Лингвистическая игра "Умники и умницы"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Лигвистическая игра "Умники и умницы" проводится в форме путешествия по станциям. Названия станций: разминочная, историческая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, заключительная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_igra.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра «Умники и умницы».
- Станция «Разминочная»
Набор вопросов для 2-х команд:
- Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно? (Бессоюзные)
- Раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология)
- Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (Заимствованные)
- Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог).
- Каким признаком обладают глаголы с постфиксом -ся? (Возвратность)
- Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы)
- Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий).
- Фамилия известного автора-составителя толкового словаря и словаря пословиц и поговорок (В.И. Даль)
- Как в современном русском языке звучит древнерусское слово «агнец»? (ягненок)
- Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (Угроза).
- Как ещё называют главные члены предложения? (Грамматическая основа).
- Сколько склонений в русском языке? (Три).
- Буквами какой азбуки являются буквы «аз», «буки»,», «веди»? (Кириллица)
- Какую еще древнерусскую азбуку вы знаете? (Глаголица).
- Что обозначают слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)
- Назовите реку-предлог? (По)
- Сколько «а» в слове сорока (Сорок «а»).
- Какой звук обозначал Ъ в древнерусском языке? (Гласный)
- Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (Морфемика)
- Какой раздел науки о языке изучает звуки? (Фонетика)
- Станция «Историческая».
- Назовите известные вам имена русских языковедов.
- Подберите к предложенным архаичным словам и оборотам эквиваленты современного делового языка:
При сем направляем –
Означенный –
Сего года –
Уведомлять –
На предмет рассмотрения –
Незамедлительно –
- Найдите четвертое лишнее (что оно обозначает):
Терем, тюрлюрлю, палаты, хоромы
- Дайте толкование следующих латинских выражений:
Tabula rasa –
Post faktum –
Terra jnkognita –
- Современная русская пословица : «Пьяному море по колено» - это только первая половина более длинной старой пословицы. Какой была её вторая половина?
а) «…а трезвому – с головой»;
б) «…а башка – как колено»;
в) «… а лужа – по уши»;
г) «…пока в кабаке сидит».
- Станция «Орфографическая».
- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
Инте..игент, и..игрировать, ..п..рт..менты, пр..в..легия и пр..рогатива пр..з..дента, к..мпр..метировать, арти..ерийская к..н..нада, а..отация,
в..н..грет, ..бстрактный, и..итация, и..унитет.
- Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое из этих слов написано правильно?
А) нечайно
Б) отчайно
В) случаянно
Г) необычайно
Д) черезвычайно
- Найдите слова, в которых написание гласной в корне слова проверяется ударением.
- прост..рался 5) пор..зить
- ум..рает 6) обт..рал
- р..скошный 7) см..ркается
- уд..рать 8) уд..лить
- Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.
- был в санатори..
- ре..т
- в течени.. дня
- увенч..нный лаврами
- ранн..м утром
- затейл..вый
- монаш..нка
- почу..л
- Укажите, на месте каких цифр пишется НЕ.
Как н1 старались охотники, они н2 разу н3 встретили оленя. Н4 произнеся н5 слова, они с н6доумением смотрели друг на друга.
4.Станция «Лексическая».
- Попробуйте догадаться, какую пословицу так растолковали.
А) При желании продолжения обмена веществ в собственном организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.
Б) Как бы вы ни старались, у вас не получится найти ни капли соединения кислорода с водородом в месте дислокации горизонтально вытянутого куска породы.
В) Как ни обидно, результатом самой первой попытки создания тонкой лепешки будет появление шара.
Г) Появившийся на свет с целью передвижения по плоскости не может совершать перемещение в трехмерном пространстве без опоры.
Д) Место, где должен проводиться поиск этой скоростной воздушной субстанции, указано однозначно – это просто-напросто безлесная долина.
- Есть такой вид спорта – пентатлон. Догадайтесь, как он называется по-русски:
А) зимнее двоеборье;
Б) троеборье;
В) пятиборье;
Г) семиборье;
Д) десятиборье
- Какие из названий головных уборов русские по происхождению:
- панама
- цилиндр
- бейсболка
- сомбреро
- берет
- треуголка
- шапка
- ушанка
5.Станция «Фразеологическая».
- Продолжите. Вставив названия животных.
Голоден как …
Хитер как …
Труслив как …
Здоров как …
Изворотлив …
Надут как …
Нем как …
Грязен как …
Упрям как…
Болтлив как …
Колюч как …
- Подскажите словечко
Задание 1 команде:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой …
Мы исходили городок
Буквально вдоль и …
И так устали по дороге.
Что еле …
Задание 2 команде:
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
Фальшивят. Путают слова,
Поют кто в лес, …
Пожалуй, слушать их не станут:
От этой песни уши …
- По определениям угадайте фразеологизм:
- Очень худой, изможденный.
- Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях.
- Днем, на виду у всех.
- Удрученный, печальный.
- Неохотно, принудив себя к чему-либо.
- Первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще.
6. Станция «Заключительная».
1. Вопросы-шутки:
А) Есть ли ноги у газеты, книги?
Б) Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи?
В) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
Г) Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?
Д) Может ли вопрос заболеть?
2. Разгадайте перевертыши, чтобы получилась известная пословица:
А) У честного человека ботинки промокают.
Б) Мужик на телегу – коню тяжелее.
В) Отдых – ягненок, на поля побежит.
Г) Брезгливость пропадает, когда голодают.
Д) Ближе к полю – меньше деревьев.
3.Найдите речевые ошибки в предложениях и исправьте их:
А) Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену.
Б) Наташа была связана с народом красной нитью.
В) Дворец был построен крепостными руками графа Шереметьева.
Г) Гагарин был первым проходимцем в космосе.
Д) Небо Аустерлица переломило Болконского пополам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"
Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"...
Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)
ЦЕЛИ1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; д...
Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...
Лингвистическая игра "Умники и умницы"
Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 6-х классов;развивать познавательный интерес к русскому языку;воспитывать навык взаимодейс...