Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.
учебно-методический материал (русский язык, 8 класс) по теме

Шарун Елена Викторовна

Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и художественном стилях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.                         Речевая деятельность. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.

Цель.                         развивать творческие способности у учащихся, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и художественном стилях речи.

Оборудование.        тексты, рисунки учащихся, фотографии усадеб писателей ( И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова и других).

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.   Ьеседа.

       1) Что такое описание как тип речи?

       2) Что значит деловое и художественное описание?

       3) В каких стилях речи встречаются описания местности?
      4) Какую роль играют такие описания в тескте?

2.   Выразительное чтение текстов.

      (Тексты – на каждой парте. Они могут быть для всех одинаковыми, могут быть разными (по два-три текста) – на усмотрение учителя.)

  1. Остров, на котором стояла дедовская хата, был, конечно, самым таинственным местом на свете.

За домом лежали два огромных глубоких пруда. Там всегда было сумрачно от старых ив и темной воды.

За прудами, вверх по склону, подымалась роща с непролазным орешником. За рощей начинались поляны, заросшие по пояс цветами… За полянами на пасеке курился слабый дымок около дедовского шалаша. А за дедовским шалашом шли неизвестные земли – красные гранитные скалы, покрытые ползучими кустами и сухой земляникой.

(К.Паустовский)

  1. … Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали      извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня, около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями… Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею…

(А. Пушкин)

  1. Белый господский дом и церковь, расположенные на горе, вдруг ярко засеяли посреди темных, покрытых еще густою тенью деревьев и избушек; в свою очередь сверкнуло за ними дальнее озеро; с каждою минутой выскакивали из мрака новые предметы: то ветряная мельница с быстро вращающимися крыльями, то клочок озими, который как бы мгновенно загорался… Наконец-то заблистали вдалеке маковки церквей, глянули кровли, здания, а там выставилась из-за горизонта и вся гора, по скату которой расползался город. На песчаных отмелях широкой реки, огибавшей гору, белелся монастырь.

(Д. Григорович)

  1. Жилище Чурисенка составляли: полусгнивший, подопрелый с углов сруб, погнувшийся набок и вросший в землю так, что над самой навозной завалиной виднелись одно разбитое красное волоковое оконце с полуоторванным ставнем и другое… заткнутое хлопком. Рубленные сени, с грязным порогом и низкой дверью, другой маленький срубец… ворота и плетеная клеть лепились около главной избы… Перед двором был колодезь с развалившимся срубиком… Около колодца стояли две старые, треснувшие и надломленные ракиты с редкими бледно-зелеными ветвями…

(Л. Толстой)

  1. Родовая усадьба Лутовиновых занимала тридцать девять десятин в березовой роще на пологом холме… Иван Иванович (Лутовинов, дядя матери И. С. Тургенев – прим.авт.) построил при въезде в усадьбу большую, просторную каменную церковь.

На расстоянии сотни метров от нее был выстроен из крепкого дуба главный усадебный дом в два этажа… с двумя кирпичными полукруглыми галереями, с колоннами и нишами и деревянными флигелями… Дом и галереи имели вид широко изогнутой подковы. Перед домом был разбит цветник: прекрасные аллеи роз, на клумбах – тюльпаны, ирисы, пионы, левкои, астры. Цветник замыкался зарослями сирени, жасмина, жимолости и акации. В центре – большая клумба пионов, с красивой стройной лиственницей посередине.

Позади дома располагались службы – помещения для прислуги…

Посередине усадебного двора – высокий столб, на нем – двухпудовый колокол и флюгер наверху со сквозной вырезкой цифр «1808» - год основания усадьбы.

Направо и налево от дома – фруктовые сады и ягодники, за ними, около еловой аллеи, - теплицы и оранжереи…

У пологого холма, на котором расположена усадьба, были пруды с земляными плотинами и развесистыми ракитами. Эти пруды замыкали парк с западной и восточной сторон.

( С. Липеровская)

3. Составление простого плана.

(В плане должна быть указана последовательность описания.)

         Первый текст: вид с небольшой возвышенности.

  1. Самый таинственный остров.
  2. Пруды за дедовской хатой.
  3. Роща за прудами.
  4. Поляны за рощей.
  5. Пасека около шалаша за рощей.
  6. Неизведанные земли.

Второй текст: в пути, из окна кареты (в движении).

  1. Речка вытекающая из широкого озера.
  2. На холме над рощей – кровля и бельведер (надстройка над зданием) дома.
  3. Пятиглавая церковь и колокольня.
  4. Избы с огородами и колодезями.
  5. Березовая роща.
  6. Серенький домик с красной кровлей.

Третий текст: вид снизу вверх, в движении.

  1. Дом и церковь на горе.
  2. Дальнее озеро.
  3. Ветряная мельница.
  4. Клочок озими.
  5. Маковки церквей, кровли, здания.
  6. Город на горе.
  7. Монастырь.

Четвертый текст: вид вблизи.

  1. Сруб, вросший в землю.
  2. Сени, порог, низкая дверь.
  3. Маленький срубец.
  4. Ворота и клеть (кладовая) около главной избы.
  5. Колодезь.
  6. Около колодца – две ракиты.

Пятый текст: вид вблизи.

  1. Церковь при въезде в усадьбу.
  2. Дом в два этажа.
  3. Цветник; заросли кустарников, клумба.
  4. Помещения для прислуги.
  5. Посредине двора – столб.
  6. Сады.
  7. Теплицы и оранжереи.
  8. Пруды с плотинами.

4. Слово учителя.

          Итак, описывая местность, мы обращаем внимание на мельчайшие детали,         перечисляем предметы и указываем их расположение или местонахождение.

          В описании местности мы:

  1. обращаем внимание на место, откуда описываем: то ли из окна вагона, машины,        дома, то ли сверху обозреваем окрестность, то ли находимся вблизи описываемого места;
  2.  перечисляем последовательно предметы, которые видим;
  3.  описывая местность, мы высказываем свое отношение к увиденному.

5. Вопросы к учащимся.

  1. Какое из описаний вам понравилось больше?
  2. В каком из текстов передано отношение автора к описываемой местности?
  3. Какими чувствами наполнены описания?
  4. К какому из текстов вы могли бы предложить свои рисунки? Что вы изобразили бы на них в первую очередь?
  5. Все ли тексты написаны в одном стиле?
  6. Какие художественные приемы используют авторы в описании местности?

  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Слово учителя.

У каждого из нас есть любимые места в селе. Они дороги нам, потому что там живут наши близкие или просто потому, что с ними, этими местами, связаны радостные или грустные минуты нашей жизни. В детстве особенно ярки любые впечатления. То, что взрослые порой не замечают, дети увлеченно, до мельчайших деталей рассматриваются, познавая мир.

  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
  2. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Демонстрация рисунков учащихся с изображением местности.

Двор школы или дома; дорога, по которой они идут в школу; вид из окна дома или школы.

  1. «Озвучивание» рисунков.

(Учащиеся подготовили сочинения на одну из данных тем; те, кто не смог нарисовать, зачитывают свои работы.)

  1. Работа на черновиках.

(Ученики делают исправления, вносят дополнения в свои сочинения.)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Закончить работу над сочинением.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным впечатлениям в 6 классе

Цели урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, уяснить жаноровые особенности сочинения-описания, учить отбирать материал к сочинению...

"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".

Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....

Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"

Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...