« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно на устную. Об этом говорит теперь уже не в режиме эксперимента закрепленный экзамен по русскому языку в устной форме. Причина одна: дети мало читают, следовательно, мало говорят, а отсюда - неграмотно пишут. Не спасает, как показывает практика, введенная программа по стратегиям смыслового чтения, потому что, опять, к сожалению, в школах не ведется систематическая работа по данной программе на должном уровне. Речь наших детей бедна, они не стремятся говорить ярко, образно, конструктивно выражать свои мысли. Ученики знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться. Поэтому так важны уроки по развитию речи теперь, хотя часов на них отводится мало, а направлены они, скорее всего, на отработку правил орфографии и грамматики, а должны быть направлены на умение мыслить с помощью языка. Как правило, педагоги не любят уроки по развитию речи, считают их скучными, потому что они требуют большой предварительной подготовки. Поэтому мы писали методическую разработку, придерживаясь следующих направлений:
1) необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность;
2) работать по развитию речи так, чтобы работа носила не ознакомительный, а практический тренинговый характер;
3) развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке;
4)речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать;
5) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни;
6) в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию. Поэтому необходима целенаправленная, специально организованная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._habarova._doc.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная организация Первомайского района,
Томской области, с. Комсомольска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА).
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
Целевая группа: учителя русского языка и литературы, молодые специалисты.
Автор: Хабарова Лилия Ивановна, учитель русского языка и литературы, 2020 год.
Аннотация
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно на устную. Об этом говорит теперь уже не в режиме эксперимента закрепленный экзамен по русскому языку в устной форме. Причина одна: дети мало читают, следовательно, мало говорят, а отсюда - неграмотно пишут. Не спасает, как показывает практика, введенная программа по стратегиям смыслового чтения, потому что, опять, к сожалению, в школах не ведется систематическая работа по данной программе на должном уровне. Речь наших детей бедна, они не стремятся говорить ярко, образно, конструктивно выражать свои мысли. Ученики знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться. Поэтому так важны уроки по развитию речи теперь, хотя часов на них отводится мало, а направлены они, скорее всего, на отработку правил орфографии и грамматики, а должны быть направлены на умение мыслить с помощью языка. Как правило, педагоги не любят уроки по развитию речи, считают их скучными, потому что они требуют большой предварительной подготовки. Поэтому мы писали методическую разработку, придерживаясь следующих направлений:
1) необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность;
2) работать по развитию речи так, чтобы работа носила не ознакомительный, а практический тренинговый характер;
3) развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке;
4)речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать;
5) необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни;
6) в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию. Поэтому необходима целенаправленная, специально организованная работа.
Пояснительная записка
В методической разработке содержится опыт работы на уроках русского языка по развитию речи в 6, 7 классах. Описаны методы и приемы работы на уроках русского языка. Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы, молодые педагоги.
Уроки разработаны в рамках существующей в современной школе программы по развитию речи, что не требует коренной перестройки процесса обучения. Вводимый материал является составной частью программы по русскому языку и литературе, но в отличие от них, во-первых, обеспечивает интеграцию уроков русского языка, литературы и развития речи, во-вторых, содержит материал, позволяющий акцентировать внимание учеников на особенностях описания внешности человека как разновидности описательного типа речи.
Данный материал можно использовать на факультативных занятиях по русскому языку или в профильных классах гуманитарного цикла.
Описание внешности человека. Устное изложение текста художественного стиля.
Цель урока: научиться устно описывать внешность человека в художественном стиле.
На 1 урок отводится 45 минут.
Задачи:
образовательная: повторить типы речи: описание, повествование, рассуждение; научиться описывать внешность человека; узнать о роли описания внешности человека в художественных произведениях и в жизни;
развивающая: сформировать умение описывать внешность человека; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение логически мыслить, сравнивать, обобщать, корректировать результаты своей работы;
воспитательная: воспитывать любовь к разным видам искусства, уважение к человеку; стремление к самосовершенствованию.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать особенности текста-описания, структуру его построения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
регулятивные:
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
- осуществление саморегуляции и самоконтроля;
- высказывание своих предположений.
познавательные:
- отбор и систематизация материала по теме;
- поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников, представление и передача её с учётом заданных условий;
- умение устно и письменно создавать тексты-описания.
коммуникативные:
- сохранение и развитие умения сотрудничать в паре, в группе, коллективно;
- умение отвечать на вопросы, слушать и слышать, высказывать свое мнение.
Предметные:
образовательные:
- знать определение портрета,
- создание плана текста-описания;
- работа с языковым материалом;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- совершенствование орфографических и пунктуационных умений;
развивающие:
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
- способствовать развитию внимания;
- способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- способствовать развитию умения групповой и парной работы, коллективной работы.
воспитательные:
- воспитание уважения к отечественной культуре;
- воспитание эстетического вкуса;
- развитие уважения друг к другу.
Методические приемы: эвристическая беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение творческих заданий по теме, определение портрета, составление плана описания портрета.
Элементы используемых технологий: коллективная форма обучения
Методика создания текстов (методика, обратная методике А.Г. Ривина)
Изучая по частям текст в парах сменного состава по методике А.Г. Ривина, ученик составляет подробный план, который складывается из заглавий этих частей (абзацев). Можно сказать, что план является побочным результатом изучения текста.
Если использовать механизм методики Ривина с противоположной целью: по подробному плану восстановить (или получить новое) содержание текста – получится другой продуктивный вариант учебной работы. Такая методика является обратной методике Ривина.
Организация работы сводной группы
Каждый обучающийся получает тему и ее подробный план. Задача – по плану восстановить содержание темы и оформить текст. Работа в группе осуществляется следующим образом:
1. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит напарника, с которым совместно читает этот пункт и его обсуждает, воспроизводит содержание, которое может ему соответствовать.
2. Напарники обсуждают возможный вариант записи найденного содержания. Этот небольшой фрагмент текста первый ученик записывает у себя в тетради.
3. Первый ученик таким же образом помогает своему товарищу воспроизвести содержание соответствующего пункта его плана, оформить его в письменный текст и записать абзац в его тетрадь.
4. Для проработки второго пункта своего плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого фрагмента темы.
5. Ученик читает и обсуждает со вторым напарником второй пункт плана (при необходимости они могут обращаться к разным источникам, например, использовать учебники, книги, энциклопедии). Общими усилиями напарники формулируют полученное содержание, которое записывает в свою тетрадь первый ученик (это его очередной абзац).
