«И осень в стих ко мне идет сама…». (Подготовка к сочинению по личным наблюдениям и воспоминаниям)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Манаенко Инна Владимировна

Урок развития речи в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologcheskaya_karta_uroka_razvitiya_rechi.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:

Русский язык

Учитель

Манаенко Инна Владимировна

Класс:

6 класс

Тип урока

Развитие речи

Тема урока:

«И осень в стих ко мне идет сама…». (Подготовка к сочинению по личным наблюдениям и воспоминаниям)

Уровень образовательной программы:

базовый

Технологии, используемые на уроке:

Педагогические развивающие технологии:

  • технология развивающего обучения;
  • Технология проблемно-диалогового обучения;
  • технология развития критического мышления через анализ средств речи;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • ИКТ-технология;
  • Здоровьесберегающая технология, направленная на уменьшение эмоционального напряжения и улучшения деятельности ЦНС (физкультминутка, релаксация в начале и в конце урока).

Методы:

эвристическая  фронтальная беседа, задания с учетом тематики урока, дискуссия, проблемный диалог, обсуждение, информационный поиск.

Цель:

Задачи:

Планируемый

результат (универсальные учебные действия):

научиться писать сочинение-миниатюру на материале непосредственных личных впечатлений , воспоминаний и  наблюдений.

  1. В предметном направлении:
  • систематизировать изученный материал по теме «Типы речи»;
  •  формировать умение строить текст сочинения в определенной композиционной форме;
  • научить определять основную мысль сочинения – миниатюры;
  •  провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении.
  • формировать навыки использования слов в переносном значении в роли средств художественной выразительности;
  1. В метапредметном направлении:
  • -развить умения грамматического, синтаксического и лексического анализа слов при создании текста –описания;
  •  интерпретировать результаты решения лингвистических задач с целью создания художественного текста;
  • развить учебно-организационные навыки и умения при осуществлении решения лингвистической задачи при написании сочинения;
  • воспитывать чувства красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке через художественное  слово.
  1.  В направлении личностного развития.
  • Воспитывать у учащихся интерес к русскому слову через создание ситуаций успеха;
  • Формировать умение слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;
  • правильно выражать свои мысли в речи; смыслообразование; самоопределение; установление связи между целью учебной деятельности и определением того, «какое значение, смысл имеет данная тема для меня»;
  • участие в коллективном обсуждении проблем;
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, адекватную самооценку.

Регулятивные: умение высказывать предположения на основе наблюдений над словом «окно», «осень», «музыка осени», «воспоминание», исходя  из этого сформулировать  тему, проблему урока, цели, пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

Познавательные: умение выделять главное в значении слов тематической группы  «осень», свёртывая информацию до ключевых понятий, строить логически обоснованные рассуждения на тему «воспоминание об осеннем дне», уметь отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения и ответы одноклассников,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Формы организации учебной деятельности учащихся

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Учебно-методический комплекс: 

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.Русский язык  6 класс

Дополнительные:

  • авторская  мультимедийная  презентация,
  •  раздаточный материал для групповой работы.
  • Технические средства обучения (компьютер, медиапроектор)
  • Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  • Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

Межпредметная связь

Литература, музыка, изобразительное искусство

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

1.Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2.Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация  соответствующих  мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных  процессов (внимание, память).

3.Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

4.Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели занятия  и постановки учебных задач.

5.Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

6.Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

7.Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

8.Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Формы и методы диагностики

I. Этап мотивации (организационный момент -2 мин.)        

-эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала        

Звучит музыка, входит учитель с корзиной фруктов и овощей.

У: - Здравствуйте, ребята!

Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, мне кое-кто передал для вас эти дары. Да здесь еще и письмо!! (читает письмо)

Учащиеся слушают и отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются  в  деловой  ритм,

Регулятивные УУД:

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку

диалог

II. Актуализация опорных знаний и умений

(2 мин.)

III.Постановка учебной проблемы

(3 мин.)

-организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Текст письма:

«Я щедрая волшебница,  мне не жалко своего богатства, я раздаю его налево и направо, бросаю горстями, сыплю вам под ноги, в лужи и  овраги, на деревья, на кусты, на крыши домой. Не жалко. Веселитесь, шуршите, топчите мое богатство. Я добрая! Но скоро мне возвращаться в свое царство, уже мой брат назначил свидание зиме. Как жаль с вами прощаться!»

Учитель делает акцент на  букеты, стоящие в вазах, ассоциирующих 2 разных облика осени -раннюю и позднюю.

Загадка

Во мне четыре буквы, согласные внутри,

 А по краям — близняшки, две гласных, посмотри.

 А вместе все сестрёнки свет пропускают в дом.

 Есть в доме и избёнке. Так речь идёт о чём?

Комментарии учителя к результатам задания №1

 

  У:- Ребята! Что же это за незнакомка?

У: - Правильно! Это послание передала вам  осень. Она так грустит  и не хочет с нами расставаться, что часто  плачет холодными дождями, а в ее рыжей  копне волос уже часто проглядывается серебристая проседь инея.

У:-Сегодня на уроке царствовать  будет Осень. Одна осень ранняя , радостная, пышно убранная, богатая урожаем. Другая – грустная, с тихим плачем мелкого дождя, первым снегом. Первую любят за щедрость и красоту. А поздняя осень – это надежда  человека на то, что красота и тепло лета обязательно возвратятся.

У:- Осень дала мне в помощники…Отгадайте, что это. (Загадывает загадку)

У: - Это окно. Правда, странный помощник!

Задание № 1. Подумайте, как может помочь нам окно на уроке? А для этого подберите слова - ассоциация  к слову «окно».

У: Правильно, окно-источник света («Сквозь стекла в старый кабинет льет солнце золотистый свет…И.Бунин»); источник звука («На дворе выл ветер, была метель…»); с окном связаны наши ожидания, мечты. Сидя у окна, можно мечтать и вспоминать самые яркие моменты жизни, осенние впечатления, тем более, когда на улице ноябрьская непогода. Пусть сегодня на нашем уроке станет чуть-чуть теплее от чувств и воспоминаний о ранней золотой осени.

Дети слушают чтение письма и отвечают на вопрос,

ОТВЕТ: Осень

Учащиеся отгадывают загадку

(ОТВЕТ:  ОКНО)

ОТВЕТ:

ассоциации со словом «окно»

«Окно»-  наблюдать, смотреть, видеть; мир, свет, очи;  смотреть на мир, описывать; слякоть, ноябрь, небо, осень,

Познавательные УУД

Подведение результатов диалога  под определение понятие «осень»

Коммуникативные УУД

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД

Обнаруживание и формулирование учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные УУД

Ориентирование в собственной системе знаний и осознание   необходимость нового знания

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме.

Фронтальный диалог

Обсуждение

Фронтальный опрос

обсуждение

Информационный поиск

IV.Формулирование темы, целей , планирование деятельности

(2 мин.).

– организовать деятельность учащихся по определению  темы, цели урока.

  У:- Подумайте, о чём сегодня может пойти речь на уроке? Давайте вместе сформулируем  тему нашего урока, опираясь на слова-ассоциации  

У: Правильно, а тема нашего урока, действительно, описание осени по  впечатлениям и личным наблюдениям  « И осень в стих ко мне идет сама...»

У:-У каждого из нас разные воспоминания. Один и тот же предмет мы видим по-своему.

-В одно окно смотрели двое…

Один увидел — дождь и грязь,

Другой — листвы осенней вязь,

И осень, небо все хмурное…

в одно окно смотрели двое…, а вспоминали о своем…

Какова цель нашего урока?

 

Учащиеся, опираясь на слова-ассоциации, собственные рассуждения, формулируют тему урока.

ОТВЕТ:

Тема: «Описание ранней осени по впечатлениям и личным наблюдениям»

Учащиеся с помощью учителя определяют цель урока :

создать миниатюру - воспоминание о ранней осени на основе личных наблюдений и впечатлений

Регулятивные УУД

Определение и формулировка темы, цели  урока с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

Оформление своих мыслей в устную форму.

