Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_koren_pristavka_suffiks_i_okonchanie_-_znachimye_chasti_slova.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс УМК М.М.Разумовской, 2015г. | |||
Урок № | Дата урока: | ||
Тема урока: Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. §20 | Тип урока: Урок актуализации прежних знаний и умений | ||
Задачи урока: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию маорфемы как значимой части слова | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова, что на письме они воспроизводятся одинаково, вне зависимости от их произношения. Знать порядок морфемного разбора, уметь его выполнять | метапредметные Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях | личностные Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | ||
Проверка домашнего задания, анализ контрольного диктанта. | |||
| |||
- Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения С.Острового «Первородство». К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: - Извини меня!- Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: -Защити меня!- Это значит: -Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, отвечают на вопросы. | ||
2.Актуализация прежних знаний | |||
- Как вы поняли это стихотворение? - О какой особенности слова в нем говорится? - Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этом стихотворении говорится, как важно понимать значение каждого слова, которое вы произносите. - Из чего же строятся слова? (выслушивает варианты ответов) | Обдумывают ответы на вопросы. Вместе с учителем определяют состав слова. | ||
| |||
- Правильно, слова сделаны из своего строительного материала. Строительные блоки для слов называются МОРФЕМАМИ. А наука которая изучает МОРФЕМИКА. - Работа с лингвистическим текстом упр. 103. -упр 104 (устно) | Обдумывают ответы на вопросы учителя. | ||
| |||
- Сформулируйте цели сегодняшнего урока | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | ||
| |||
-Морфема – значимая часть слова. Игра «Отгадай слово!» (Зашифровать слово ТИГРЯТА) Сначала написать букву Т. - Какое слово записано? (детям непонятно) Далее по одной букве записать. - Когда появляется важная информация? (когда появляется корень) - Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет в себе смысл всех однокоренных слов. Продолжим игру. Угадайте, о каких людях идет речь в книге Носова «Незнайка в Солнечном городе», взрослых или малышах: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин? (о малышах) - А как бы вы назвали большой арбуз? (арбузище) Какой суффикс вам помог? - Давайте сделаем вывод:только ли в корне заключается смысл слова? (Нет, корень несет главный смысл, а оттенки значения передаются другими морфемами) - Продолжите мои фразы: Приставка – это… Суффикс – это… Корень – это… Окончание – это… Запомните! Каждое из этих названий частей слова называется МОРФЕМА! - Что нужно делать, чтобы не ошибиться в разборе слова по составу? Ответ найдем на стр.43, упр.111 - Запишите слова, разберите их по составу. Каменщик, переезд, серебряный, рыжеватый, проезд, лесок, родник, заешь, рыжеватый, проезд, поднос, приказ, столик, докажу, городище. | Учащиеся проговаривают каждое определение морфемы, Принимают участие в игре. Знакомство с материалом упр.111, У доски разбирают слова. | ||
| |||
-упр.109. | |||
| |||
- Что нового вы сегодня узнали? -Какое настроение у вас после урока? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суффикс - значимая часть слова
Суффикс – значимая часть слова Цели урока:Познавательные:повто...
Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...
Суффикс – значимая часть слова (5 класс)
Суффикс – значимая часть слова (5 класс)...
Корень-основная значимая часть слова.
Открытый урок для 5 классов учителя высшей категории Гильмутдиновой М.Х....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...
Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова
Презентация к уроку, посвященному разделу "Морфемика и словообразование". В данном уроке подробно рассматриваются морфемы и их значение как частей слова....
Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)
Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока: • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...