Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_7.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 7-м классе (внеклассное чтение). Рассказ А.Платонова "Юшка"
Цель урока: формирование толерантного отношения к окружающим
Задачи урока:
- Знакомство с биографией А. Платонова, открытие философской глубины проблем, поднятых в рассказе «Юшка»;
- Развитие навыков «медленного» чтения, анализа текста, устного пересказа;
- Совершенствовать культуру ведения дискуссии, развивать память обучающихся, навык сопоставительного анализа, сравнения предметов.
- Способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.
Ход урока:
Дорогие ребята, у нас с вами сегодня очень грустный урок. Грустный потому, что мы будем говорить о том, что не все люди умеют любить, а там, где «нелюбовь», всегда грустно.
Я хотела бы, чтобы вы настроились на непростой разговор, вспомнили все те рассказы, что читали в последнее время, и особенно рассказ, который читали к этому уроку – рассказ А. Платонова «Юшка».
Чтобы помочь вам настроиться, мы послушаем музыкальный эпиграф к уроку: песню иеромонаха Романа, нашего современника, в исполнении Ж.Бичевской «Сон мне приснился…»
А. Платонов (1899 - 1951) «Юшка»
Возлюби ближнего своего,
как самого себя.
Конкретизация темы:
С творчеством этого замечательного русского писателя многие из вас уже знакомы (читали его сказки, смотрели мультфильмы по его сказкам, читали рассказы.) Сегодня мы знакомимся с его рассказом «Юшка» и с историей жизни самого писателя, чтобы лучше понять его авторский замысел, постичь глубину идеи рассказа.
Не случайно эпиграфом к уроку стали слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа, именно о любви к ближнему этот рассказ.
В музыкальном эпиграфе урока, в тексте рассказа прозвучало слово, которое может быть не очень понятным для вас:
ЮРОДИВЫЙ, ЮРОД
- Как вы понимаете слово? Кто же такие ЮРОДИВЫЕ?
В словаре В.И. Даля это слово объяснено так:
ЮРОДИВЫЙ – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший. Народ считает юродивых божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже ПРЕДчувствование или ПРЕДведенье. Церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства.
Этимологически слово ЮРОДИВЫЙ, ЮРОД восходит к слову уродивый, урод. Слово УРОД (общеслав.) образовано от приставки У- (ср. Убогий) и корня родъ в значении «плод, рожденный» (ср. выродок, недород, ублюдок)
В слове уродиться приставка У- является усилительной, отсюда польск. Uroda – «красота, урожай»
Понятие «юродивый» может иметь в современном мире несколько толкований, как это и сложилось исторически, у слова есть два полюса: положительный и отрицательный.
В церковной традиции святых, которые прославились похожими подвигами называют ликом. Есть лик мучеников, преподобных, праведных…
Есть особый лик святых, которые называются БЛАЖЕННЫЕ или ЮРОДИВЫЕ ХРИСТА РАДИ. Их так называют, потому что они добровольно, ради Бога, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»
Именно русский народ особо почитает «блаженных», считается, что это чисто русский тип святости.
История нашей страны подскажет имена блаженных, которые своей жизнью определили жизнь страны, вошли в историю.
Например, святой блаженный Василий. Храм, возле которого он жил во времена Иоанна Грозного, возле ворот которого просил милостыню, носит теперь его имя и является украшением Красной площади, визитной карточкой столицы.
Святая блаженная Ксения Петербургская, особо почитаемая в церкви как покровительница семейного очага.
Как указал В.И. Даль, люди видели в действиях юродивых какой-то тайный смысл. Почему? Как вы можете это объяснить?
Во-первых, эти люди отверглись ГОРДЫНИ, превозношения перед другими людьми, почитая себя хуже, чем все остальные.
Во-вторых, очистив сердце, они стали ближе к Богу, а кроме того, люди не раз попадали в ситуации, когда бессмысленные на первый взгляд поступки открывались им по-новому, поражая своим глубочайшим смыслом.
