Лингвистическая игра "Умники и умницы"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Гатаулина Наталья Александровна

Лигвистическая игра "Умники и умницы" проводится в форме путешествия по станциям. Названия станций: разминочная, историческая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, заключительная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_igra.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая    игра  «Умники и умницы».

  1. Станция  «Разминочная»

Набор вопросов для 2-х команд:

  1. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и  интонационно? (Бессоюзные)
  2. Раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология)
  3. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (Заимствованные)
  4. Как называется разговор двух или более лиц? (Диалог).
  5. Каким признаком обладают глаголы с постфиксом -ся? (Возвратность)
  6. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы)
  7. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий).
  8. Фамилия известного автора-составителя толкового словаря и словаря пословиц и поговорок (В.И. Даль)
  9. Как в современном русском языке звучит древнерусское слово «агнец»? (ягненок)
  10. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (Угроза).
  11.  Как ещё называют главные члены предложения? (Грамматическая основа).
  12.  Сколько склонений в русском языке? (Три).
  13.  Буквами какой азбуки являются буквы «аз», «буки»,», «веди»? (Кириллица)
  14.  Какую еще древнерусскую азбуку вы знаете? (Глаголица).
  15. Что обозначают  слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)
  16.  Назовите реку-предлог? (По)
  17.  Сколько «а» в слове сорока (Сорок «а»).
  18. Какой звук обозначал Ъ в древнерусском языке? (Гласный)
  19.  Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (Морфемика)
  20.  Какой раздел науки о языке изучает звуки? (Фонетика)

  1. Станция «Историческая».
  1. Назовите известные вам имена русских языковедов.

  1. Подберите к предложенным архаичным словам и оборотам эквиваленты современного делового языка:

При сем направляем –

Означенный –

Сего года –

Уведомлять –

На предмет рассмотрения –

Незамедлительно –

  1. Найдите четвертое лишнее (что оно обозначает):

Терем, тюрлюрлю, палаты, хоромы

  1. Дайте толкование следующих латинских выражений:

Tabula  rasa –

 Post faktum –

Terra jnkognita –

  1. Современная русская пословица : «Пьяному море по колено» - это только первая половина более длинной старой пословицы. Какой была её вторая половина?

а) «…а трезвому – с головой»;

б) «…а башка – как колено»;

в) «… а лужа – по уши»;

г) «…пока в кабаке сидит».

  1. Станция  «Орфографическая».

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

Инте..игент, и..игрировать, ..п..рт..менты, пр..в..легия и пр..рогатива пр..з..дента, к..мпр..метировать, арти..ерийская к..н..нада, а..отация,

в..н..грет,  ..бстрактный, и..итация, и..унитет.

  1. Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое из этих слов написано правильно?

А) нечайно

Б) отчайно

В) случаянно

Г) необычайно

Д) черезвычайно

  1. Найдите слова, в которых написание гласной в корне слова проверяется ударением.
  1. прост..рался           5) пор..зить
  2. ум..рает                  6) обт..рал
  3. р..скошный            7) см..ркается
  4. уд..рать                   8) уд..лить

  1. Найдите слова, в которых на месте пропуска пишется Е.
  1. был в санатори..
  2. ре..т
  3. в течени.. дня
  4. увенч..нный лаврами
  5. ранн..м утром
  6. затейл..вый
  7. монаш..нка
  8. почу..л

  1. Укажите, на месте каких цифр пишется НЕ.

Как н1 старались охотники, они н2 разу н3 встретили оленя. Н4 произнеся н5 слова, они с н6доумением смотрели друг на друга.

4.Станция «Лексическая».

  1. Попробуйте догадаться, какую пословицу так растолковали.

А) При желании продолжения обмена веществ в собственном организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.

Б) Как бы вы ни старались, у вас не получится найти ни капли соединения кислорода с водородом в месте дислокации горизонтально вытянутого куска породы.

В) Как ни обидно, результатом самой первой попытки создания тонкой лепешки будет появление шара.

Г) Появившийся на свет с целью передвижения по плоскости не может совершать перемещение в трехмерном пространстве без опоры.

Д) Место, где должен проводиться поиск этой скоростной воздушной субстанции, указано однозначно – это просто-напросто безлесная долина.

  1. Есть такой вид спорта – пентатлон. Догадайтесь, как он называется по-русски:

А) зимнее двоеборье;

Б) троеборье;

В) пятиборье;

Г) семиборье;

Д) десятиборье

  1. Какие из названий головных уборов русские по происхождению:
  1. панама
  2. цилиндр
  3. бейсболка
  4. сомбреро
  5. берет
  6. треуголка
  7. шапка
  8. ушанка

5.Станция «Фразеологическая».

  1. Продолжите. Вставив названия животных.

Голоден как …

Хитер как …

Труслив как …

Здоров как …

Изворотлив …

Надут как …

Нем как …

Грязен как …

Упрям как…

Болтлив как …

Колюч как …

  1. Подскажите словечко

Задание 1 команде:                                          

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой …

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали по дороге.

Что еле …

Задание 2 команде:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь …

Фальшивят. Путают слова,

Поют кто в лес, …

Пожалуй, слушать их не станут:

От этой песни уши …

  1. По определениям угадайте фразеологизм:
  1. Очень худой, изможденный.
  2. Ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях.
  3. Днем, на виду у всех.
  4. Удрученный, печальный.
  5. Неохотно, принудив себя к чему-либо.
  6. Первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще.

6. Станция «Заключительная».

1. Вопросы-шутки:

А) Есть ли ноги у газеты, книги?

Б) Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи?

В) Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

Г) Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?

Д) Может ли вопрос заболеть?

2. Разгадайте перевертыши, чтобы получилась  известная пословица:

А) У честного человека ботинки промокают.

Б) Мужик на телегу – коню тяжелее.

В) Отдых – ягненок, на поля побежит.

Г) Брезгливость пропадает, когда голодают.

Д) Ближе к полю – меньше деревьев.

3.Найдите речевые ошибки в предложениях и исправьте их:

А) Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену.

Б) Наташа была связана с народом красной нитью.

В) Дворец был построен крепостными руками графа Шереметьева.

Г) Гагарин был первым проходимцем в космосе.

Д) Небо Аустерлица переломило Болконского пополам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"

Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"...

Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)

ЦЕЛИ1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; д...

Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...

Лингвистическая игра "Умники и умницы"

Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 6-х классов;развивать познавательный интерес к русскому языку;воспитывать навык взаимодейс...