Технологическая карта урока _-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных и наречий (7 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Технологическая карта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока с учетом требований ФГОС

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: -Н- и –НН- в суффиксах причастий и прилагательных

Тип урока: урок систематизации и обобщения полученных знаний

Цель урока: систематизация и обобщение знаний о -Н- и –НН- в суффиксах причастий и прилагательных

Результаты освоения учебного материала урока

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

- распознавание причастий и прилагательных с суффиксами –Н- и -НН- в тексте;

- правильный выбор –Н- или –НН- в суффиксах причастий и прилагательных;

- построение речевых высказываний с употреблением причастий и прилагательных

Личностные УДД:

- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

- уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

- осознавать роль причастий и прилагательных в устной и письменной речи;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Регулятивные УДД:

- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

- владеть приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные УДД:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УДД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- выразительно читать текст;

- учиться работать в паре, группе;

- уметь слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Дидактические средства: карточки с заданиями для групповой и парной работы

Оборудование: цветные стикеры, плакат «Дерево познаний», интерактивная доска.

Технологическая карта урока

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УДД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

1) Словесное приветствие

2) Приём «Доброе тепло»

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на активную работу, позитивное настроение.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас сегодня видеть! Я приветствую вас своей улыбкой и хорошим настроением. И хочу, чтобы вы друг друга тоже поприветствовали. Пожмите соседу по парте руку и подарите ему свою улыбку.

- Молодцы! Я надеюсь, что наш урок пройдет в такой же дружелюбной атмосфере.

Организовывают рабочее место. Приветствуют учителя. Пожимают руку соседу по парте.

Личностные:

- управление своим настроением;

- умение выражать эмоции.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

1) Беседа

2) Формулировка учениками темы и цели урока

3) Запись даты и темы в рабочую тетрадь

Подводит учеников к определению темы и цели урока. Слайд №2

На доске предложение: «С террасы стеклян…ая дверь вела в гостиную, в которой представлялось фортепьяно, завален…ое рукописными книгами.»

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте предложение и попробуйте определить тему нашего урока.

- Правильно, «-Н- и –НН- в суффиксах причастий и прилагательных». А значит, целью нашего урока будет … обобщение знаний по теме « -Н- и –НН- в суффиксах причастий и прилагательных».

- Откройте рабочие тетради и запишите дату и тему нашего урока.

Определяют тему и цель урока. Записывают дату и тему урока в рабочие тетради

Познавательные:

- находить ответы на вопросы;

- извлечение необходимой информации из текстов.

Коммуникативные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные:

- выполнение пробного учебного действия;
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Постановка учебной задачи и построение выхода из ситуации

Приём «Дерево познаний»

Учитель предлагает детям записать на стикерах-листочках свои ожидания от урока, затруднения, которые возникли при изучении темы.

Обучающиеся пишут на стикерах свои ожидания от урока, затруднения и приклеивают листочки на дерево

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- подведение под понятие;
- определение основной и второстепенной информации;
- постановка и формулирование проблемы;
- структурирование знаний.

Регулятивные:

- планирование;

- прогнозирование.

Обобщение и систематизация знаний

Фронтальный опрос. Формулировка учениками правила о правописании отыменных прилагательных.

Учитель проводит фронтальный опрос.

1) Имя прилагательное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы «кто?», «что?».

2) Причастие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?».

3) Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

4) Причастия бывают действительными и страдательными.

- Посмотрите на доску и объясните написание этих слов:

Серебрян…ый кубок, гусин…ое перо, стеклян…ая ваза, старин…ый дом, клюквен…ый сок, станцион…ый смотритель, ветрен…ый день.

Слайд №3, 4

Ученики отвечают «да» или «нет» на вопросы учителя. Объясняют правописание слов. Формулируют правило о правописании отыменных прилагательных.

Личностные:

- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

- осознавать роль причастий и прилагательных в устной и письменной речи;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Регулятивные:

- самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

- владеть приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Познавательные:

- находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- учиться работать в паре, группе;

- уметь слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Индивидуальная работа в тетрадях. Подведение итогов о правописании отглагольных прилагательных

Диктует слова, контролирует написание и объяснение правописания слов.

- Образуйте от глаголов прилагательные, подбирая к ним подходящие по смыслу слова:

гладить - глаженая рубашка; сушить, жарить, печь.

Слайд №5

Выполняют задание в тетрадях, объясняют правописание слов, подводят итоги о правописании отглагольных прилагательных

Работа в группах по карточкам

Организует работу в группах.

