Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Конева Татьяна Александровна

 

Цели:

дать понятие о деепричастном обороте;

формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;

способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastnyy_oborot.docx21.41 КБ
Office presentation icon pril1.ppt311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Конева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели:

дать понятие о деепричастном обороте;

формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;

нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;

способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

фрагмент песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева;

рабочие листы учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация

1 слайд

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием и подготовимся к сочинению: "Твори добро на радость людям:"

Ребята, как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о доброте?

Ответы учащихся.

К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с равнодушием, безразличием, нежели с сочувствием, милосердием, отзывчивостью. Почему-то мы стесняемся проявить доброе отношение к людям, а ведь без доброты, по мнению В.А.Сухомлинского, невозможна душевная красота. Как вы думаете, когда появляется у человека чувство доброты?

Ответы учащихся.

Знакомство с темой урока ( 2 слайд) и целями изучения деепричастных оборотов (3 слайд)

4 слайд

Задание 1: выделите в предложении грамматическую основу.

Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

5 слайд Ответ на задание 1 с дополнительным заданием

Объяснение нового материала.

Сколько глаголов-сказуемых в данном предложении?

Дополнительное задание: заменить первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.

Вспомните, что называется причастным оборотом?

Так что такое деепричастие с зависимыми словами?

6 слайд Ответ на дополнительное задание.

Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.

Зарождаясь в детстве

Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, расставьте знаки препинания.

7 слайд Ответ на дополнительное задание.

8 слайд

Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются.

9 слайд

Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения

Отдавая тепло сердца,

на душе появляется радость.

мир ответит тем же.

человек обретает душевную красоту.

возникают ростки светлых надежд.

10 слайд Ответ на задание 2

11 слайд Репродукция картины Шишкина. (физкульт. минутка)

12 слайд

Задание 3: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок).

Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь.

Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое.

Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами

13 слайд

Полученные словосочетания:

появляясь на свет;

наполняя сердце ребёнка добротой;

просачиваясь в грудь; сострадая ближнему;

распространяясь на многое.

Что вы образовали? (Деепричастные обороты).

14 слайд

Примерные предложения:

Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

Что у нас получилось? (Текст)

Какова тема текста?

Какая проблема поднимается в данном тексте?

Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?

Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?

Какое действие обозначает деепричастие?

В каких случаях обособляется деепричастный оборот?

15 слайд

Самостоятельная работа

Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие.

призывать к милосердию;

впуская в сердце;

откликнувшийся на беду;

воспитано с детства.

16 слайд

Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.

Надо любить и ценить в человеке человека.

Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.

Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.

Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

17 слайд

Задание 3: найдите предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания.

Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой.

Творите добро и мир ответит тем же

Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности.

Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.

18 слайд

Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания.

Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.

19 слайд Ответы по самостоятельной работе.

Итог урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Только ли о деепричастном обороте мы говорили?

Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?

Вывод: Нужно в самом себе развивать чувство доброты, проявлять бескорыстную заботу о ближних. Иначе, как говорит Даниил Гранин, чувство доброты "слабеет и атрофируется".

20 слайд Изображение Храма Христа Спасителя и прослушивание песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева.

Дом. задание: мини-сочинение на тему: "Твори добро на радость людям" с использованием деепричастных оборотов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. М.Пришвин Р

Слайд 2

Тема: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Слайд 3

Цели: изучить деепричастный оборот; научиться находить деепричастный оборот в предложении; узнать условия обособления деепричастного оборота в предложении.

Слайд 4

Задание 1 : выделить грамматическую основу предложения и определить, чем выражены сказуемые. Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

Слайд 5

Ответ: Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее. Дополнительное задание: замените первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.

Слайд 6

Ответ: Доброта зарождаясь в детстве с годами становится сильнее. зарождаясь в детстве Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения; расставьте знаки препинания. , , Х когда

Слайд 7

Ответ: Зарождаясь в детстве, доброта становится сильнее. Доброта становится сильнее, зарождаясь в детстве .

Слайд 8

Вывод: Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом . Деепричастный оборот , как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие, которое совершается тем же лицом, предметом или явлением, что и основное. Деепричастный оборот на письме всегда обособляется

Слайд 9

Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения Отдавая тепло сердца , 1) на душе появляется радость. 2) мир ответит тем же. 3) человек обретает душевную красоту. 4) возникают ростки светлых надежд.

Слайд 10

Ответ: Отдавая тепло сердца человек обретает душевную красоту. ,

Слайд 12

Задание 3: к данным деепричастиям подберите подходящие по смыслу слова и образуйте словосочетания (см. слова для справок). Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь. Слова для справок: на свет, сердце ребёнка добротой, в грудь, ближнему, на многое.

Слайд 13

Ответ: Появляясь на свет; наполняя сердце ребёнка добротой; просачиваясь в грудь; сострадая ближнему; распространяясь на многое. Дополнительное задание: с данными словосочетаниями составьте предложения(5 предложений).

Слайд 14

Примерные предложения: Человек, появляясь на свет , имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой . Доброта, просачиваясь в грудь , вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему , человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое , даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

Слайд 15

Самостоятельная работа. Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие. 1) Призывать к милосердию; 2) пуская в сердце; 3) откликнувшийся на беду; 4) воспитано с детства.

Слайд 16

Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному. (Знаки препинания не расставлены) 1) Надо любить и ценить в человеке человека. 2) Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей. 3) Раздумывая о доброте я вспоминал свои прошлые поступки. 4) Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

Слайд 17

Задание 3: отметьте предложение с деепричастным оборотом, расставьте знаки препинания. 1) Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой. 2) Творите добро и мир ответит вам тем же. 3) Изъять милосердие – значить лишить человека нравственности. 4) Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.

Слайд 18

Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания. Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.

Слайд 19

Ответы к заданиям: Задание 1: пуская в сердце. Задание 2: Раздумывая о доброте , я вспоминал свои прошлые поступки. Задание 3: Призывая милость к падшим , мы воспитываем в себе милосердие. Задание 4: Человек, направляя шаги тропою доброты , помогает радость найти.

Слайд 20

Как бы жизнь не летела – Дней своих на жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живём на земле. А.Лесных. Твори добро на всей земле, Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо, Услышавшего тебя рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок по русскому языку Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...

Урок усвоения новых знаний по теме: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Цели урока:            Знать:1.      определение деепричастного оборота;2.      понимать, что д...

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте...

"Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"

Конспект открытого  урока русского языка в 7 классе на тему "Деепричастный  оборот.  Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях"...