Деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ЗАПЯТЫЕ ПРИ ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ
Цели деятельности педагога | Дать понятие о деепричастном обороте; способствовать формированию умения нахождения деепричастного оборота, выделения запятыми обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые | Предметные: знать определение деепричастного оборота, что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством), место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме; уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, составлять предложения по указанным схемам, правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы | Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия | Деепричастный оборот |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1. Актуализация и пробное учебное действие. 2. Выявление места | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра | Задание. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. 1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер. Самопроверка по ключу на слайде. 1) Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер. – Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.) Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, обращает внимание на пунктуацию в предложениях с деепричастными оборотами. – Ребята, чем еще отличаются от исходных сконструированные нами предложения? Найдите отличия. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к выводу о необходимости выделения депричастия с зависимыми словами – деепричастного оборота – запятыми | Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей иг- ре, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других | Уст- информации |
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Сегодня мы продолжим знакомиться с деепричастием и поговорим об условиях обособления деепричастного оборота. Но прежде давайте вспомним, когда мы познакомились с понятием «оборот»? Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению изученного по теме «Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте» | Формулируют цель в диалоге с учителем. Слушают учителя | Фронтальная | Познавательные: систематизируют знания. Регулятивные: действуют по плану | Зада- ют во- просы для уточнения информации |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися | Работа в группах. Задание 1. Сравните группы предложений (на слайде). Сделайте вывод об условиях обособления деепричастного оборота: 1. Ученики, |стремясь выполнить задание к сроку|, работали без устали. Ученики, |стремившиеся выполнить задание к сроку|, работали без устали. 2. |Стремясь выполнить задание к сроку|, ученики работали без устали. |Стремившиеся выполнить задание к сроку| ученики работали без устали. Побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что деепричастный оборот относится к глаголу-сказуемому и выделяется запятыми независимо от места в предложении. Задание 2. Спишите четверостишие (на слайде), произведите синтаксический разбор предложения, выясните, каким членом предложения являются деепричастные обороты; объясните постановку запятых. Засыпав тропы и тропинки, Стирая свежие следы, На землю тихие снежинки Ложатся блестками слюды | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта | Групповая, ин-дивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Уст- информации |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстриру- ющих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | Задание 3. – Обобщите в устном монологическом ответе изученное о деепричастии. При необходимости пользуйтесь материалом учебника. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса | Строят понятные для партнера высказывания, выполняют задания | Групповая, индивидуальная | Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Регулятивные: высказывают свою точку зрения | Зада- ют вопросы, практическая работа в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке | Задание 4. Проанализируйте отрывок из повести «Детство» М. Горького (на слайде). Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, прокомментируйте условия обособления, объясните, как деепричастия «дописывают», дополняют действие. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, – Контролирует правильность выполнения задания, подводит к выводу о том, что деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия | Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий и уп- в тетрадях, оценивание учащихся за ра- боту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/20/picture-100969.jpg)
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-138007-1352909490.jpg)
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/14/picture-138007-1352909490.jpg)
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483090-1411035978.jpg)
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/23/picture-150647-1353684839.jpg)
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...