  1. Превратите н в нн при помощи приставок:

жареная- пережаренная, крученый, пареный, вязаный, сушёный, печёный.

  1. Превратите н в нн при помощи зависимых слов:

жареная рыба- жаренная на сковороде рыба, плетёная шляпа, мороженые ягоды, крашеные стены, мощёная дорога

  1. От полных причастий образуйте краткие причастия:

собранные улитки- улитки собраны, найденный капкан, освобожденные страны, засушенный гербарий, купленный билет.

Учитель организует работу по составлению алгоритма для правописания –Н- и –НН- в суффиксах причастий и прилагательных.

Слайд №6,7

Выполняют в группах задания по карточкам. Объясняют правописание причастий. Составляют алгоритм для правописания –Н- и –НН- в суффиксах причастий и прилагательных.

Применение в новой ситуации знаний и умений

Индивидуальная работа в тетрадях

Диктует слова, контролирует написание и объяснение правописания слов.

- Ребята, на доске записаны предложения. Найдите в этих предложениях причастия и прилагательные и запишите их в две колонки: с одной н и с двумя нн.

Армия таяла, как брошенные в печь оловянные солдатики. На картине Айвазовского мы видим, как о песчаный берег бьется волна. На картине изображена веселая деревенская свадьба, пестрая масса людей удачно вписана в пейзаж – широкий, с прекрасно нарисованным высоким голубым небом.

Слайд №8

Выписывают прилагательные и причастия из текста в две колонки.

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- извлечение необходимой информации;
- моделирование и преобразование моделей разных типов;
- использование знаково-символических средств;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

-формулирование и аргументация своего мнения;

- использование критериев для обоснования

своего суждения

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Организует физкультминутку.

Гимнастика для глаз.

Каждое упражнение выполнять 3 – 4 раза.

Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелки.

Сведение глаз к переносице.

Выполняют гимнастику для глаз

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Фронтальная работа

Организует фронтальную работу с текстом.

- Ребята причастия и прилагательные могут встречаться в текстах не только художественного стиля, но и делового стиля. Посмотрите, пожалуйста, на этот текст и попробуйте определить, что это за текст. Слайд №9

Клубника со сливками

Способ приготовления.

Выраще…ую собстве...ыми руками клубнику промыть и очистить от зеленых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле…ую на рынке, а также не подойдёт для этого блюда мороже…ая клубника. Очище…ые ягоды, перемеша…ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве…ым сиропом. Подавать охлаждё…ыми.

Выполняют устно совместную работу по определению типа текста и правильного правописания причастий и прилагательных в этом тексте.

Познавательные:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;
- извлечение необходимой информации;
- моделирование и преобразование моделей разных типов;
- использование знаково-символических средств;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

-формулирование и аргументация своего мнения;

- использование критериев для обоснования

своего суждения;

- достижение договоренности и согласование общего решения

Личностные:

- осознание ответственности за общее дело;
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Работа в группах. Игра «Мой рецепт»

Организует творческую работу в группах.

- Ребята, а теперь составьте свой рецепт, используя прилагательные и причастия.

Работают в группах, составляют рецепт собственного блюда из предложенных продуктов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обсуждение допущенных ошибок.

Лист самоконтроля.

Приём «Дерево познаний».

Обсуждает допущенные ошибки, предлагает детям обратить внимание на Дерево познаний и взять свои листочки обратно до следующего урока, если остались какие-нибудь вопросы по изученной теме.

Заполняют лист самоконтроля, обращают внимание на Дерево познаний.

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:

- самооценка на основе критерия успешности;

- адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Подводит итоги, выставляет оценки, комментируя их.

Домашнее задание с пояснением

- Ребята, дома вы составите свои рецепты, используя прилагательные и причастия с суффиксами –Н- и –НН-. По желанию можете приготовить рисунки своих блюд.

Записывают домашнее задание в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме " Степени сравнения многосложных прилагательных" в 4 классе

Технологическая карта - основной помощник по проведению урока. В карте чётко указаны все этапы современного урока, в данном случае -- урок " открытия нового знания", где на базе изученного материала, ...

ЭОР Тест "Правописание Н/НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречиях", 7 класс

Данный ресурс содержит тестовые задания в EXCEL: тренировочное задание с теоретическими подсказками о правописании проверяемой орфограммы и контрольное задание с выводом оценки по окончании выполнения...

Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...

Технологическая карта урока "Н и НН в суффиксах прилагательных" Урок открытия нового знания

Урок в 6 классе нацеливает учеников на составление алгоритма правописани суффиксов прилагательных с Н и НН....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...