Лингвистическая игра "Умники и умницы"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Цели мероприятия:
с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 6-х классов;
развивать познавательный интерес к русскому языку;
воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.pptx | 476.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонетика и графика 1 2 3 4 5 6 Лексика 7 8 9 10 11 12 Морфемика и словообразование 13 14 15 16 17 18 Морфология 19 20 21 22 23 24 Орфография 25 26 27 28 29 30
Какой фонетический процесс происходит в словах: Гардеро б Пово з ка Перехо д Моро з Парохо д С берего в Переска з ответ 3 оглушение
- Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Хоттабычу однажды Буратино. В одном из них семь одинаковых гласных, а в другом сорок. О мудрейший из юношей! – воскликнул Хоттабыч – Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Знай же, что я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них сто одинаковых согласных ! О КАКИХ СЛОВАХ ИДЁТ У НИХ РЕЧЬ? Сток, стог, стон, стол 4 ответ 2 Семья, сорока
Сосчитайте количество букв и звуков в словах Предъюбилейная Языкознание Разъединять 11 букв 10 звуков 11 букв 13 звуков 14 букв 15 звуков 5 ответ 2
Найти лишнее слово Съёмка Подъезд Вьюнок Полью Заяц Поём Плюшка Юла Вьюга Пьеса ответ ПЛЮШКА 6
Аллитерация - звукоподражание Посредством каких звуков автор создаёт звуковой фон в стихотворении? Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К. Бальмонт Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом . Ф. Тютчев 7 ответ 2 [ сш ] ответ [ рлмн ]
Мы восприняли от греков способ письма слева направо и сверху вниз. В древности же многие народы писали справа налево. Евреи и персы пишут так и сейчас. Китайцы пишут свои иероглифы вертикальными колонками сверху вниз , начиная с правой стороны листа. Вообразите себя на минуту исследователями древних письмен и попытайтесь расшифровать эту таинственную надпись. Какой порядок чте - ния вы изберёте? о и е м е а м п и и т р ь а н н и б с н а в т о 8 ответ 2 8
2 9 Обратите внимание на письмо 9
К какой группе лексики относятся слова: ЗОДЧИЙ БРАНЬ ВНИМАТЬ ЛЕКАРЬ БЛАГОУХАНИЕ Подберите синонимы к ним из современного русского языка 10 ответ Устаревшие слова Строитель битва слушать врач аромат
Как вы объясните слово «ошеломить»? От какого слова оно произошло? Подберите синоним к этому слову ответ 11 2 Удивить От слова «шлем»
Дремлет старушка в кресле. Дремлет чуткий камыш В каком значении употреблено слово дремлет? Укажите художественное средство(троп) в литературе , основанное на разных значениях одного слова 12 ответ 1- прямое значение 2 –переносное МЕТАФОРА
Как называются слова, которые являются отгадкой в следующем четверостишии: Со мной ходи стрелять учиться И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А часто попадаю в щи. Лук 13 ответ
Объясните значение и происхождение фразеологизма «Не солоно хлебавши» 14 2 ответ Разочароваться в приёме
Объясните значение фразеологизмов после того, как дадите определение фразеологизмов: ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ КОНЦЫ В ВОДУ ЛЯСЫ ТОЧИТЬ 15 ответ МЕДЛЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ СКРЫТЬ, УТАИТЬ БОЛТАТЬ
Докажите, что данные слова не одного корня. Подберите к каждому из них Хотя бы по одному родственному слову ВВОДНЫЙ – ВОДНЫЙ; ВИННЫЙ – ОБВИНИТЕЛЬ; ВРЕДОНОСНЫЙ – ДЛИННОНОСЫЙ; НОЖНИЦЫ – ТРЕНОЖНИК; МОЩНЫЙ – МОЩЁНЫЙ; РОСПИСЬ – ЗАРОСЛЬ; ГОДОВАЛЫЙ - ВЫГОДНЫЙ 16 2 ответ Вводить – вода- вино –вина – носить- нос-ножи - нога- мощь – мостить – писать- росли- год- выгода
Отыщите приставки: Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подойти, подовый, подоходный, подозрение,пододеяльник 17 2 В словах подорожник, подоить, подоходный –приставка по-. Подосиновик, подоконник , пододеяльник – под, подождать , подошва , подозрение – подо, в слове подовый по – часть корня ответ
18 ответ 2 Назовите суффиксы в следующих словах Притворяться Настроение Ребёнок Карандашик Вагончик Ключик Мячик Стульчик Платочек Кусочек Грузчик Разносчик - я- , ся -,-, - ени - ,- ёнок - ,- ик -,-чик- - ик -, - чик-,чик - ек -, - ек -, - чик-,--чик - 2
Определите, в каких словах имеется приставка на-, приставка над-, надо- и где приставки нет НАДОИТЬ НАДОЕСТЬ НАДОКОННЫЙ НАДОУМИТЬ НАДОБНОСТЬ НАДОРВАТЬСЯ НАДОЛГО ответ 19 2 Надоить, надолго – приставка на-, надоконный – над, надоесть, надоумить, надорваться - надо-. В слове надобность приставки нет.
