Лингвистическая игра "Умники и умницы"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Цели мероприятия:

с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 6-х классов;

развивать познавательный интерес к русскому языку;

воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.pptx476.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая игра «Умники и умницы»

Слайд 2

Фонетика и графика 1 2 3 4 5 6 Лексика 7 8 9 10 11 12 Морфемика и словообразование 13 14 15 16 17 18 Морфология 19 20 21 22 23 24 Орфография 25 26 27 28 29 30

Слайд 3

Какой фонетический процесс происходит в словах: Гардеро б Пово з ка Перехо д Моро з Парохо д С берего в Переска з ответ 3 оглушение

Слайд 4

- Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино. В одном из них семь одинаковых гласных, а в другом сорок. О мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных ! О КАКИХ СЛОВАХ ИДЁТ У НИХ РЕЧЬ? Сток, стог, стон, стол 4 ответ 2 Семья, сорока

Слайд 5

Сосчитайте количество букв и звуков в словах Предъюбилейная Языкознание Разъединять 11 букв 10 звуков 11 букв 13 звуков 14 букв 15 звуков 5 ответ 2

Слайд 6

Найти лишнее слово Съёмка Подъезд Вьюнок Полью Заяц Поём Плюшка Юла Вьюга Пьеса ответ ПЛЮШКА 6

Слайд 7

Аллитерация - звукоподражание Посредством каких звуков автор создаёт звуковой фон в стихотворении? Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К. Бальмонт Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом . Ф. Тютчев 7 ответ 2 [ сш ] ответ [ рлмн ]

Слайд 8

Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы пишут так и сейчас. Китайцы пишут свои иероглифы вертикальными колонками сверху вниз , начиная с правой стороны листа. Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чте - ния вы изберёте? о и е м е а м п и и т р ь а н н и б с н а в т о 8 ответ 2 8

Слайд 9

2 9 Обратите внимание на письмо 9

Слайд 10

К какой группе лексики относятся слова: ЗОДЧИЙ БРАНЬ ВНИМАТЬ ЛЕКАРЬ БЛАГОУХАНИЕ Подберите синонимы к ним из современного русского языка 10 ответ Устаревшие слова Строитель битва слушать врач аромат

Слайд 11

Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло? Подберите синоним к этому слову ответ 11 2 Удивить От слова «шлем»

Слайд 12

Дремлет старушка в кресле. Дремлет чуткий камыш В каком значении употреблено слово дремлет? Укажите художественное средство(троп) в литературе , основанное на разных значениях одного слова 12 ответ 1- прямое значение 2 –переносное МЕТАФОРА

Слайд 13

Как называются слова, которые являются отгадкой в следующем четверостишии: Со мной ходи стрелять учиться И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А часто попадаю в щи. Лук 13 ответ

Слайд 14

Объясните значение и происхождение фразеологизма «Не солоно хлебавши» 14 2 ответ Разочароваться в приёме

Слайд 15

Объясните значение фразеологизмов после того, как дадите определение фразеологизмов: ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ КОНЦЫ В ВОДУ ЛЯСЫ ТОЧИТЬ 15 ответ МЕДЛЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ СКРЫТЬ, УТАИТЬ БОЛТАТЬ

Слайд 16

Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому из них Хотя бы по одному родственному слову ВВОДНЫЙ – ВОДНЫЙ; ВИННЫЙ – ОБВИНИТЕЛЬ; ВРЕДОНОСНЫЙ – ДЛИННОНОСЫЙ; НОЖНИЦЫ – ТРЕНОЖНИК; МОЩНЫЙ – МОЩЁНЫЙ; РОСПИСЬ – ЗАРОСЛЬ; ГОДОВАЛЫЙ - ВЫГОДНЫЙ 16 2 ответ Вводить – вода- вино –вина – носить- нос-ножи - нога- мощь – мостить – писать- росли- год- выгода

Слайд 17

Отыщите приставки: Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подойти, подовый, подоходный, подозрение,пододеяльник 17 2 В словах подорожник, подоить, подоходный –приставка по-. Подосиновик, подоконник , пододеяльник – под, подождать , подошва , подозрение – подо, в слове подовый по – часть корня ответ

Слайд 18

18 ответ 2 Назовите суффиксы в следующих словах Притворяться Настроение Ребёнок Карандашик Вагончик Ключик Мячик Стульчик Платочек Кусочек Грузчик Разносчик - я- , ся -,-, - ени - ,- ёнок - ,- ик -,-чик- - ик -, - чик-,чик - ек -, - ек -, - чик-,--чик - 2

Слайд 19

Определите, в каких словах имеется приставка на-, приставка над-, надо- и где приставки нет НАДОИТЬ НАДОЕСТЬ НАДОКОННЫЙ НАДОУМИТЬ НАДОБНОСТЬ НАДОРВАТЬСЯ НАДОЛГО ответ 19 2 Надоить, надолго – приставка на-, надоконный – над, надоесть, надоумить, надорваться - надо-. В слове надобность приставки нет.

