Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Бадрединова Эльмира Рустямовна

Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра для семиклассников «Умники и умницы»

Э.Р.Бадрединова, учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3 Белгородского района Белгородской области», п. Разумное Белгородского района Белгородской области                    

Цель: повторить изученное на уроках русского языка и литературы, проверить знания и умения учащихся по предмету, повысить интерес к изучению русского языка и литературы, продолжить работу по развитию творческих  и интеллектуальных способностей.

Оборудование: презентация «Умники и умницы», карточки с заданиями.

Ход занятия.

  1. На сцене появляются две девушки в русских народных костюмах.

Первая девушка: «Послушай, подруга. Какие времена настали. Раньше, бывало, богатыри радовали своими подвигами, защищали Землю Русскую. А что сейчас?»

Вторая девушка: «Да, мне мой дедушка Добрыня Никитич рассказывал, какие были тогда люди! И  вообще, русский человек всегда славился не только своей силой, мужеством, но и смекалкой».

Первая девушка: «Знаю. Ведь и мой дедушка Илья Муромец злого Тугарина умом одолел».

Появляется юноша: «Здравствуйте, люди добрые, здравствуйте, красавицы! О чём же вы тоскуете?»

Вторая девушка: «Как же нам не тосковать? Не осталось на Земле Русской богатырей»

Юноша: «Да разве ж вы не знаете, что сегодня в этом зале соберутся люди добрые, дабы проверить силушку, остроту слова и знания образованных, красотой не обделенных учеников седьмых классов!»

Звучит песня «Богатырская наша сила»

Под звуки песни в зал входят участники игры.

Первая девушка: «Да они же еще совсем молоды!»

Вторая девушка: «Вот и посмотрим, на что они способны!»

Юноша: «Я думаю, пора представить участников сегодняшнего состязания на звание умников и умниц  государства Разуменская школа  № 3»

Учитель: «А я думаю, они нам уже хотят что-то рассказать о себе»

I тур. «Визитная карточка» - участники представляют команды, капитанов.

Юноша: «Я думаю, будет интересно. Внимание, богатыри, готовы ли вы принять клятву перед началом состязаний? (…) На клич: «Будьте готовы» надо отвечать: «Всегда готовы!»

Первая девушка: «Мы, умники и умницы школы № 3 воеводства Земли Разуменской, принимаем следующую клятву и обещаем строго следовать данному слову. Будьте готовы!

Участники: «Всегда готовы»

Вторая девушка : «Жить в согласии, дружбе, не отказывать другу в помощи, не обидеть кого словом бранным. Будьте готовы!»

Участники: «Всегда готовы»

Юноша: «Неустанно овладевать грамотой русской. Летописи почитывать, дабы ума прибавлялось, ленность долой гнать, трудиться над духом своим неустанно. Будьте готовы!»

Участники: «Всегда готовы»

Учитель: «А теперь приступим к состязаниям. Слушайте правила боя честного. В каждом состязании будет проверяться ваша смекалка и находчивость. За каждое правильное решение наш народ великий (жюри) вам будет начислять баллы. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов».

Первая девушка: «Ну что ж, пора умников и умниц расспрашивать. Первое состязание называется «По одёжке встречают – провожают по уму…» . Ваша задача – ответить на ряд теоретических вопросов (вопросы распечатаны на билетах, участники вытягивают вопрос; если команда не отвечает на вопрос, ход переходит к соперникам).

Вопросы.

  1. Кто «прорубил окно в Европу»?
  2. Из какого произведения взяты строки: «Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…»
  3. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
  4. Перу какого писателя принадлежат слова: « Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…»
  5. Назовите особенности текста публицистического стиля.
  6. Что такое эпитет? Приведите примеры.
  7. Назовите роды литературы.
  8. Назовите известные вам жанры литературных произведений.
  9. Что такое метафора? Приведите примеры.
  10. Продекламируйте любое высказывание о русском языке.

Учитель: «Подведем итоги первого состязания. Слово членам жюри»

Вторая девушка : «А теперь начнем наше второе состязание. Оно называется «Ум –хорошо, а два лучше…». Ваша задача – за несколько минут выполнить письменное задание. Поработайте с текстом: вставьте знаки и пропущенные буквы. Объясните значения подчеркнутых слов».

