Деепричастный оборот
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ЗАПЯТЫЕ ПРИ ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ
Цели деятельности педагога | Дать понятие о деепричастном обороте; способствовать формированию умения нахождения деепричастного оборота, выделения запятыми обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые | Предметные: знать определение деепричастного оборота, что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством), место деепричастного оборота по отношению к глаголу, условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме; уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота, правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, составлять предложения по указанным схемам, правильно строить предложения с деепричастным оборотом. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы | Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия | Деепричастный оборот |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1. Актуализация и пробное учебное действие. 2. Выявление места | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра | Задание. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. 1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер. Самопроверка по ключу на слайде. 1) Герасим шел, не торопясь, не отпуская Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом. 3) Товарищи, заметив его беспокойство, ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья, бросая их в костер. – Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.) Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, обращает внимание на пунктуацию в предложениях с деепричастными оборотами. – Ребята, чем еще отличаются от исходных сконструированные нами предложения? Найдите отличия. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к выводу о необходимости выделения депричастия с зависимыми словами – деепричастного оборота – запятыми | Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обучающей иг- ре, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других | Уст- информации |
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Сегодня мы продолжим знакомиться с деепричастием и поговорим об условиях обособления деепричастного оборота. Но прежде давайте вспомним, когда мы познакомились с понятием «оборот»? Организует и сопровождает деятельность учащихся по повторению изученного по теме «Причастный оборот, знаки препинания при причастном обороте» | Формулируют цель в диалоге с учителем. Слушают учителя | Фронтальная | Познавательные: систематизируют знания. Регулятивные: действуют по плану | Зада- ют во- просы для уточнения информации |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися | Работа в группах. Задание 1. Сравните группы предложений (на слайде). Сделайте вывод об условиях обособления деепричастного оборота: 1. Ученики, |стремясь выполнить задание к сроку|, работали без устали. Ученики, |стремившиеся выполнить задание к сроку|, работали без устали. 2. |Стремясь выполнить задание к сроку|, ученики работали без устали. |Стремившиеся выполнить задание к сроку| ученики работали без устали. Побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что деепричастный оборот относится к глаголу-сказуемому и выделяется запятыми независимо от места в предложении. Задание 2. Спишите четверостишие (на слайде), произведите синтаксический разбор предложения, выясните, каким членом предложения являются деепричастные обороты; объясните постановку запятых. Засыпав тропы и тропинки, Стирая свежие следы, На землю тихие снежинки Ложатся блестками слюды | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта | Групповая, ин-дивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Уст- информации |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстриру- ющих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | Задание 3. – Обобщите в устном монологическом ответе изученное о деепричастии. При необходимости пользуйтесь материалом учебника. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса | Строят понятные для партнера высказывания, выполняют задания | Групповая, индивидуальная | Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Регулятивные: высказывают свою точку зрения | Зада- ют вопросы, практическая работа в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке | Задание 4. Проанализируйте отрывок из повести «Детство» М. Горького (на слайде). Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, прокомментируйте условия обособления, объясните, как деепричастия «дописывают», дополняют действие. Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, – Контролирует правильность выполнения задания, подводит к выводу о том, что деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия | Отвечают на вопросы, оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий и уп- в тетрадях, оценивание учащихся за ра- боту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цели:дать понятие о деепричастном обороте;формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;способствовать углублению ...
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Урок в 6 классе с использованием мнемотехнических приемов....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...