Суффиксы и приставки
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Щербинина Елизавета Владимировна

В данном конспекте разработан урок по темам: "Суффиксы и приставки". В ходе урока составляется таблица суффиксов на основе упражнений из учебника. Так же отбрабатывается навык видеть приставки в слове при помощи упражнний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiksy_i_pristavki.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по параграфу §63,64.

Суффиксы и приставки.

  1. Актуализация знаний.

Определите значение слов, запишите слова в столбик (условие: все слова состоят из одного слога и имеют нулевое окончание).

  1. Используется для игр в футбол; - ответ: мяч
  2. разговорный вариант слова «один»; - ответ: раз
  3. антоним слова «враг»; ответ: друг
  4. полоска солнечного света; ответ: луч
  5. антоним слова «день; ответ: ночь
  6. денежная единица России; ответ: рубль
  7. бывает твердый, плавленый, с плесенью; ответ: сыр
  8. бывает коренной и молочный. Ответ: зуб

- Чем похожи все эти слова? (все слова состоят из одного слова)

- Можно ли их сгруппировать по видам орфограмм?

Мяч, раз, друг, луч, ночь, рубль, сыр, зуб. (Можно сгруппировать по морфеме: корень.)

- Какой прием используется для проверки парных гласных на конце слов? (Чтобы проверить написание парных гласных на конце слова или перед другими согласными, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так. Чтобы после парной согласной стоял гласный. Например: Друг – другу; зуб – зубок.

  1. Изучение темы по материалам §63.
  1. Все записанные слова сделайте уменьшительно- ласкательными, получившиеся слова запишите рядом с исходными. Что вы использовали для уменьшения слов? (суффиксы)

Мяч – мячик

Раз – разик

Друг – дружок

Луч – лучик

Ночь – ночка

Рубль – рублик

Сыр – сырок

Зуб – зубик

  1. Сейчас давайте откроем страницу учебника177-178, прочитайте в зеленых рамочках вопросы и ответьте на них устно.

Какие из данных слов обозначают предметы, а какие – лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары?

Слова предметы: паром, камень, стекло.

Слова. Обозначающие ли по роду их занятий: паромщик, каменщик, стекольщик.

Разница заключается в значениях, которые проявляются с помощью суффикса –щик.

Какие из данных слов обозначают предмет. А какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? от какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

Слова-предметы: мех, шерсть, серебро.

Слова-признаки предмета: меховой, шерстяной, серебряный.

Разница в значениях заключается в суффиксах.

Какие из данных слов обозначают признак предмета по цвету, а какие имеют значение «становиться таким по цвету»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях каждой пары слов?

Слова-признаки предмета: зелёный, белый, синий.

Слова, имеющие значение «становиться таким по цвету»: зеленеть, белеть, синеть.

Разница в значениях слов заключается в суффиксах.

При помощи упр.369-375 составляется опорная таблица.

Значение суффикса

Суффиксы

Примеры

Лицо по роду занятий, профес-

сии; производитель действия

-щик-; -чик-;

-ак-; -ист-;

-ник-; -тель-

паромщик; грузчик; рыбак;

гитарист; охотник; читатель

Сделанный из …

-ов-; -ян-

меховой, шерстяной

Становиться таким по цвету

-е-

синеть

Уменьшительно – ласкательный

-к-; -ёшк-;

-ок-; -ик-

рыбка, рыбёшка, сырок, мячик

Связанный с предметом

-к-; -н-

рыбацкий, рыбный

Единичный предмет

-ин-

рыбина

Житель города, края, страны

-ец-; -ич-;

-як-; -янин-

рязанец, москвич, сибиряк, россиянин

Неполнота действия

-оват- / -еват-

сыроватый, синеватый

  1. Изучение темы по материалам §64.

Комментирование рисунков на стр.181.

  1. Первый рисунок – вносить, второй – переносить.

Движение внутрь – вносить, передвижение с одного места на другое - переносить. Глагол «носить» получает необходимое значение с помощью приставок в-, пере- .

  1. В схеме изображены слова: убежать, прибежать, приехать, уехать, принести, унести.
  2. Прибежать и убежать – слова с противоположным лексическим значением. Слова различаются по составу с помощью приставок. Приставка при- дает слову значение приближения, а приставка у- удаление.

При выполнении упражнения 381 давайте будем опираться на производящее существительного, чтобы не возникло ошибочного представления о приставочном способе образования этих прилагательных.

Пример: небо с облаками какое? Облачное;

Небо без облаков какое? Безоблачное.

  1. Домашнее задание: с.180 упр. 377

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект личностно-ориентированного урока в 5 классе по теме «Повторим орфографию в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях».

Форма обучения: деловая игра «Я - учитель». Цели урока: обучающиеся должны уметь • опознавать орфограммы в морфемах, слитное и раздельное написание морфем, правописание Ь и Ъ знаков в подобранном ...

Приставки и суффиксы

Тема урока  ( №113) :  Приставки и суффиксы Цели Научиться использовать навыки морфемного анализа слова, составлять текст типа описания движения. Aормирование навыков самопроверки и вза...

Приставки, суффиксы.

Первая часть - повторение темы "Приставки", вторая - изучение темы "Суффиксы"...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова

Презентация к уроку, посвященному разделу "Морфемика и словообразование". В данном уроке подробно рассматриваются морфемы и их значение как частей слова....