6. Ученик помогает второму напарнику разобраться в очередном пункте его плана, предварительно выслушав пересказ содержания предыдущих пунктов плана. После того, как очередной абзац вторым напарником записан в тетрадь, пара расходится и т.д.
Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст своей темы. После этого он может аналогичным образом прорабатывать следующую тему по предложенному плану. Данная технология используется на последнем этапе формирования текста по предложенной теме.
Варианты использования методики
Методику, обратную методике А.Г. Ривина, можно использовать:
• для написания сочинений по программным темам, изложений, статей. Желательно, чтобы учитель предварительно составил подробные планы сочинений. При этом необязательно (даже нежелательно), чтобы весь учебный класс одновременно приступил к написанию сочинений. Целесообразнее выделить сводную группу.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: тексты - карточки, ПК, проектор, экран, презентация.
Первый блок.
- Организационный момент. Настрой на работу.
- АОЗ. Устный диалог. Учитель: ребята, расскажите о типах и стиля речи.
Ответы: типы: описание, повествование, рассуждение. Стили: научный, официально-деловой, художественный, разговорный, публицистический.
Учитель: скажите, зачем, по-вашему, в художественных произведениях дается описание внешности героев (портрет)?
Ответы: лучше понимаешь характер человека, иногда в портрете можно увидеть отличительные признаки (особенность) человека.
- Подготовка сообщения. Учитель: сравните, пожалуйста, два описания внешности и скажите, чем они отличаются друг от друга и чем можно это объяснить? (Учащиеся читают в группе, индивидуально, отвечают на заданный вопрос).
Текст №1
Мальчику на вид лет 14-15, рост 165 см, нормального телосложения, волосы темно-русые, на голове имеется хорошо видимый шрам. Был одет: серая куртка, бежевые брюки, серо-голубые туфли, синяя спортивная шапочка. (Ответ: четкое, скупое описание, констатация признаков)
Текст №2.
Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку…(Ответ: художественный портрет)
4. Учитель раздает листы. Прочитай и запомни! Работа с информационными листами коллективно или в парах.
Описание внешности может быть научным, деловым, художественным.
Где можно встретить каждое из них? Учитель раздает второй информационный лист. Ответы – подсказки на листах: различи! Исследуй!
(Работа в парах или группах)
( Научное: лапоидный тип карел: обычно характеризуется как относительно низкорослый (155-164 см у мужчин, по данным разных авторов), крайне низколицый, относительно самый широколицый и самый темнопигментированный тип в регионе. Для него характерно ослабление европеоидных черт. В частности, глазная щель, немного зауженная и нередко наклонная, складка верхнего века умеренно развита, нос расширен, переносье понижено. Профиль спинки носа обычно прямой, хотя нередки вогнутые (20—37%) и извилистые (18—25%) формы. Кончик носа приподнят не больше, чем в других этнических группах (кроме финнов-ингерманландцев), подбородок выступающий, губы очень тонкие (11-12 мм), развитие бороды немного ниже среднего уровня, волосы мягкие и прямые, по цвету, самые темные в регионе, белокурых и рыжих волос нет, глаза тоже самые темные, но во всех группах имеются глаза и светлых оттенков (в среднем 35%).
(Деловое: в криминалистике: пол – мужской, возраст – 25-30 лет, национальность – похож на русского, тип лица – европейский, фигура в целом – среднего роста, коренастого телосложения, средней упитанности.
Голова в целом: по размеру – малая, череп по размеру – низкий, форма теменной части – яйцевидная; затылок по контуру – плоский, по положению вертикальный; волосы: по длине – длинные, по густоте – редкие, по форме – прямые, по цвету – темно-русые, контур лобной линии роста – прямой, характер прически – стрижка высокая, зачес назад, над губой небольшие усы).
( В произведениях – художественное:
«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой. Но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое,- что и говорить!- а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи и портов…» Тургенев И.С. «Бежин луг»)
Делаем выводы: в рассказах, повестях, романах встречаются художественные портреты героев произведений.
Учитель: какие произведения, помимо И.С. Тургенева, вы можете назвать, где встречаются портреты героев? (Ответы: Короленко В.Г. «В дурном обществе», В.Г. Распутин «Уроки французского»)
- Устный диалог. Учитель: в обыденной жизни тоже часто возникают ситуации, требующие умения описать внешность человека. Какие это могут быть ситуации? (Ответ: пропал человек, требуется его словесный портрет). Учитель: что необходимо передать при описании внешности человека?
- Учитель: составляем простой план (самостоятельно работают в парах, коллективно, ребята с ОВЗ с помощью учителя).
Ответы - проверка: работая над описанием внешности человека, надо всегда стараться передать:
- детали внешности (глаза, губы, волосы, нос и т. д.);
- особенности характера, вкусы, привычки;
- отношение автора к своему герою.
Учитель: как можно описать внешность человека?
Ответы: внешность можно описать:
- по памяти;
- на основе жизненного опыта;
- по специально организованным наблюдениям;
- на основе прочитанного произведения.
Учитель: нас интересует больше всего художественное описание, основное в таком описании – найти характерные особенности, главное во внешности конкретного человека и суметь передать эти словами.
- Учитель: в каких еще жанрах искусства встречаются портреты? (Ответы: живопись, скульптура). Какими средствами в них создается портрет? (Ответы учащиеся могут взять из информационных листов, которые лежат на партах, в интернете, энциклопедиях и т. д.)
Примерные информационные листы:
(Информационный материал для знакомства: в живописи: миниатюрный, коллективный, камерный, исторический, автопортрет. Если мы присмотримся, портреты могут рассказать нам о чувствах и эмоциях человека, о сфере его деятельности и о характере. На портрете мы можем увидеть, как творец видит человека перед собой. Иногда о творце нам немало могут рассказать материалы и техники, которые он использует. С течением времени портреты, как и другие жанры искусства, менялись: во многом это можно отследить по костюмам и тенденциям, так как для портретов чаще всего надевались самые нарядные костюмы. Также появлялись новые материалы и стили. Известные портретисты: Рафаэль, Рубенс, Тициан, Рембрандт).