Например, однажды блаженный Василий протянул грозному царю кусок сырого мяса во время Великого поста, пояснив, что тот мяса не ест, зато «ест» (убивает) людей, ведь не за доброту его прозвали «Грозным».
Кроме того, люди замечали, что возле домов, где идет пьяный шумный пир, где все веселятся, юродивый останавливался и плакал, а возле домов, где горе, где слезы, наоборот, улыбался. На что он пояснил, что в первых домах творится грех, там плачут ангелы, и он плачет вместе с ними, а во вторых домах случилось горе, люди вспомнили о Боге, чему радуются ангелы и он тоже.
Люди любили помогать блаженной Ксении. Увидев блаженную в красной кофте и зеленой юбке, извозчики и продавцы знали, что те, к кому она подойдет или сядет, получат помощь от Бога и удачу в делах. А по ночам она поднималась на верх строящегося храма и продолжала кладку, чему очень удивлялись строители.
Андрея Платонова, автора рассказа «Юшка» тоже часто называли «юродивым». Этот человек с такими ясными и грустными глазами прожил удивительную жизнь, жизнь, которая одновременно похожа на жизнь многих его современников, но в то же время – выдающуюся. Жизнь настоящего русского писателя, который, если перефразировать слова поэтессы А.А. Ахматовой, «был со своим народом там, где народ, к несчастью был…»
В дневнике Платонов написал в 1926 году: «Истинного себя я никогда никому не показывал, и едва ли когда покажу…»
Основные события жизни – это не внешние события, а движения внутренней, духовной жизни.
Вот некоторые черты биографии писателя:
- Родом из простой семьи, отец работал на железной дороге, туда же устроился и Андрей. Многие герои Платонова связаны с железной дорогой.
- Платонов – изобретатель, удивительный мастер, инженер и даже мелиоратор (1922)
- Он имел, как и многие другие, утопичное понимание революции. Революция, по мысли Платонова, должна превратить Россию – «родину странников и Богородицы» -в «страну мысли и металла, в страну энергии и электричества… Русскому мужику тесны его пашни, и он выехал пахать звезды.» Он думал, что это – осуществление его мечты «самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце»
- В 1918 г. начинается активная писательская, журналистская жизнь.
- Платонов – хороший семьянин и друг, верный до конца. В 1938 году был арестован сын Платон по доносу одноклассника, которому нравилась та же девочка, что и Тоше. Поскольку отец был давно не в ладах с властью, сын получил 10-летний срок, писателю пришлось два года хлопотать о пересмотре дела, но Платон вернулся домой уже смертельно больным, заразил отца.
- Во время войны был военкором «Красной звезды», отправлялся в самые трудные экспедиции.
- Умер 5 января 1951 года, похоронен на Армянском кладбище в Москве.
Писатель очень трепетно относится к тому, что делает, что говорит и пишет, боясь оскорбить и оттолкнуть другого человека, ближнего.
- Как вы думаете, каких людей вы можете назвать своими ближними?
В ответ на этот вопрос Христос рассказал притчу о милосердном самарянине.
Люди привыкли встречать других «по одежке», оценивать по внешности.
РАБОТА С ПОРТРЕТОМ
-Почему рассказчик называет Юшку старым на вид?
В житиях святых очень редко указывается точный возраст: он определяется не годами, а возрастом души, ее внутренней гармонией и глубиной, ценностью ее переживаний.
Люди часто дают друг другу уничижительные прозвища, когда мы называем кого-то по имени-отчеству, мы выражаем уважение.
О чем свидетельствует именование «старого на вид» человека Юшкой?
(В рассказе Л. Андреева «Баргамот и Гараська» опустившийся, всеми презираемый человек, названный по имени и отчеству, благодарит за то, что к нему отнеслись как к человеку. )
-Как одет Юшка?