Слайд 20

Определите, в каких словах есть приставка по-, под- и подо- и какие вовсе не имеют приставки Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подогреть, подо- вый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник 20 ответ 2 По- подорожник, подоить, подоходный, подо- подошва, подождать, подогрет, подозрение , под - подосиновик , подоконник. Подовый – нет приставки.

Слайд 21

Какие из данных слов являются сложными ? Сверхъестественный, трёхъярусный, контратака, нижеупомянутый, субтропический, предоктябрьский, 21 2 Трёхъярусный, нижеупомянутый ответ

Слайд 22

Поставьте данные слова во множественное число Человек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева), зуб (волка), зуб (пилы) ,зелень, порт, фронт, якорь, слесарь 22 2 Люди, суда ,куры , листы, листья, зубы, зубья, зеленя, порты, фронты, якоря, слесари ответ

Слайд 23

КАКИЕ ИЗ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ? Сирота, Дюма, какаду, кофе, авеню, ябеда, ножницы, Джейн Остин , мука, стремя, тире, поле, плакса, Фенимор Купер, Швацнейгер 23 2 Дюма, какаду, кофе, авеню, Джейн Остин , тире ответ

Слайд 24

Какой частью речи являются выделенные слова? На тротуаре много прохожих. На обед подали жаркое. Слепой палкой нащупывал дорогу. Стану я слушать всякого встречного - поперечного! В посёлке открыли новую чайную. Дверь эта вела в прихожую. Чужих у нас не любят. 24 2 ответ Прилагательные, перешедшие в существительные.

Слайд 25

Какие четыре моря носят название цвета? 25 2 ответ Чёрное, Жёлтое, Белое, Красное

Слайд 26

Отгадайте загадку-каламбур И с буквой г - лечу, И с буквой, в – лечу. 26 2 Грач, врач ответ

Слайд 27

У каких глаголов на конце животное с ветвистыми рогами? 27 2 Все глаголы прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, оканчивающиеся на -лось ответ

Слайд 28

НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО Приготовить Прискакать Придумать П рилететь Пример Придел Приём 28 ответ 2 пример

Слайд 29

Сформулируйте правило орфографии, основываясь на примерах : Предыдущий Безызвестный Подытожить Сверхинтересный Разыскать Подыграть 29 ответ 2 После приставок на согласный (кроме приставки сверх) в корне пишется не и, а ы -

Слайд 30

Найдите ошибки в тексте стихотворения С. Маршака Дама здавала в багаш Диван, Чимодан , сакваяш , Картину, Карзину Картонку И маленькую собачёнку 30 ответ 2 С давала, бага ж , ч е модан , сакв о - я ж , к о рзину, собач о нку

Слайд 31

Объясните разницу в написании корней в словах: Коснуться Косить Прикасаться Мириться Примерять платье Примириться с неизбежностью Умирать от восторга Гора Гореть 31 ответ 2 Перед нами слова с корнями – омонимами. Их надо писать, применяя разные правила: Нет суффикса а косы Есть суффикс а мир мерять мир мир горы Гор – безударный корень

Слайд 32

На каком правиле русского языка основано написание окончаний слов : К площад и У рощ и От акаци и В арми и Около рек и В ущель е В лектори и 32 ответ 2 Окончание существительных зависит от падежа и склонения. 1 – 3 скл.,Д.п ; 2 -1-Р.п; 3, 4сущ. на – ия , 5-1 –Р.п., 6- 2скл. П.п., 7 – П.п., на - ий

Слайд 33

Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам Из мрачных свинцовых туч падала изморось. Почему пишутся по – разному одинаково звучащие слова? 33 ответ 2 Эти слова обозначают разные понятия Изморозь – рыхлые снегообразные кристаллы льда Изморось – мелкий дождик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистическая игра "Умники и умницы"

Лигвистическая игра "Умники и умницы" проводится в форме путешествия по станциям. Названия станций: разминочная, историческая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, заключительная....

Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"

Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"...

Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)

ЦЕЛИ1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; д...

Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...