(Информационный материал для знакомства: в скульптуре: первые костяные и каменные статуэтки относятся к верхнему палеолиту / около 33 тыс. лет до нашей эры. Термин « скульптура» был введен римлянами и означает» высекать», «вырубать». К скульптурам относятся статуи, бюсты, рельефы. Символами города Москвы по праву считают памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса (1818г.) и Памятник Юрию Долгорукому скульптора Орлова (1956г.) Скульптуру «Рабочий и колхозница» автор Мухина В.И. использовали как символ Мосфильма.
Самый узнаваемый памятник Санкт - Петербурга – памятник Петру 1, который вошел в историю под названием «Медный всадник» скульптора Э.Фальконе, является символом киностудии Ленфильм. По размерам скульптура выделяется, как монументальная, станковая и миниатюрная. По форме изображения различают скульптуру: круглую, рельеф и контррельеф. Круглую скульптуру можно обойти и рассмотреть со всех сторон, а у рельефа объем выделяется от плоскости и рассматривается спереди и сбоку. Рельеф может быть низким – барельеф и высоким – горельеф. Контррельеф углубляется внутрь плоскости. Демонстрируется на греческих масках и римских головах)
Выводы: через описание внешности можно предать внутренний мир героев, выразить свое отношение к нему.
7.Учитель: прочитайте описание внешности человека и скажите, как, по-вашему, относится к нему и как автор сумел это выразить.
Текст №3.
Кирилл Извеков оглянулся. К обрыву вышагивал независимой походочкой молодец, одетый в красную рубашку и короткий рябенький разглаженный пиджачок. Касторовые шаровары его были заправлены в сапоги и выпущены над голенищами, насандаленными ваксой и сбегавшими узенькими гармошками на союзки. Желтоватая шевелюра молодца была аккуратно подстрижена, на вздернутом припухлом носу сидело пенсне мутного стекла со шнурочком. Он был похож одновременно на приказчика и на слушателя вечерних курсов. (Ответ: написано с некоторой долей иронии, много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, человек преподносит себя как блюдо, много эпитетов).
(Для справки: трилогия «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» – этот роман остался незаконченным, опубликованы первая его книга и некоторые главы второй – занимает особое место в творчестве Константина Федина. Работа над трилогией, если вести счет от возникновения замысла, продолжалась более сорока лет. После смерти К.А.Федина (июль 1977 г.) в его архивах и на рабочем столе осталось большое количество набросков, эпизодов и сцен второй книги «Костра», которые должны были открыть для нас окончательно взаимосвязь, соотнесенность и цельность многотомного ансамбля).
8.Учитель: прочитай и запомни! Открывается следующий информационный лист.
Сочинение, в котором описывается внешность человека, не должно быть простым перечислением деталей внешности. Оно должно иметь свой замысел, основную мысль, являться стержнем сочинения, надо уметь уловить самое характерное для данного человека, то, что составляет его индивидуальность.
Кроме того, сочинение должно быть последовательным: нельзя повторять одно и то же несколько раз, нельзя прервать одну мысль, потом переключаться на другую, а затем опять возвращаться к первой.
внешность человека, его одежда, манеры, привычки помогают раскрыть его внутренний мир. Надо стараться подметить именно то в человеке, что позволяет через внешние проявления заглянуть во внутренний мир.
Выводы: в общем виде требования к сочинению указанного типа можно сформулировать через алгоритм. Ребята составляют алгоритм работы над сочинением и зачитывают его.
- Найди свой подход, замысел, основную мысль, они сделают сочинение цельным.
- Соблюдай последовательность в описании.
- Не подменяй описание повествованием.
- Постарайся раскрыть через описание внешности внутренний мир человека, отразить его индивидуальность.
9.Учитель: прочитай описание внешности Адама Соколовича из рассказа И. Бунина «Петлистые уши» и проанализируй его (работа в группах):
- определи замысел этого описания;
- детали внешности, помогающие раскрыть основную мысль описания;
- авторское отношение к герою рассказа.
Текст №4
Необыкновенно высокий человек, который называл себя бывшим моряком, Адамом Соколовичем, многим встречался в этот темный и холодный день то возле Николаевского вокзала, то в разных местах Невского проспекта…Не заметить и не запомнить его было нельзя, и всякий, кому он попадался на глаза, испытывал чувство смутной неприятности, какого-то беспокойства и, отворачиваясь, думал:
- Ах, какой ужасный господин!
Его обувь, узкие брюки, драповое пальто, забрызганное сзади грязью, и кожаный английский картуз говорили о том, что они носятся давно, бессменно и во всякую погоду. Необыкновенно высокий, худой и нескладный, долгоногий и с большими ступнями, со свежевыбритым ртом и желтоватой, довольно редкой американской опушкой под сильно развитой нижней челюстью, с лицом мрачным, недоброжелательным и сосредоточенным, не выпуская длинных рук из карманов и равномерно жуя мундштук папиросы, он подолгу стоял перед витринами. Точно ли уж так интересовали его все эти галстуки, часы, чемоданы, писчебумажные принадлежности? Сразу было видно, что нет, что он из числа тех странных людей, которые скитаются по городу с утра до вечера единственно потому, что могут думать только на ходу, на улице, или вследствие бездомности, в ожидании чего- нибудь.
10. Учитель: перескажи текст близко к тексту.
Устное изложение текста завершает первый час работы по теме. Это может быть и домашним заданием для ребят.
11. Рефлексия. Учитель: проанализируйте свою работу на уроке. Ребята делятся впечатлениями о работе на уроке, что удалось сделать, что нет. Какую задачу надо поставить на следующий урок, чтобы получить результат.
Сочинение – описание внешности человека по личным наблюдениям
( на основании личного опыта) – второй блок.
Урок 2, 3 -90 минут.
Цель урока: научиться выделять главное и второстепенное в составлении описания внешности человека (работа с деталью).
Задачи остаются (см. 1 урок)
- Организационный момент. Настрой на работу.
- АОЗ. Устный монолог. Учитель: перескажите, пожалуйста, текст №4 близко к тексту.
- Устный диалог. Расскажи все изученное об описании внешности человека и о требованиях к сочинению такого типа.
- Учитель: прочитайте ниже данные тексты и скажите, почему оба считаются неудовлетворительными. Работа в группах или парах.
Текст №1.
Ей 14 лет. Черты лица мелкие, лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы короткие, белесые. Нос небольшой, с горбинкой, рот маленький, губы красные.
Текст №2.
У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Черные густые волосы собраны в хвостик. Глаза светлые озорные. На лбу чёлка, которая придает ее задорный вид.