Блаженный Василий ходил зимой и летом нагим, Ксения блаженная сначала ходила в мужской одежде, потом в зеленой юбке и красной кофте. Самого Платонова называли «слесарем» среди аристократов-писателей.
АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
-Как к Юшке относятся дети? Почему именно дети дразнят и обижают слабых?
Они радовались тому, что с ним можно все сделать, что хочешь, а он им ничего не делает в ответ.
-Если кто-то относится к вам недоброжелательно и обижает вас, как вы реагируете?
-Как к детям относится Юшка?
Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для выражения любви и поэтому терзают его.
От детей никто не ожидает жестокости. Дети подобны ангелам, у них должна быть чистая душа. «Их есть Царство Небесное» - это слова Христа о детях. Дети встречали его в Иерусалиме, постилали под ноги пальмовые ветви и кричали: «Осанна!»
Детская жестокость – это противоестественная реальность жестокого безбожного мира. Вспомните героя повести Гоголя «Шинель», Акакия Акакиевича: за его словами «зачем вы меня обижаете» слышалось совсем другое - «Я – брат ваш». Лишь одного молодого человека остановил этот призыв к состраданию, остальные продолжали мучить его.
-Как к Юшке относятся взрослые?
-Имеет ли право человек выместить свою злобу, гнев, на другом человеке?
-За что мучают Юшку?
Он «блажной», «непохожий», «особенный».
-Понимает ли Юшка, что его мучают напрасно?
Нет. Он говорит: «Меня, Даша, народ любит». Но те, кто его «любит», не знают даже, есть ли у него родные.
У гордого человека всегда возникает желание отомстить, если не получается, то возникают мысли о самоубийстве. Юшка не понимает, «зачем ему умирать, если он родился жить».
Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей. Люди лишь потешаются, упрекают за безответную глупость и терзают его.
ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЮШКИ.
-В чем суть спора Юшки с «веселым прохожим», убившим его?
-Как приветствует прохожий Юшку?
«Хотя бы ты помер», вместо «здравствуйте». «Веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться».
Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает.
-Почему «впервые осерчал» Юшка?
«А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже, значит, нельзя!»
-Можно ли было избежать этого конфликта?
Нет. Презрение – это то, чем переполнено сердце людей. «Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный». Заповедь Божия гласит: «не суди и не судим будешь», но люди слишком поздно вспоминают это. («Прощай, Юшка, и нас прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)
В итоге к Юшке пришли проститься все, кто потешался над ним и мучил его при жизни. Запоздалое чувство вины двигало ими.
-Как вы думаете, была ли жизнь Юшки бесполезной, бессмысленной?
Смысл его жизни был в любви, которая по словам апостола Павла «долготерпит, не завидует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине», которая «никогда не перестает». Любовь Юшки стала причиной любви к людям для его воспитанницы. Любовь – это самопожертвование.
В финале рассказа Юшка обретает и любовь, и уважение. Вспоминают, например, его имя.
Мы много говорили сегодня о самом важном человеческом чувстве божественного происхождения. Чтобы жизнь имела смысл, нужно научиться
Со-чувствовать
Со-страдать
Со-переживать,
Как велит со-весть
Иногда «ущербные», юродивые, «уроды» внешне гораздо более человечны, чем совершенные физически и жестокие современники. Они свидетельствуют о непреходящей ценности любви.
Закончим урок мы тоже песней иеромонаха Романа («Пел слепец заученное с детства…»), подумайте над его словами:
Плачь всегда, душа моя,
Пропадает жизнь моя…
Чтобы изменить это, давайте начнем с себя…
Домашнее задание: Читать рассказ И. Бунина «Лапти», подбирать материал к сочинению «Нужны ли сочувствие и сострадание людям?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты ....
Статья. Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».
Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Цель урока: 1. Совершенствовать навыки нахождения д.о., выделения его знаками препинания; построения предложений, осложн...
Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....
Открытый урок по русскому языку . Тема: "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте". 7 класс
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....
Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок разработан по технологии АМО....