Деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastnyy_oborot.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ЗАПЯТЫЕ ПРИ ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ

Цели деятельности педагога

Дать понятие о деепричастном обороте; способствовать формированию умения нахождения деепричастного оборота, выделения запятыми обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать определение деепричастного оборота, что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством), место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме; уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, составлять предложения по указанным схемам, правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Основные понятия

Деепричастный оборот

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие.

2. Выявление места
и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра

Задание.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Самопроверка по ключу на слайде.

1) Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки.

2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер.

– Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, обращает внимание на пунктуацию в предложениях с деепричастными оборотами.

– Ребята, чем еще отличаются от исходных сконструированные нами предложения? Найдите отличия.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к выводу о необходимости выделения депричастия с зависимыми словами – деепричастного оборота – запятыми

Обдумывают ответы

на вопросы, принимают участие

в обучающей иг-

ре, участвуют в диалоге

с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других

Уст-
ные ответы, задают вопросы для уточнения

информации

3. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Сегодня мы продолжим знакомиться с деепричастием и поговорим об условиях обособления деепричастного оборота. Но прежде давайте вспомним, когда мы познакомились с понятием «оборот»?

Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению изученного по теме «Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте»

Формулируют цель в диалоге

с учителем. Слушают

учителя

Фронтальная

Познавательные: систематизируют знания.

Регулятивные: действуют по плану

Зада-

ют во-

просы

для уточнения

информации

4. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися

Работа в группах.

Задание 1.

Сравните группы предложений (на слайде). Сделайте вывод об условиях обособления деепричастного оборота:

1. Ученики, |стремясь выполнить задание к сроку|, работали без устали.

Ученики, |стремившиеся выполнить задание к сроку|, работали без устали.

2. |Стремясь выполнить задание к сроку|, ученики работали без устали.

|Стремившиеся выполнить задание к сроку| ученики работали без устали.

Побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что деепричастный оборот относится к глаголу-сказуемому и выделяется запятыми независимо от места в предложении.

Задание 2.

Спишите четверостишие (на слайде), произведите синтаксический разбор предложения, выясните, каким членом предложения являются деепричастные обороты; объясните постановку запятых.

Засыпав тропы и тропинки,

Стирая свежие следы,

На землю тихие снежинки

Ложатся блестками слюды

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы

по заданию исследовательского проекта

Групповая, ин-дивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают
допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Уст-
ные сообщения, ответы на вопросы, задают вопросы для уточнения

информации

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстриру-

ющих природу изучаемого языкового явления, письменная работа

Задание 3.

– Обобщите в устном монологическом ответе изученное о деепричастии. При необходимости пользуйтесь материалом учебника.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Строят понятные для партнера высказывания, выполняют задания

Групповая, индивидуальная

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Регулятивные: высказывают свою точку зрения

Зада-

ют вопросы, практическая работа в тетрадях

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке

Задание 4.

Проанализируйте отрывок из повести «Детство» М. Горького (на слайде). Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, прокомментируйте условия обособления, объясните, как деепричастия «дописывают», дополняют действие.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, –
и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

Контролирует правильность выполнения задания, подводит к выводу о том, что деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия

Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение заданий

и уп-
ражнений

в тетрадях,

оценивание

учащихся

за ра-

боту
на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...