В воздухе разит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, ар…мат ув…дающих клёнов. (Под) ногами шуршат ж…лтые мёртвые листья  покрывающие густым слоем доро…ку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся (кое)где  м…стами зелёные ветки, причудливо перемеша(н, нн)ы с осе(н, нн)ими  т…нами: то (светло)лимо(н, нн)ыми  то палевыми, то оранжевыми   то розовыми и кровавыми  перех…дящими (из)редка в цвета лиловый и пурпуровый.                                                                                       А.И.Куприн

                                                                                                                                                 

Учитель: « А пока команды думают, болельщикам предлагаем помочь набрать очки для своей команды. Задание: изобразите  фразеологизм, команда соперников должна объяснить его значение. Выиграет та группа, которая приведет больше примеров».

Подводятся итоги.

Юноша: «Объявляем следующее соревнование: «Век  живи – век  учись…». Ваша задача – отгадать, какая пословица здесь зашифрована. Победит та команда, которая первой выполнит правильно задание»

  • Пруд, труд, вынимать, рыбка.
  • Будет праздник, наша, улица.
  • Смотреть, конь, дареный, зубы.
  • Терпеть, казак, быть, атаман.
  • Вить, конец, быть, веревочка, сколько.

Первая девушка: «А сейчас приглашаем капитанов. Состязание «Взялся за гуж – не говори, что дюж…» Команда соперников задаст вам вопрос из курса русского языка и литературы, подготовленный заранее, вы должны ответить на него».

Вторая девушка: «Вы устали? Я думаю, что наши умники и умницы никогда не устают. Поэтому предлагаю вашему вниманию следующее испытание. Оно называется «Поспешишь – людей насмешишь…». Команды по очереди отвечают на вопрсы. Если команда не знает ответа – болельщики могут им помочь. Но не спешите – вопросы-то каверзные.

  1. Всегда ли «сырое» бывает «мокрым», а «мокрое» «сырым»?

(нет, сырой – невареный, нежареный).

  1. Как большой дом превратить в маленький? (+ик).
  2. Задача-шутка: В нем приставка такая же, как в слове подруга, корень – как в слове игрушка суффиксы такие же, как в слове читал. Что это за слово? (поиграл).

4. Какие иноязычные фамилии не склоняются? (иноязычные с конечным  гласным (Дюма) и женские с конечным  согласным (Анжелика Браун – но Иоганна Штрауса).

  1. Почему для названия совокупности букв используют 2 слова: алфавит и азбука?
  2. Что общего между парами слов  колесо и колея, впечатление и пещера.
  3. Как звучит в современном русском языке слово ланиты? (щеки)
  4. Каково происхождение постфикса  -ся?  
  5. Каково происхождение слова сметана. Почему в этом слове нужно писать Е? (сметана, собранная в кучку часть сквашенного молока).
  6. Найдите ошибку: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плавало»

Юноша: «Друзья, мы видим, что вы все умные, начитанные люди. А удивить чем- нибудь нас сможете?» (Команды показывают заранее подготовленную сценку из школьной жизни).

Звучит песня «Богатырская наша сила» (тихо). Под звуки песни говорит первая девушка: « Ну, удивили вы меня. Вижу – богата Земля Русская талантами. А что скажут наши гости?» (слово жюри, подведение итогов, награждение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...

Презентация(игра-викторина) "Умники и умницы"

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, чтоданный материал предназначен для использования в процессе преподавания предмета «Окружающий мир» на уроках закрепления и проверки знани...

Лингвистическая игра "Умники и умницы"

Лигвистическая игра "Умники и умницы" проводится в форме путешествия по станциям. Названия станций: разминочная, историческая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, заключительная....

Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)

ЦЕЛИ1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; д...

Лингвистическая игра "Учимся играя"

Внеклассная работа по русскому языку . ?-8 классы....

Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...

Лингвистическая игра "Умники и умницы"

Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 6-х классов;развивать познавательный интерес к русскому языку;воспитывать навык взаимодейс...