Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс  УМК М.М.Разумовской, 2015г.

Урок №

Дата урока:

Тема урока: Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. §20

Тип урока: Урок актуализации прежних знаний и умений

Задачи урока: дать понятие о морфемике как разделе языкознания, подвести к пониманию маорфемы как значимой части слова

Планируемые результаты

Предметные

Понимать, что корень, приставка, суффикс, окончание - значимые части слова, что на письме они воспроизводятся одинаково, вне зависимости от их произношения. Знать порядок морфемного разбора, уметь его выполнять

метапредметные

Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях

личностные

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Проверка домашнего задания, анализ контрольного диктанта.

  1. Мотивация познавательной деятельности

- Сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения С.Острового «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Извини меня!-

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

-Защити меня!-

Это значит:

-Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Демонстрируют готовность к уроку.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

2.Актуализация прежних знаний

- Как вы поняли это стихотворение?

- О какой особенности слова в нем говорится?

- Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А в этом стихотворении говорится, как важно понимать значение каждого слова, которое вы произносите.

- Из чего же строятся слова? (выслушивает варианты ответов)

Обдумывают ответы на вопросы.

Вместе с учителем определяют состав слова.

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Правильно, слова сделаны из своего строительного материала. Строительные блоки для слов называются МОРФЕМАМИ. А наука которая изучает МОРФЕМИКА.

- Работа с лингвистическим текстом упр. 103.

-упр 104 (устно)

Обдумывают ответы на вопросы учителя.

  1. Целеполагание

- Сформулируйте цели сегодняшнего урока

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

  1. Практическая деятельность

-Морфема – значимая часть слова.

Игра «Отгадай слово!»

(Зашифровать слово ТИГРЯТА) Сначала написать букву Т.

- Какое слово записано? (детям непонятно)

Далее по одной букве записать.

- Когда появляется важная информация? (когда появляется корень)

- Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне неправильно, смотри в корень.

У слов тоже есть самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет в себе смысл всех однокоренных слов. Продолжим игру. Угадайте, о каких людях идет речь в книге Носова «Незнайка в Солнечном городе», взрослых или малышах: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин?  (о малышах)

- А как бы вы назвали большой арбуз? (арбузище) Какой суффикс вам помог?

- Давайте сделаем вывод:только ли в корне заключается смысл слова? (Нет, корень несет главный смысл, а оттенки значения передаются другими морфемами)

- Продолжите мои фразы:

Приставка – это…

Суффикс – это…

Корень – это…

Окончание – это…

Запомните! Каждое из этих названий частей слова называется МОРФЕМА!

- Что нужно делать, чтобы не ошибиться в разборе слова по составу?

Ответ найдем на стр.43, упр.111

- Запишите слова, разберите их по составу. Каменщик, переезд, серебряный, рыжеватый, проезд, лесок, родник, заешь, рыжеватый, проезд,  поднос, приказ, столик, докажу, городище.

Учащиеся проговаривают каждое определение морфемы,

Принимают участие в игре.

Знакомство с материалом упр.111,

У доски разбирают слова.

  1. Информация о домашнем задании

-упр.109.

  1. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали?

-Какое настроение у вас после урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Суффикс - значимая часть слова

      Суффикс – значимая часть слова Цели урока:Познавательные:повто...

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

Суффикс – значимая часть слова (5 класс)

Суффикс – значимая часть слова (5 класс)...

Корень-основная значимая часть слова.

Открытый урок для 5 классов учителя высшей категории Гильмутдиновой М.Х....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»

В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...

Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова

Презентация к уроку, посвященному разделу "Морфемика и словообразование". В данном уроке подробно рассматриваются морфемы и их значение как частей слова....

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...