Информационный поиск

Обсуждение

Информационный поиск

Обсуждение

V. Открытие нового знания

 (10 мин.).

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога.

Опорный материал

Лирическая миниатюра-произведение небольшого объема, отличается насыщенностью изобразительных средств  и информативностью.

  1. тезис (это основная мысль, изложенная в одном четком утверждении)
  2. ответ на него.

У:

Назовите типы речи, в чем особенности каждого?

Что такое лирическая миниатюра?

Что же будет объектами нашего описания-воспоминания?

Вопросы

  1. Какую осень вы любите больше всего (осень красок, осень дождей, осень ветров)?
  2. Какой эпизод из осенних воспоминаний является для вас самым ярким? Почему?
  3. Какое осеннее настроение или переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?

Устные ответы учащихся на основе базовых знаний.

Работа со словарем, оформление записей на листе заданий.

Дети выдвигают гипотезы для объяснения термина-понятия, обсуждают, выдвигают предположения.

Коммуникативные УУД

оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать индивидуально и коллективно.

Познавательные УУД

Добывать новые знания с помощью различных источников: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде.

Информационный поиск

Обсуждение

дискуссия

VI. Физкультминутка

(3 мин.)

-Предупреждение общего утомления учащихся, пере-ключение  их с умственной деятельности на умственно-физи–ческую.

Повторяют  движения за учителем

VII. Первичная проверка понимания

(15 мин.).

-Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия для первичного закрепления нового знания

Раздает карточки с заданиями

Стихи для работы группы №2

1).Закружилась листва золотая

 В розоватой воде на пруду,

 Словно бабочек лёгкая стая

 С замираньем летит на звезду. (Есенин)

2).Туман осенний сам вползает в стих,

 И в этом полном осени тумане

 Берёзка пожелтевшая грустит

 О том, что скоро жизнь её увянет.

 И осень в стих ко мне идёт сама,

Задание № 1  Дать определение слова «осень», продолжив фразу: «Осень – это…».

У: Осень - удивительный художник. Нет поры  прекрасней для поэта. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья клёнов, берёзок. Сколько ни смотришь, не перестаёшь удивляться её мастерству. Многие поэты, композиторы,  художники были очарованы этим временем года. Почему?

  • Какая часть речи будет царствовать в ваших текстах? Почему?
  • Какие средства выразительности вы знаете?

Задание по группам

Задание № 1.Найди соответствие, соединив  стрелкой понятие с определением

  •  Метафора-
  •  Эпитет
  • .Олицетворение
  • Сравнение…

берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба; или кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, отговорила роща золотая, шепчет осенний дождь.

Задание для группы №2

Найдите средства художественной выразительности в стихотворениях.

Задание для группы №3

Подбери к словам

А) Листопад, осень, лес  эпитеты, сравнения

Б) Грусть, дождь, музыка, листья – метафоры или олицетворения.

 

Ответы учащихся

(вспоминают, что такое средства художественной выразительности, особенности текста-описания)

Работа в группах

Познавательные УУД

Ориентирование в собственной системе знаний и осознание   необходимость нового знания

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД

Формирование

Коммуникативные УУД

Способность действовать с учётом позиций других  

Работа в команде

Самостоятельная работа-

практикум,

взаимопроверка

Работа в творческих группах

Практикум

Практикум

Поиск информации для решения

проблемной ситуации

VIII. Применение нового знания

(6 мин.)

Закрепить полученные знания и выявить проблемы  через выполнение самостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку полученных результатов

отработка умений и навыков по использованию средств худ. выразительности в тексте

Слова для справок: волшебная, музыкальная, хрустальными, золотой, багряный, рубиновый, медный, серебряный, улыбчивое, душистые, одинокие, седой, проказник, шалун, красавица, лисица, радостные, сапфировый, угрюмый, как сон, как волшебный рожок.

Творческое задание (Задание

«Вставь  слово».