Определите, в каких словах есть приставка по-, под- и подо- и какие вовсе не имеют приставки Подосиновик, подорожник, подоконник, подошва, подождать, подогреть, подо- вый (пирог), подоить, подоходный, подозрение, пододеяльник 20 ответ 2 По- подорожник, подоить, подоходный, подо- подошва, подождать, подогрет, подозрение , под - подосиновик , подоконник. Подовый – нет приставки.
Какие из данных слов являются сложными ? Сверхъестественный, трёхъярусный, контратака, нижеупомянутый, субтропический, предоктябрьский, 21 2 Трёхъярусный, нижеупомянутый ответ
Поставьте данные слова во множественное число Человек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева), зуб (волка), зуб (пилы) ,зелень, порт, фронт, якорь, слесарь 22 2 Люди, суда ,куры , листы, листья, зубы, зубья, зеленя, порты, фронты, якоря, слесари ответ
КАКИЕ ИЗ ДАННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ? Сирота, Дюма, какаду, кофе, авеню, ябеда, ножницы, Джейн Остин , мука, стремя, тире, поле, плакса, Фенимор Купер, Швацнейгер 23 2 Дюма, какаду, кофе, авеню, Джейн Остин , тире ответ
Какой частью речи являются выделенные слова? На тротуаре много прохожих. На обед подали жаркое. Слепой палкой нащупывал дорогу. Стану я слушать всякого встречного - поперечного! В посёлке открыли новую чайную. Дверь эта вела в прихожую. Чужих у нас не любят. 24 2 ответ Прилагательные, перешедшие в существительные.
Какие четыре моря носят название цвета? 25 2 ответ Чёрное, Жёлтое, Белое, Красное
Отгадайте загадку-каламбур И с буквой г - лечу, И с буквой, в – лечу. 26 2 Грач, врач ответ
У каких глаголов на конце животное с ветвистыми рогами? 27 2 Все глаголы прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, оканчивающиеся на -лось ответ
НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО Приготовить Прискакать Придумать П рилететь Пример Придел Приём 28 ответ 2 пример
Сформулируйте правило орфографии, основываясь на примерах : Предыдущий Безызвестный Подытожить Сверхинтересный Разыскать Подыграть 29 ответ 2 После приставок на согласный (кроме приставки сверх) в корне пишется не и, а ы -
Найдите ошибки в тексте стихотворения С. Маршака Дама здавала в багаш Диван, Чимодан , сакваяш , Картину, Карзину Картонку И маленькую собачёнку 30 ответ 2 С давала, бага ж , ч е модан , сакв о - я ж , к о рзину, собач о нку
Объясните разницу в написании корней в словах: Коснуться Косить Прикасаться Мириться Примерять платье Примириться с неизбежностью Умирать от восторга Гора Гореть 31 ответ 2 Перед нами слова с корнями – омонимами. Их надо писать, применяя разные правила: Нет суффикса а косы Есть суффикс а мир мерять мир мир горы Гор – безударный корень
На каком правиле русского языка основано написание окончаний слов : К площад и У рощ и От акаци и В арми и Около рек и В ущель е В лектори и 32 ответ 2 Окончание существительных зависит от падежа и склонения. 1 – 3 скл.,Д.п ; 2 -1-Р.п; 3, 4сущ. на – ия , 5-1 –Р.п., 6- 2скл. П.п., 7 – П.п., на - ий
Стояла поздняя осень. По утрам изморозь серебристым налётом покрывала опавшие листья, землю и крыши домов. А по временам Из мрачных свинцовых туч падала изморось. Почему пишутся по – разному одинаково звучащие слова? 33 ответ 2 Эти слова обозначают разные понятия Изморозь – рыхлые снегообразные кристаллы льда Изморось – мелкий дождик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Лингвистическая игра "Умники и умницы"
Лигвистическая игра "Умники и умницы" проводится в форме путешествия по станциям. Названия станций: разминочная, историческая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, заключительная....
Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"
Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"...
Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)
ЦЕЛИ1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; д...
Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...