Ответы: тексты немногословные, предложения нераспространенные. Словарь беден. Преобладают простые предложения. Описания как констатация фактов.
Учитель: прочитайте два варианта одного и того же сочинения и скажите:
- какова основная мысль обоих сочинений;
- что автор изменил в своем сочинении, чтобы главная мысль была выражена чётче.
Текст №3
Портрет моей подруги.
У моей подруги обыкновенная, по-моему, привлекательная внешность. Чёрные волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на её круглой голове. Длинный нос некрасиво прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза. Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные. Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные, а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней три дня. Я поняла свой поступок, но не осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе встретились в подъезде, я взглянула в её глаза. Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые.
Текст №4.
У моей подруги обыкновенная, но, по-моему, привлекательная внешность. У неё, как у многих, коротко постриженные волосы (чёрные цвета). Большие яркие губы и длинный нос. Пожалуй, он даже немного портит её лицо. Но самое главное в её лице для меня – чёрные большие глаза под большими чёрными бровями. Это глаза очень внимательного, умного, живого человека. В них выражается и настроение моей подруги, и её отношение к человеку. Когда она радуется, глаза у неё становятся блестящими и даже как будто светлеют. Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как будто сказала: “Ты не права, слышишь?” А когда мы через несколько дней встретились, я почему-то не смогла признаться, что поняла свою ошибку, я просто взглянула в её глаза. И они как бы сказала мне: “Я всё поняла”. При этом они были такие радостные и весёлые!
Ответы: второй текст более добрый. Акцент сделан на глаза, которые скрывают некрасивые черты лица, они описаны детально.
5.Учитель: Прочитай портретную лексику и дополни каждую группу. ( Словарь приводится расширенный, для учащихся дается в сокращенном виде).
Волосы: аспидно-черные, белесые, белобрысые (разг.), белокурые, белоснежные, белые, бесцветные, блестящие, вороные, вороньего крыла, выгоревшие, выцветшие, горчичные, желтые, золотистые, золотые, иссиня-черные, каштановые, линялые, льняные, медно-золотистые, медно-рыжие, медные, мочальные, овсяные, огненно-красные, огненно-рыжие. Лицо: асимметричное, безбородое, безбровое, безусое, белобородое, большеглазое, большое, бородатое, бритое, бровастое (разг.), брыластое, бугристое, глазастое (разг.), голое, горбоносое.
Лоб: большой, вдавленный, возвышенный (устар.), выпуклый, высокий, громадный, квадратный, крутой, массивный, могучий, нависший, низкий, овальный, огромный, открытый, плоский, покатый, пологий, продолговатый, прямой, сократовский, тяжелый, узкий, четвероугольный (устар.), четырехугольный, широкий, белый, бледный, блестящий,
Брови: большие, висячие, вихреватые, вскинутые, высокие, вычерченные, длинные, дугообразные, изломанные, изогнутые, косые, круглые, крылатые, нависшие, надвинутые, неровные, низкие, опущенные, очерченные, писаные, поднятые, подчеркнутые, прямые, разлатые (простореч), разлетистые, резкие, сдвинутые.
Глаза: агатовые, акварельные, антрацитовые, белесые, белые, бесцветные, бирюзовые, бледные, блеклые, васильковые, вылинявшие, выцветшие, голубовато-серые, голубые, дегтярно-черные, дегтярные, дымчатые, желтые, желудевые, жемчужно-серые, жемчужные, зеленые, золотистые, золотые, изумрудные, иссиня-черные, капустные, карие, коричневые, кофейные, красные, лазурные, матовые, медовые, молочно-голубые, оливковые, оловянно-мутные, оловянные, ореховые, полуденные (устар. поэт.), полуночные (устар. поэт.), сапфирные (устар.), сапфировые, светло-голубые, светло-зеленые, светло-карие, светло-синие, светлые. Взгляд (взор): беглый, быстрый, длинный, долгий, затяжной, короткий, летучий, мгновенный, мимолетный, молниеносный, неторопливый, спешный, стремительный, тягучий, бархатный, бегающий, бездонный, безжизненный, безмолвный, бешеный, блеклый, блестящий, буравящий, влажный, внимательный, водянистый, воспаленный, всевидящий, всепроникающий, выцветший, вялый, гипнотизирующий, гипнотический, глубокий, говорящий, горячий, горящий (поэт.), жадный, жаждущий, жалящий, жаркий, жгучий, жесткий, живой, зажигательный, заспанный, застывший, затаенный, затуманенный, значащий, значительный, зоркий.
Нос: большой, большущий (разг.), длинный, здоровенный (разг.), короткий, крохотный (разг.), крошечный, крупный, маленький, массивный, огромный, солидный, тяжелый, увесистый (разг.), античный, буграстый (простореч.), вздернутый.
Щеки: бархатистые, бархатные, брыластые (разг.), брюзглые (разг.), бульдожьи, ввалившиеся, впадшие, впалые, втянутые, выхоленные, вялые.
Рот: безгубый, беззубый, безусый, большой, глубокий, голый, губастый (разг.), детский, длинный, закрытый, зубастый, зубатый (разг.), клыкастый (разг.
Губы: алые, белые, бескровные, бесцветные, бледные, блеклые, вишневые, глинистые, карминные, карминовые, коралловые, красные,
Голос: бабий, бархатный, басовитый, громкий, громовой, грохочущий, грубый, грудной.
Улыбка: белозубая, бессильная, бледная, блуждающая, водянистая, всегдашняя, вымученная, вялая, горячая.
Смех: адский (разг.), бархатный, басистый, басовой (басовый, устар.), беззвучный, беззубый, безудержный, бесшумный, бешеный (разг.), брызжущий, буйный, быстрый, визгливый, внезапный, высокий, гармонический (устар.), генеральский, глухой, гогочущий (простареч), гомерический, гортанный, громкий, громовой, грубый, грудной, гулкий, густой, деревянный.
Подбородок: большой, бульдожий, волевой, выдвинутый, гладкий, грузный, двойной, длинный, жилистый, квадратный, крепкий, кривой, круглый, крупный, крутой, массивный, морщинистый, мягкий, мясистый, нежный, овальный, округлый, острый, отвислый, пухлый, раздвоенный, сморщенный, срезанный, твердый, толстый, тройной.
Борода: большая, веником (разг.), двойная, длинная, дощечкой, клином, клинообразная, козлиная, козья, короткая, круглая, лопаткетая, лопаткой (разг.), лопатовидная, лопатой, окладистая. жесткая, жидкая.
