Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastnyy_oborot.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деепричастный оборот.
Запятые при деепричастном обороте
Цели: познакомить учащихся с деепричастным оборотом; формировать умения находить его в тексте; обособлять, графически обозначать деепричастные обороты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с тестами домашнего задания.
III. Объяснение новой темы.
1. На доске записано предложение.
Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем, как обращается с языком тот или иной писатель. (В. Инбер.)
– Найдите деепричастие в этом предложении.
– Отметьте формообразующий суффикс.
– К какому глаголу-сказуемому относится данное деепричастие?
– Есть ли у деепричастия зависимые слова?
Выписать на доске и в тетрадях:
– Вспомните определение причастного оборота. Какой вывод можно сделать, говоря о деепричастии с зависимыми словами?
– Как на письме выделяется деепричастный оборот?
2. Чтение материала § 27 (с. 78).
3. Выполнение упражнения 162 (устно).
Указать глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами.
4. Конструирование предложений.
– Читая хорошие книги, мы учимся жить, познаем окружающий нас мир. Записи путешественника, ученого, писателя А. М. Пржевальского познакомят нас с Уссурийским краем.
Перепишите предложения из книги «Путешествие в Уссурийском крае», образуя от данных в скобках глаголов деепричастия; графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты.
1) Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.
2) (Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причалить к нему.
3) Большими спиральными кругами начал спускаться он [орлан] из-под облаков и, (сесть) спокойно на землю, тотчас унял спор и драку между воронами, принявшись сам доедать остаток рыбы.
4) Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.
5) Ночью горящие палы представляют собой великолепную картину. (Извиваться) змеею, бежит огненная струя и вдруг (встречать) массы более сухой и высокой травы, вспыхивает ярким пламенем и опять движется далее узкой лентой.
6) (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперед.
5. Чтение материала учебника (с. 78) об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
6. Запись в тетрадях положений, когда деепричастные обороты не обособляются.
Не обособляются, если:
1) оборот (обычно со значением обстоятельства образа действия) тесно связан по содержанию со сказуемым и образует смысловой центр высказывания:
2) оборот представляет устойчивое сочетание:
3) однородные наречия и деепричастия с союзом и:
слушал внимательно и не прерывая говорящего.
IV. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 165.
Графически обозначьте деепричастные обороты.
2. Комментированное письмо.
Гепард вышел не спеша и сразу подошел к поёнке. Долго и жадно лакал воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улегся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лег. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришел служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось нетронутым.
(В. Чаплина.)
– Объясните постановку знаков препинания.
– Графически обозначьте деепричастные обороты.
– С какими частями речи употребляется в этом тексте частица не?
– Объясните написание не.
3. Тест (предложения взяты из материалов ЕГЭ за 2002–2003 гг.) проецируется на экран или, распечатанный, лежит перед каждым учеником.
– Выберите верные варианты постановки знаков препинания.
1) Раздетый лес (1) потемнел (2) просматриваясь насквозь.
2) Жизнь устроена так дьявольски (1) что (2) не умея ненавидеть (3) невозможно искренне любить.
3) Не стойте на месте (1) а (2) преодолевая одну трудность за другой (3) всегда стремитесь вперед.
4) То нежданно-негаданно (1) за ночь снег насыплет по щиколотку (2) глубоко и прочно ложась на стылую землю.
5) Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага.
6) Любуясь на цветущую черемуху (1) сам невольно начинаешь улыбаться.
7) Старые дубы (1) отрясли жухлую ветошь (2) обнажив корявые сучья (3) раскидали желуди на загрубелую землю.
8) Птицы (1) отражаясь (2) в неподвижном зеркале воды (3) чинно идут друг за дружкой.
9) Сосна (1) обессилев от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклоняясь все ниже и ниже к земле.
4. Выполнение упражнения 166.
V. Подведение итогов урока.
– Как на письме выделяется деепричастный оборот?
– Когда деепричастные обороты не обособляются? Приведите примеры.
• Домашнее задание: § 27 (с. 77–80), упражнения 167, 168.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления изученного по теме «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цели урока: Уметь:1. находить де...
Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
Цели урока: Знать:1. определение деепричастного оборота;2. понимать, что д...
Открытый урок по русскому языку 7 класс на тему: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"
quot;Причастный оборот. Обособление причастного оборота"...
Урок русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе...
Конспект урока по русскому языку "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот). 6 класс.
Тема: "Деепричастие и его друзья" (деепричастный оборот).Цель: • определение деепричастного оборота;• деепричастный оборот как член предложения;• место деепричастного оборота ...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".
Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...