Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лингвистическая игра для семиклассников "Умники и умницы" | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра для семиклассников «Умники и умницы»
Э.Р.Бадрединова, учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3 Белгородского района Белгородской области», п. Разумное Белгородского района Белгородской области
Цель: повторить изученное на уроках русского языка и литературы, проверить знания и умения учащихся по предмету, повысить интерес к изучению русского языка и литературы, продолжить работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Оборудование: презентация «Умники и умницы», карточки с заданиями.
Ход занятия.
- На сцене появляются две девушки в русских народных костюмах.
Первая девушка: «Послушай, подруга. Какие времена настали. Раньше, бывало, богатыри радовали своими подвигами, защищали Землю Русскую. А что сейчас?»
Вторая девушка: «Да, мне мой дедушка Добрыня Никитич рассказывал, какие были тогда люди! И вообще, русский человек всегда славился не только своей силой, мужеством, но и смекалкой».
Первая девушка: «Знаю. Ведь и мой дедушка Илья Муромец злого Тугарина умом одолел».
Появляется юноша: «Здравствуйте, люди добрые, здравствуйте, красавицы! О чём же вы тоскуете?»
Вторая девушка: «Как же нам не тосковать? Не осталось на Земле Русской богатырей»
Юноша: «Да разве ж вы не знаете, что сегодня в этом зале соберутся люди добрые, дабы проверить силушку, остроту слова и знания образованных, красотой не обделенных учеников седьмых классов!»
Звучит песня «Богатырская наша сила»
Под звуки песни в зал входят участники игры.
Первая девушка: «Да они же еще совсем молоды!»
Вторая девушка: «Вот и посмотрим, на что они способны!»
Юноша: «Я думаю, пора представить участников сегодняшнего состязания на звание умников и умниц государства Разуменская школа № 3»
Учитель: «А я думаю, они нам уже хотят что-то рассказать о себе»
I тур. «Визитная карточка» - участники представляют команды, капитанов.
Юноша: «Я думаю, будет интересно. Внимание, богатыри, готовы ли вы принять клятву перед началом состязаний? (…) На клич: «Будьте готовы» надо отвечать: «Всегда готовы!»
Первая девушка: «Мы, умники и умницы школы № 3 воеводства Земли Разуменской, принимаем следующую клятву и обещаем строго следовать данному слову. Будьте готовы!
Участники: «Всегда готовы»
Вторая девушка : «Жить в согласии, дружбе, не отказывать другу в помощи, не обидеть кого словом бранным. Будьте готовы!»
Участники: «Всегда готовы»
Юноша: «Неустанно овладевать грамотой русской. Летописи почитывать, дабы ума прибавлялось, ленность долой гнать, трудиться над духом своим неустанно. Будьте готовы!»
Участники: «Всегда готовы»
Учитель: «А теперь приступим к состязаниям. Слушайте правила боя честного. В каждом состязании будет проверяться ваша смекалка и находчивость. За каждое правильное решение наш народ великий (жюри) вам будет начислять баллы. Побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов».
Первая девушка: «Ну что ж, пора умников и умниц расспрашивать. Первое состязание называется «По одёжке встречают – провожают по уму…» . Ваша задача – ответить на ряд теоретических вопросов (вопросы распечатаны на билетах, участники вытягивают вопрос; если команда не отвечает на вопрос, ход переходит к соперникам).
Вопросы.
- Кто «прорубил окно в Европу»?
- Из какого произведения взяты строки: «Мать, слабая, как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…»
- Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?
- Перу какого писателя принадлежат слова: « Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…»
- Назовите особенности текста публицистического стиля.
- Что такое эпитет? Приведите примеры.
- Назовите роды литературы.
- Назовите известные вам жанры литературных произведений.
- Что такое метафора? Приведите примеры.
- Продекламируйте любое высказывание о русском языке.
Учитель: «Подведем итоги первого состязания. Слово членам жюри»
Вторая девушка : «А теперь начнем наше второе состязание. Оно называется «Ум –хорошо, а два лучше…». Ваша задача – за несколько минут выполнить письменное задание. Поработайте с текстом: вставьте знаки и пропущенные буквы. Объясните значения подчеркнутых слов».