Шея: атласная, атлетическая, бархатная, боксерская, высокая, вытянутая, гибкая, гладкая, девичья, длинная, дряблая, жилистая, жирная, изящная.
Плечи: античные, атлетические, богатырские (нар.-поэт.), большие, величавые, вислые, выносливые, высокие, дряхлые, дюжие (простореч.), заостренные, изящные, квадратные, костлявые, косые, красивые, крепкие, круглые, крутые, ладные, литые, могутные (нар.-поэт.), могучие.
Грудь: атлетическая, богатырская, бугристая, впалая, выпуклая, выпяченная, высокая, вялая, горбатая, громадная, дебелая (простореч), девическая, девичьямогучая, молодецкая (нар.-поэт.), мощная.
Живот: барабаном, большой, вздутый, вислый, впалый, втянутый, выпуклый, грузный, жирный, круглый, мягкий, мясистый, набитый, навислый, огромный, округлый, отвислый, полный, пустой, толстый, тощий, тугой, упругий, яйцеобразный.
Рука (руки):> аккуратные, аристократические, атласные, барские, барственные, бархатистые, бархатные, безмускульные, бескостные, бессильные, богатырские, боксерские.
Ладонь: большая, влажная, горячая, громадная, грубая, длинная, душистая, жесткая, загрубелаяминиатюрная, мозолистая, мощная, мягкая, мясистая, натруженная, нежная, нерабочая, огромная, плоская, прямая, пухлая, рабочая, сильная, слабая, сморщенная, сухая, твердая, теплая, тонкая, трудовая, тяжелая, узкая, холодная, цепкая, черная, черствая.
Пальцы: белоснежные, белые, бледные, восковые, грубые, длинные, жесткие, жилистые, жирные, загорелые, загрубелые, заскорузлые (простореч.), изящные, исхудалые, коричневые, короткие, корявые (разг.), костлявые, кривые, крупные.
Ноги: голенастые, громадные, длинные, дугой, дугообразные, жилистые, задубелые (простореч.), изящные, исхудалые, кавалерийские, колесоватые, колесом (разг.), короткие, костистые, костлявые, красивые, кривые.
Тело: атлетическое, бессильное, богатырское, болезненное, больное, большое, бренное, воздушное, выхоленное, вялое, геркулесовское, гибкое, гигантское, горячее, грациозное, громадное.
Стан: бесподобный, воздушный, высокий, гибкий, дивный, изящный, красивый, крепкий, круглый, легкий, полный, полувоздушный, прекрасный, пышный, стройный, сухощавый, тонкий, тучный, хрупкий, худощавый, чудесный, чудный.
Походка: балетная, беззвучная, бесшумная, бодрая, бойкая, бравая, военная, воздушная, вялая, гибкая, грациозная, грузная, девичья, деревянная, зыбкая, изящная, кавалерийская, ловкая, маршевая, машинальная, мелкая, мешковатая, молодецкая, морская, мужская, мягкая.
Возможна работа с таблицей:
Детали | Рабочие материалы |
Рост | огромный, маленький, высокий, впечатляющий, низкий, средний и т. д. |
Фигура | крупная, тоненькая (талия), осиная (талия), полная, неуклюжая, расплывшаяся и т. д. |
Походка | легкая, воздушная, неуклюжая, быстрая, неторопливая, подпрыгивающая, медлительная, свободная, медвежья, похожая на… |
Лицо | удивительное, красивое, сияющее, умное, внимательное, доброе, заботливое, худощавое, грустное, испуганное, серьезное, открытое, капризное, хмурое, злое; светлее, освещает, озаряется улыбкой, вспыхивает светом, омрачается, когда, хмурится, расплывается в улыбке; похожее на весеннее солнышко, круглое, как блин, похожее на… |
Лоб | высокий, крутой, благородный, с глубокими морщинами, с легкими морщинками, открытый, узкий, гордый и т. д. |
Губы | как спелые вишни, бесцветный, большие, крупные, тонкие, алые, бантиком, растянутые в улыбке и т. д. |
Нос | короткий, большой, с горбинкой, хищный, острый, пуговкой, орлиный, правильный и т. д. |
Глаза | цвет: карие, голубые серые, бесцветные и т. д.; искрящиеся, живые, бархатные, раскосые, бездонные, прищуренные, открытые, злые, лучистые, задумчивые, лукавые, озорные, правдивые, смущенный взгляд, холодные, удивленные, укоризненные, яркие, внимательные, добрые; вглядываются, впиваются, сверлят, лучатся, сияют и т. д. |
Взгляд | пристальный. изучающий. внимательный, , удивленный, презрительный, открытый; горит, пронзает и т. д. |
Волосы | мягкие, пушистые, короткая стрижка, развевающиеся, волнистые, кудрявые, взъерошенные, лохматые, ежиком, тяжелые; цвет: русые, каштановые, блондинка и т. д.; спускаются волнами, вьются, напоминают пушистый одуванчик, милые кудряшки и т. д. |
Голос | ласковый, властный, звонкий, волнующий, глухой, еле слышный, низкий, равнодушный, тихий, громкий и т. д. |
Одежда | опрятный вид, аккуратная, струящаяся и т. д. |
- Учитель. Ребята, а еще можно работать с портретом с помощью анализа языковых особенностей портрета.
Учитель предлагает коллективную работу по карточке – портрету по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».
Карточка: Лидия Михайловна - учительница французского языка у главного героя. Она же классный руководитель:
"...Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно..."
Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет. Она также следит за жизнью своих учеников:
"...Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания..."
Возраст Лидии Михайловны - около 25 лет:
"...Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того..."
Внешность Лидии Михайловны в цитатах:
"...Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят..."
"...Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее..."
"...я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости <...> а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем; по голосу, по походке - мягкой, но уверенной, свободной, по всему ее поведению в ней чувствовались смелость и опытность..."
"...Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате..."
Учитель: определите в описании Лидии Михайловны известные вам грамматические средства создания портрета.
В ходе работы составляется таблица. Сначала в левой части записываются приемы и средства создания описания внешности человека, знакомые 7-классникам на данный момент обучения. В правой части находим подтверждения-примеры в тексте.
