальный диалог Обсуждение Фронтальный опрос обсуждение Информационный поиск |
IV.Формулирование темы, целей , планирование деятельности (2 мин.). | – организовать деятельность учащихся по определению темы, цели урока. | У:- Подумайте, о чём сегодня может пойти речь на уроке? Давайте вместе сформулируем тему нашего урока, опираясь на слова-ассоциации У: Правильно, а тема нашего урока, действительно, описание осени по впечатлениям и личным наблюдениям « И осень в стих ко мне идет сама...» У:-У каждого из нас разные воспоминания. Один и тот же предмет мы видим по-своему. -В одно окно смотрели двое… Один увидел — дождь и грязь, Другой — листвы осенней вязь, И осень, небо все хмурное… в одно окно смотрели двое…, а вспоминали о своем… Какова цель нашего урока?
| Учащиеся, опираясь на слова-ассоциации, собственные рассуждения, формулируют тему урока. ОТВЕТ: Тема: «Описание ранней осени по впечатлениям и личным наблюдениям» Учащиеся с помощью учителя определяют цель урока : создать миниатюру - воспоминание о ранней осени на основе личных наблюдений и впечатлений | Регулятивные УУД Определение и формулировка темы, цели урока с помощью учителя. Коммуникативные УУД Оформление своих мыслей в устную форму. | Информационный поиск Обсуждение Информационный поиск Обсуждение | |
V. Открытие нового знания (10 мин.). | – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. | Опорный материал Лирическая миниатюра-произведение небольшого объема, отличается насыщенностью изобразительных средств и информативностью.
| У: Назовите типы речи, в чем особенности каждого? Что такое лирическая миниатюра? Что же будет объектами нашего описания-воспоминания? Вопросы
| Устные ответы учащихся на основе базовых знаний. Работа со словарем, оформление записей на листе заданий. Дети выдвигают гипотезы для объяснения термина-понятия, обсуждают, выдвигают предположения. | Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать индивидуально и коллективно. Познавательные УУД Добывать новые знания с помощью различных источников: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде. | Информационный поиск Обсуждение дискуссия |
VI. Физкультминутка (3 мин.) | -Предупреждение общего утомления учащихся, пере-ключение их с умственной деятельности на умственно-физи–ческую. | Повторяют движения за учителем | ||||
VII. Первичная проверка понимания (15 мин.). | -Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия для первичного закрепления нового знания | Раздает карточки с заданиями Стихи для работы группы №2 1).Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. (Есенин) 2).Туман осенний сам вползает в стих, И в этом полном осени тумане Берёзка пожелтевшая грустит О том, что скоро жизнь её увянет. И осень в стих ко мне идёт сама, | Задание № 1 Дать определение слова «осень», продолжив фразу: «Осень – это…». У: Осень - удивительный художник. Нет поры прекрасней для поэта. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья клёнов, берёзок. Сколько ни смотришь, не перестаёшь удивляться её мастерству. Многие поэты, композиторы, художники были очарованы этим временем года. Почему?
Задание по группам Задание № 1.Найди соответствие, соединив стрелкой понятие с определением
берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба; или кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, отговорила роща золотая, шепчет осенний дождь. Задание для группы №2 Найдите средства художественной выразительности в стихотворениях. Задание для группы №3 Подбери к словам А) Листопад, осень, лес эпитеты, сравнения Б) Грусть, дождь, музыка, листья – метафоры или олицетворения.
| Ответы учащихся (вспоминают, что такое средства художественной выразительности, особенности текста-описания) Работа в группах | Познавательные УУД Ориентирование в собственной системе знаний и осознание необходимость нового знания Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД Формирование Коммуникативные УУД Способность действовать с учётом позиций других Работа в команде | Самостоятельная работа- практикум, взаимопроверка Работа в творческих группах Практикум Практикум Поиск информации для решения проблемной ситуации |
VIII. Применение нового знания (6 мин.) | Закрепить полученные знания и выявить проблемы через выполнение самостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку полученных результатов | отработка умений и навыков по использованию средств худ. выразительности в тексте Слова для справок: волшебная, музыкальная, хрустальными, золотой, багряный, рубиновый, медный, серебряный, улыбчивое, душистые, одинокие, седой, проказник, шалун, красавица, лисица, радостные, сапфировый, угрюмый, как сон, как волшебный рожок. | Творческое задание (Задание «Вставь слово». Осень - (какая?) шкатулка, обладающая (какими?) красками и звуками. В ней много разных мелодий и цветов. Чтобы вдоволь насладиться всей этой музыкой и палитрой оттенков, нужно идти в лес. В октябре лес (какой?) . В нем все звучит по-особенному. (Какой?)… лист и (какая?)… травинка. (Какие?)… травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н. Сладков
Задание № 5. Послушайте музыкальную композицию…. Какие звуки осени вы слышите в ней? Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Запишите 2-3 предложения. | Дети самостоятельно подбирают и вставляют в текст слова в переносном значении составляют индивидуальный текст на тему «Осень-шкатулка». Затем сравнивают полученные тексты с авторским, делают выводы о разнообразии тропов, их роли в художественном тексте и в собственном. | Коммуникативные УУД Общение и взаимодействие с партнёром
Самоопределение и саморефлексия Познавательные УДД обобщение собственного представления о предмете, соотношение изученных понятий с примерами из реальной жизни | Информационный поиск практикум взаимопроверка творческое задание Практикум |
IX. Обобщение знаний, выводы. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Домашнее задание | -зафиксировать новое знание учащихся; -организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке Использовать материал урока для написания сочинения-миниатюры «И осень в стих ко идет сама» | Предлагает каждому выбрать по цвету листок и приклеить на дерево | Задание На кленовых листах напишите миниатюру, используя материал урока. Начать можно с фразы «Мне вспоминается…» или «Никогда не забуду…» 1 вариант – миниатюру «Мелодия ранней осень» 2 вариант-миниатюру «Художница осень » Зачитать несколько работ. У: -Какой замечательный, яркий, необычный портрет осени вы создали Давайте проводим осень: поднимите вверх кленовые листья. И все вместе произнесите слова: «Прощай, Осень!». А эти листья мы сложим в корзины и отправим их Осени в качестве нашего подарка. У: Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока, на сколько успешно они реализовались. -Какая цель ставилась нами в начале урока? Мы справились с ней?
Учитель отмечает самых активных, оценивает их ответы, благодарит всех за работу. Написать сочинение-миниатюру, используя материал урока и личные воспоминания и наблюдения « И осень в стих ко идет сама …» | Индивидуальное творческое задание Зачитывают несколько работ. Учащиеся отвечают на вопросы: -какие задачи были поставлены на уроке - как они реализовались? Каждый ребенок выбирает листок по цвету (цвет соответствует уровню степени успешности на уроке) | Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Разработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы | Самоанализ Самооценка Саморефлексия Самоанализ Самооценка саморефлексия |
Учебно-методический комплекс:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.Русский язык. 6 класс. Учебник.
Дополнительные:
- авторская мультимедийная презентация,
- раздаточный материал для групповой работы.
- Технические средства обучения (компьютер, медиапроектор)
- Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
Песня «Ладошки» (Сл. Игорь Шевчук, музыка Евгения Зарицкая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.
Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и худо...
Конспект урока в 7 классе "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"
Материал содержит конспект урока "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"...
подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"
Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...
Презентация урока развития речи "Сочинение по личным наблюдениям"
Тема "Зимушка-зима"...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...
Сочинение по личным наблюдениям 6 класс
Сочинение по личным наблюдениям 6 класс...
Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»
Технологическая карта урока в 7 классе...