В воздухе разит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, ар…мат ув…дающих клёнов. (Под) ногами шуршат ж…лтые мёртвые листья покрывающие густым слоем доро…ку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся (кое)где м…стами зелёные ветки, причудливо перемеша(н, нн)ы с осе(н, нн)ими т…нами: то (светло)лимо(н, нн)ыми то палевыми, то оранжевыми то розовыми и кровавыми перех…дящими (из)редка в цвета лиловый и пурпуровый. А.И.Куприн
Учитель: « А пока команды думают, болельщикам предлагаем помочь набрать очки для своей команды. Задание: изобразите фразеологизм, команда соперников должна объяснить его значение. Выиграет та группа, которая приведет больше примеров».
Подводятся итоги.
Юноша: «Объявляем следующее соревнование: «Век живи – век учись…». Ваша задача – отгадать, какая пословица здесь зашифрована. Победит та команда, которая первой выполнит правильно задание»
- Пруд, труд, вынимать, рыбка.
- Будет праздник, наша, улица.
- Смотреть, конь, дареный, зубы.
- Терпеть, казак, быть, атаман.
- Вить, конец, быть, веревочка, сколько.
Первая девушка: «А сейчас приглашаем капитанов. Состязание «Взялся за гуж – не говори, что дюж…» Команда соперников задаст вам вопрос из курса русского языка и литературы, подготовленный заранее, вы должны ответить на него».
Вторая девушка: «Вы устали? Я думаю, что наши умники и умницы никогда не устают. Поэтому предлагаю вашему вниманию следующее испытание. Оно называется «Поспешишь – людей насмешишь…». Команды по очереди отвечают на вопрсы. Если команда не знает ответа – болельщики могут им помочь. Но не спешите – вопросы-то каверзные.
- Всегда ли «сырое» бывает «мокрым», а «мокрое» «сырым»?
(нет, сырой – невареный, нежареный).
- Как большой дом превратить в маленький? (+ик).
- Задача-шутка: В нем приставка такая же, как в слове подруга, корень – как в слове игрушка суффиксы такие же, как в слове читал. Что это за слово? (поиграл).
4. Какие иноязычные фамилии не склоняются? (иноязычные с конечным гласным (Дюма) и женские с конечным согласным (Анжелика Браун – но Иоганна Штрауса).
- Почему для названия совокупности букв используют 2 слова: алфавит и азбука?
- Что общего между парами слов колесо и колея, впечатление и пещера.
- Как звучит в современном русском языке слово ланиты? (щеки)
- Каково происхождение постфикса -ся?
- Каково происхождение слова сметана. Почему в этом слове нужно писать Е? (сметана, собранная в кучку часть сквашенного молока).
- Найдите ошибку: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плавало»
Юноша: «Друзья, мы видим, что вы все умные, начитанные люди. А удивить чем- нибудь нас сможете?» (Команды показывают заранее подготовленную сценку из школьной жизни).
Звучит песня «Богатырская наша сила» (тихо). Под звуки песни говорит первая девушка: « Ну, удивили вы меня. Вижу – богата Земля Русская талантами. А что скажут наши гости?» (слово жюри, подведение итогов, награждение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...
Презентация(игра-викторина) "Умники и умницы"
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, чтоданный материал предназначен для использования в процессе преподавания предмета «Окружающий мир» на уроках закрепления и проверки знани...
Лингвистическая игра "Умники и умницы"
Лигвистическая игра "Умники и умницы" проводится в форме путешествия по станциям. Названия станций: разминочная, историческая, орфографическая, лексическая, фразеологическая, заключительная....
Лингвистическая развлекательная игра по русскому языку «Умницы и умники» (5 класс)
ЦЕЛИ1. Дидактические: проверка усвоения изученного ранее материала по русскому языку и его обобщение; развитие познавательной активности; оценка лексикона и проверка уровня лингвистической эрудиции; д...
Лингвистическая игра "Учимся играя"
Внеклассная работа по русскому языку . ?-8 классы....
Лингвистическая игра "Умники и умницы" по произведению Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Итоговый урок по изучению творчества Л.Н.Толстого в 7 классе. Формируя желание детей читать классическую литературу учитель разрабатывает уроки под девизом: "Учение с увлечением". На данном ...
Лингвистическая игра "Умники и умницы"
Цели мероприятия:с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 6-х классов;развивать познавательный интерес к русскому языку;воспитывать навык взаимодейс...