Грамматические средства создания описания внешности человека | Примеры |
Прилагательные | Аккуратная, умная, красивая; женская молодая пора; особое, сказочное; правильное, не слишком живое лицо; тугая улыбка; черные волосы; осторожное недоумение, мягкая, свободная, уверенная походка. |
Существительные, обозначающие признак/действие как предмет | Запах духов, дыхание, недоумение с хитринкой, отсутствие жестокости, смелость и опытность. |
Причастия | Прищуренные глаза; редко раскрывающаяся до конца улыбка; коротко стриженные волосы. |
Деепричастия | - |
Глаголы | - Сидела, исходило, чувствовались, становится, доходил; - Чувствовал, принимал, помню, думаю. |
6.Эвристическая беседа:
Учитель: рассмотрите внимательно текстовые примеры. Какой признак является основным в описании? Какими средствами языка это достигается?
(Ответы: подчеркивается смелость и в то же время доброта учительницы; обилие прилагательных и причастий.)
Учитель: выделите слова, с помощью которых передается внутренний мир учительницы, ее душевные качества.
(Ответы: красивая в своей женской молодой поре, не было жестокости, а осторожное, с хитринкой недоумение; смелость и опытность).
Учитель: какие это грамматические категории? (Ответы: в основном существительные, обозначающие признак/действие как предмет).
Учитель: почему автор использует именно эту категорию? (Ответы: автору важно показать, что эти качества присутствуют постоянно в характере Лидии Михайловны, а именно имена существительные, обозначающие действие/признак как предмет подчеркивают статичность, сохраняя в то же время динамику восприятия описываемого предмета).
Учитель: почему автор не употребил ни одного деепричастия? (Ответы: деепричастия, как правило, обозначают добавочные действия. Здесь же важно было показать не действия учительницы, а ее постоянные качества и черты характера).
Учитель: какие изобразительно-выразительные средства языка свойственны описанию внешности человека? Заполняем аналогичную таблицу. Работа в парах или коллективная.
Тропы, фигуры речи | Примеры |
Эпитет | Красивая вся в ее женской молодой поре; не слишком живое лицо; тугая улыбка; загадочный французский язык; осторожное недоумение; мягкая походка. |
Метафора | - |
Сравнение | Запах духов, который я принимал за самое дыхание. |
Инверсия | - |
Бессоюзие | - |
Антитеза | Она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка; но при всем этом не было в ее лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой недоумение; мягкая, но уверенная, свободная походка |
7.Эвристическая беседа.
Учитель: почему в тексте нет метафор, инверсий, бессоюзия?
(Ответы: внешность учительницы – самая обычная, у автора не возникает никаких ассоциативных связей; портрет дан в результате раздумий-воспоминаний, автор строго отобрал именно те черты внешности и характера, которые должны подчеркнуть особенность учительницы, поэтому отсутствуют инверсия и бессоюзие).
Учитель: какую функцию в тексте выполняют другие средства языка? Найдите и выделите антитезы, раскройте роль каждого противопоставления в реализации замысла автора.
(Ответы: молодая, но нет жестокости, присущей другим учителям… - подчеркивается отличие учительницы от других, ее особенность, своеобразное возведение ее на легкий пьедестал, недоступный остальным; походка мягкая, но уверенная, свободная – подчеркивается нежность, мягкость натуры, внешности, с одной стороны, и уверенность и силу духа, с другой; детское недоумение: как я здесь очутилась и что я здесь делаю…, смелость и опытность учительницы – в учительнице с непосредственностью, живостью натуры «уживается» жизненный опыт, рассудительность, смелость и уверенность).
Учитель: в рассказе есть сравнение, когда учительница сравнивается с директором школы. Это сравнение скрытое, ярко не выраженное. Найдем описание внешности директора школы и попробуем доказать, что сравнение с Лидией Михайловной существует.
(Ответы: Он (директор) расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть поперед директора, и погонял: «Отвечай, отвечай. Мы ждем. Посмотрим,.. что ты нам скажешь».)
Учитель: какое впечатление на вас произвел портрет директора?
(Ответы: неприятное).
Учитель: почему?
(Ответы: все слова, подобранные автором для описания внешности директора, - «неприятные, с отрицательной оценкой: расхаживал, оттопыривающийся темный френч, наглухо застегнутый, погонял).
Учитель: как эти детали соотносятся с манерой директора вести себя?
(Ответы: директор «закрыт» для учеников, он весь в своих проблемах, ему не важно, что чувствует ученик, ему важно видимое раскаяние ученика, а внутренние мотивы поступков его не интересуют, поэтому директор – наглухо застегнут, причем не только снаружи, но и в душе).
Учитель: как соотносится описание внешности директора с описанием Лидии Михайловны?
(Ответы: эти два описания сравнимы друг с другом: описание директора выгодно подчеркивает духовный мир учительницы, ее душевность, ее отзывчивость и внимание к другим).
8. Учитель: итак подводим итоги и делаем выводы: через внешность (портрет) можно описать характер человека.
Составляем алгоритм работы над сочинением.
- С чего начинаем работу над сочинением? (С заглавия.)
- Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста.
- Составим план сочинения. Сколько составных частей мы выделяем в сочинении? (Три)
- Какие? (Вступление, основная часть, заключение)
- Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение? (Указать, о ком пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.)
Учитель: ребята, давайте попробуем написать вариант вступления к сочинению описания внешности человека. Напишите вступление.
Дети пишут на черновиках. Прослушиваются 2–3 варианта, исправляются ошибки, отмечаются достоинства.
Учитель: как можно закончить сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку.)
9. Рефлексия. Ребята, оцените свою работу и работу своего партнера или группы. Что получилось, над чем еще предстоит поработать?
Ребята оценивают себя и работу в парах или группе.
10. Домашнее задание: подготовить рабочие материалы для написания сочинения.
Вопросы в помощь при подготовке рабочих материалов.
1) Приготовьте рабочие материалы.
2) Подумайте, можно ли с помощью этих рабочих материалов описать внешность человека.
3) Можно ли по рабочим материалам определить замысел будущего сочинения? Определите его.
4) Рассмотрите графу «Детали внешности». Определите, есть ли композиционная закономерность в раскрытии основной мысли. Если нет, составьте соответствующий план наблюдений адекватно замыслу.
5) Все ли композиционные части представлены в рабочих материалах? Если нет, расширьте список.
6) Все ли детали внешности вы будете описывать? От чего зависит отбор деталей для описания?
7) Какие примеры из рабочих материалов вы не будете использовать? Почему?
8) Какие примеры из рабочих материалов не соответствуют замыслу автора?