Осень - (какая?)                шкатулка, обладающая    (какими?)              красками  и   звуками. В ней много разных мелодий и цветов. Чтобы вдоволь насладиться всей этой музыкой и палитрой оттенков, нужно идти в лес. В  октябре лес (какой?)              . В нем  все звучит по-особенному.  (Какой?)…   лист  и  (какая?)…   травинка.   (Какие?)…  травы  и (какие?)…    цветы.  (Какой?) … иней  и  бабочки.  (Какое?) …          солнце и (какой?)              ветер.  Увядание  и  расцвет.  Песни  и  тишина.  Грустно  и  радостно!                                                                                                        

   Н. Сладков

  

Задание № 5.  

Послушайте музыкальную  композицию….

Какие звуки осени вы слышите в ней?

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Запишите 2-3 предложения.

Дети самостоятельно подбирают и вставляют в текст слова в переносном значении составляют индивидуальный текст на тему «Осень-шкатулка». Затем сравнивают полученные тексты с авторским, делают выводы о разнообразии тропов, их роли в художественном тексте и в собственном.

Коммуникативные УУД

Общение и взаимодействие с партнёром


Регулятивные УУД

Самоопределение и саморефлексия

Познавательные УДД

обобщение собственного представления о предмете, соотношение изученных понятий с примерами из реальной жизни

Информационный поиск

практикум

взаимопроверка

творческое задание

Практикум

IX. Обобщение знаний, выводы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.).

Домашнее задание

-зафиксировать новое знание учащихся;

-организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке

Использовать материал урока для написания сочинения-миниатюры «И осень в стих ко идет сама»

Предлагает каждому  выбрать по цвету листок и приклеить на дерево

Задание

 На кленовых листах напишите миниатюру, используя материал урока.  Начать можно с фразы

«Мне вспоминается…» или

«Никогда не забуду…»

1 вариант – миниатюру «Мелодия  ранней осень»

2 вариант-миниатюру «Художница осень »

Зачитать несколько работ.

У: -Какой замечательный, яркий, необычный портрет осени  вы создали

Давайте проводим осень: поднимите вверх кленовые листья. И  все вместе произнесите слова: «Прощай, Осень!». А эти листья  мы сложим в корзины и отправим их Осени в качестве нашего подарка.

У:

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока,  на сколько успешно они реализовались.

-Какая цель ставилась нами в начале урока? Мы справились с ней?

 

Учитель отмечает самых активных, оценивает их ответы, благодарит всех за работу.

Написать сочинение-миниатюру, используя материал урока и личные воспоминания и наблюдения  

« И осень в стих ко идет сама …»

Индивидуальное творческое задание

Зачитывают несколько работ.

Учащиеся отвечают на вопросы:

 -какие задачи были поставлены на уроке - как они реализовались?

Каждый ребенок выбирает листок по цвету (цвет соответствует уровню степени успешности на уроке)

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Разработка критериев оценки и определение  степени  успешности своей работы

Самоанализ

Самооценка

Саморефлексия

Самоанализ

Самооценка

саморефлексия

Учебно-методический комплекс: 

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.Русский язык. 6 класс. Учебник.

Дополнительные:

  1. авторская  мультимедийная  презентация,
  2.  раздаточный материал для групповой работы.
  3. Технические средства обучения (компьютер, медиапроектор)
  4. Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.
  6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

Песня «Ладошки» (Сл. Игорь Шевчук, музыка Евгения Зарицкая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.

Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и худо...

Конспект урока в 7 классе "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"

Материал содержит конспект урока "Подготовка к сочинению по личным впечатлениям "Вы с ним знакомы"...

подготовка к сочинению по личным впечатлениям.Сочинение -портрет "Вы с ним знакомы"

Урок развития речи в 7 классе. Готовит к созданию текста  по фотографии. Лучшие образцы литературных образцов, анализ текстов писателей предоставляют по- новому взглянуть на близких и знакомых. П...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Сочинение по личным наблюдениям 6 класс

Сочинение по личным наблюдениям 6 класс...

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы»

Технологическая карта урока в 7 классе...