9) Дополните рабочие материалы примерами.
10) Сделайте вывод: от чего зависит выбор композиции и языковых средств при написании сочинения?
Урок 4. Время выполнения - 45 минут-90 минут (согласовать с Рабочей программой по курсу)
Цель: создать текст сочинения – описания внешности человека на основе личных наблюдений.
1.Организационный момент. Настрой на работу.
2. Творческое задание. Выполняют индивидуально.
Варианты:
1) вы принесли на урок фотографии ваших мам и бабушек. Попробуйте описать их. Отметьте самое яркое, индивидуальное, неповторимое. Не обязательно описывать все детали внешности. Первой фразой вашей письменной работы будут слова «Вглядитесь в…»;
2) напишите портрет вашего друга;
3) если у вас есть любимый литературный герой, создайте свой портрет этого персонажа.
3. Рефлексия. Ребята оценивают свою работу на уроке.
Приложение №1
- Материалы к уроку из истории скульптуры на Руси и в России
История развития скульптуры в России богата трагедиями, легендами и даже комедиями.
В языческой Руси скульптура занимала особое место и как вид изобразительного искусства была наиболее развита по сравнению с другими видами. Славянские мастера объемного изображения владели способами резьбы по дереву и по камню, создавая идолов для языческих капищ и украшая свои жилища резными наличниками, ставнями, причелинами и лобовыми нарядными досками. С принятием христианства в 988году с целью уничтожения язычества круглая скульптура была на долгое время запрещена. Исключение составляет рельефная резьба по камню, украшавшая белокаменные храмы Владимиро-суздальского княжества, да ажурная резьба по дереву на теремах и избах.
Известен комический случай появления обнаженных фигур, символизировавших стороны света, на Спасской башне Московского Кремля в 20-е годы XVII века. Но церковь запретила такую вольность. Сначала статуи одели в суконные кафтаны, а затем и совсем убрали.
Лишь при Петре I скульптура была официально разрешена. Она украсила Триумфальную арку в честь взятия Азова, появилась во дворцах и парках и даже в храмах. Известно, что скульптурой украшены ворота Петропавловской крепости, а Петропавловский собор украшен барельефами. Имели скульптуры дворец Меншикова и здание Двенадцати коллегий. В Италии были заказаны скульптуры для Летного сада. Всего при Петре I в Россию из Европы было ввезено более 300 мраморных скульптур.
Своих скульпторов в России тогда еще не было, поэтому для начала обратились к иностранным мастерам. Таким иностранцем и стал талантливый скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Сорокалетний итальянец приехал в Россию со своим шестнадцатилетним сыном-учеником, подписав договор о службе на 3 года, а остался до конца жизни. Именно ему принадлежит первая конная скульптура в России, запечатлевшая образ Петра I. Ему же обязана российская история и культура, сохранением подлинных черт и облика первого российского императора, имеющая две гипсовые маски – прижизненную и посмертную снятые с лица императора.
Первым подлинно русским скульптором стал сын помора резчика по кости Федот Шубин. Получив прекрасное образование сначала в России, а затем за границей, он мастерски оживлял мрамор. Его резцу принадлежат портреты-бюсты целого поколения великих людей России второй половины 18 века. Это бюсты Ломоносова, Екатерины II, Шувалова, Потемкина-Таврического, Голицына и многих других.
Первой скульптурой Москвы стал памятник национальным героям России гражданину Нижнего Новгорода Козьме Минину и князю Пожарскому, положившим конец польско-литовской интервенции и «смутному времени». Первый памятник, созданный на народные средства. Он занял почетное место на Красной площади. На примере этого памятника легко объяснить понятия скульптуры круглой – фигур Минина и Пожарского, стоящих на постаменте и рельефа, который находится на двух гранях постамента и изображает патриотов родины, записывающихся в народное ополчение и собирающих пожертвования на вооружение. Памятник горячо приветствовали во всех городах России, пока везли из Санкт-Петербурга в Москву. В 1818 году состоялось открытие при большом скоплении народа.
Современному человеку трудно представить площади, скверы и парки без скульптур и памятников. Они организуют пространство и являются носителями гражданского, патриотического, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
- Работа по картине В.А. Тропинина «Кружевница».
Итак, вы рассмотрели картину В.А.Тропинина «Кружевница» и, я думаю, получили истинное наслаждение. Действительно, трудно оторвать взгляд от этого портрета: такой притягательной силой обладает лицо этой девушки, хотя нельзя его назвать безукоризненно красивым. Чем же оно покоряет нас, зрителей? Вглядитесь в него! Сколько обаяния во всём облике девушки: тёмные, гладко зачёсанные волосы, густые брови, непокорные завитки волос, нежный румянец щёк, чуть вздернутый нос, глубокий взгляд выразительных карих глаз – от всего этого веет прелестью и таинственностью.
Она плела кружево, но что-то отвлекло её внимание от работы, очевидно что-то приятное. Правда? Обратите внимание: лёгкая улыбка чуть тронула её пухлые губы, весёлый взгляд, в котором поблёскивают лукавые искорки, обратился туда, где находится что-то, что привлекло её внимание, пальцы, сжимавшие коклюшки, замерли…
Если мы отойдём немного подальше от картины и посмотрим на весь портрет девушки, то невольно задержим взгляд на белой ткани и кружевах. Они воздушной волной покрывают стол и высвечивают, оттеняют необыкновенное обаяние девушки, переливчатую гамму сиренево-серых тонов косынки и скромного платья, подчёркивают искусную работу кружевницы.
А теперь подойдём ближе, чтобы рассмотреть руки кружевницы и полюбоваться мастерством художника в изображении тонких и грациозных пальцев девушки. Тропинин заставляет нас также любоваться скульптурной чёткостью её обнажённой руки, изяществом линий.
Учитель:
Благодарим экскурсовода за интересный рассказ, ну, а мы будем анализировать фразы экскурсовода, которые он использовал для привлечения внимания к отдельным деталям.
– На какие детали картины обратил внимание экскурсовод?
– Почему, говоря о лице девушки, экскурсовод восклицает: «Вглядитесь в него!»
– Как экскурсовод обратил наше внимание на взгляд девушки?
– Почему экскурсовод предложил отойти подальше от картины?
– Когда экскурсовод пригласил нас подойти поближе, что вы смогли рассмотреть?
Учитель:
– Вглядитесь в лицо этой девушки. Нам хочется любоваться им. Почему же оно обладает такой притягательной силой? Чем привлекает зрителя это лицо? Какие имена прилагательные можно использовать для описания лица кружевницы?
Ответы учащихся:
– У кружевницы выразительные глаза. Мягкие черты лица. Лицо приятное. Очень красивые карие глаза. Глаза как будто притягивают.
Учитель:
– Чем поражает взгляд кружевницы? Как художник передаёт это. Какие словосочетания можно подобрать для описания взгляда девушки?
Ответы учащихся:
– Взгляд поражает загадочностью, таинственностью. Взгляд приветливый, весёлый. Лукавый взгляд. Доброжелательный. Милый, приятный.
- Работа по картине Серова В.А. «Девочка с персиками»
В "Девочке с персиками" (1887) изображена дочь С. И. Мамонтова, Вера. Серов писал ее с натуры, в одной из комнат абрамцевского дома. Сеансы шли ежедневно около месяца, но живопись сохраняет свежесть непосредственного впечатления. Недаром сам Серов не раз говорил, что живопись - это большой труд, но писать надо так, чтобы не было видно этого труда. Вся сцена как бы выхвачена из жизни: живая и бойкая кареглазая девочка подсела к столу и взяла в руки персик. Сюжет - простой, но сколько жизненного очарования в этой сцене, в обилии воздуха и света, льющегося из больших окон в комнату, в свежести и светлоте колорита, наполняющего картину тонким ощущением радости жизни! Произведение переросло рамки простого портрета, тем более "этюда" (как скромно было обозначено в каталоге выставки), это картина, картина о детстве, ведущем в многообещающую жизнь. Краски ее чисты к светлы, как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, белый простенок с белой же майоликовой тарелкой на нем, солнечная зелень старого сада за окном - все это оттеняется глубокими коричневыми тонами спинок стульев и каштановых волос Веры и ее синим бантом. Молодой художник внимательно прослеживает тонкие изменения цвета предметов на свету и в тени, подмечает живописные детали, помогающие раскрытию образа: например, загорелая кожа лица девочки - такая же матовая и смуглая, как те персики что лежат перед ней. Вглядитесь в картину. Что сразу же привлекает нас?
Лицо девочки, ее глаза. Они словно притягивают к себе.
Смотришь на картину, и, кажется, что и ты находишься в этой светлой комнате. Ты словно можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку - солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки; можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна...
В комнате так много света, простора, воздуха!
Для чего художник так подробно выписывает все детали, которые окружают девочку?
Фигурка гренадера, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и легкие тени от персиков на скатерти, и веселая зелень сада за окнами - все служит тому, чтобы ты почувствовал ласковое, летнее тепло комнаты, в центре которой находится девочка с персиком в руках.
Посмотри, как живо написаны персики: так и хочется откусить!
Летний, солнечный день. Юный человек. Верочка Мамонтова. В тот год ей исполнилось двенадцать лет.
Живопись волшебна. Ты будешь подрастать, взрослеть, а Верочка навсегда останется такой, какой изобразил ее художник более ста лет назад.
Еще один герой картины "Мика Морозов".
Перед нами ребенок. Полуоткрытые губы, поблескивающие зубы, широко раскрытые глаза. А руки! Мика уже взялся за подлокотники кресла, сейчас сделает усилие, оттолкнется и побежит...
В портрете Микки Морозова - лицо четырехлетнего ребенка. Именно оно ярче всего выражает его порывистый характер.
Мика одет в белую рубашку. Этот белый, или, как скажут художники, холодный цвет подчеркивает, выделяет теплые, румяные краски щек, виска, шеи.
Все в этом портрете выразительно и красиво - порывистая фигурка мальчика и разноцветная спинка кресла, широко раскрытые, увлажненные глаза Мики и его пушистые каштановые волосы. Краски портрета светятся мягко и нежно.
Лицо Мики написано с такою же любовью и тщательностью, как и лица детей Серова, и как лицо Верочки Мамонтовой.
4. Определение героев произведений по их внешним признакам (автора я НЕ называю (антиципация, предугадывание).
- Назовите автора и произведение? Укажите, по каким признакам вы узнали героя или героиню?
«…был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия…»
Тарас Бульба. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
«…считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»
Остап. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес: И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет»
Бирюк. И.С.Тургенев «Бирюк»
«…был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх…»
Митраша. М.Пришвин «Кладовая солнца»
Задание:
- Вы прочли описание совершенно разных людей. Что, прежде всего, отмечали авторы во внешности своих героев? (Автор должен прежде всего указать на то, что является самым ярким во внешности, особенным, присущим именно этому человеку. Это может быть взгляд, манера говорить, ходить, улыбаться и т.д.)
- Вот вы и постарайтесь в своих описаниях отметить исключительные черты, которые выделяют человека среди других людей. Итак, с чего начнем описывать внешность человека? (С описания лица)
Список литературы:
1. Болотнова Н.С. Текст как фактор коммуникации и его смысловая интерпретация. //В сб. «Культура и текст: Материалы междунар. науч. конф. 10-11 сентября 1996г. Вып. 1: Лингвистика текста». С.-Пб. – Барнаул, 1997.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.- М., 1981.
3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 1998.
4. Зингер Л.С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. -М., 1969.
5. Купина Н.А. Анализ художественного текста. М., 1980.
6. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя. /Под ред. . -М., 1981.
7.Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост.Н.А.Леухина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 317с.
8. Нечаева О.А. Основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения. //Русский язык в школе. – 1997. - № 3.
9. Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов. Красноярск, 1989.
10.Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Касатых. — М.: Просвещение, 2014. — 176с
11. Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Книга для учителя. М., 1991.
12.Старченко Г. Н. Работа с художественным текстом на уроках русского языка / Г. Н. Старченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 225-227.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)
Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....
Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"
Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....
Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений с обрамлением.
Развитие реечевой деятельности. Сочинение-описание местности на основе личных наблюдений развитие в учащихся творческие способности, умение видеть и передавать увиденное в публицистическом и худо...
Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».
Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...
Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"
Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....
Сочинение «Описание внешности человека по личным наблюдениям»
Никакая внешняя прелесть Не может быть полной, если она Не оживлена внутренней красотой....
"Развитие речевых компетенций учащихся через систему работы над сочинениями-описаниями внешности человека"
В статье представлен педагогический опыт по подготовке учащихся к сочинению-описанию внешности человека...