Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"
статья по русскому языку
В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
"Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве" учитель русского языка и литературы Борчаева Э.Ш.
В последнее время все чаще затрагивается проблема отсутствия интереса к чтению как среди взрослого населения, так и среди подрастающего поколения. Век информационных технологий существенно изменил роль чтения в жизни современного человека. Чтение произведений школьной программы заменяется ознакомлением с кратким содержанием. Общение в социальных сетях сводится к кратким комментариям, смайлам. Это является причиной того, что учащимся сложно запомнить большой объем информации, содержащийся в тексте. Но известно, что школьники в процессе обучения должны не только овладеть базовыми навыками, но и научиться решать разные жизненные задачи, принимать важные ответственные решения самостоятельно, поэтому одной из основных задач современного образования является формирование функциональной грамотности учащихся, то есть способности человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. На первом месте из шести составляющих функциональной грамотности - читательская. Она является фундаментом для остальных компонентов. Именно умение работать с информацией обеспечивает успешность обучения, открывает широкие возможности для учащихся при освоении предметных знаний . Современные дети - это дети прогресса, дети новых технических новинок. Они с легкостью разбираются в мобильных телефонах, компьютерах, Интернете, которые заменили им общение с самым верным другом - книгой. Но прививать любовь к чтению необходимо, потому как плохо и мало читающие ученики просто обречены на низкую успеваемость в средней и старшей школе, где учебный материал увеличивается во много раз. Это связанно с тем, что во время чтения совершенствуются оперативная память, устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное, соотносить с собственным опытом, чтобы достигать своих целей, расширять знания и участвовать в социальной жизни. Тексты бывают простые и сложные, сплошные и несплошные (где часть данных представлена в таблицах и инфографике), разных жанров (к примеру, отрывок из романа, техническая инструкция, новостная заметка, научная статья, пост в блоге и др.). Естественно, для работы с ними нужен разный уровень читательской грамотности. Да и чтение тоже бывает разным — просмотровым или смысловым (то есть вдумчивым). Для этого нужны особые навыки. Кроме того, в настоящее время необходимо уметь оценивать достоверность информации в тексте, ведь если раньше новые знания получали из книг и печатных СМИ, то сейчас огромный поток информации идёт также из непроверенных интернет-источников, да и в настоящих СМИ фейковые новости — уже не редкость. Читательская грамотность — гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст. Бесспорным является то, что основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. При переходе в среднюю школу начинается чтение для обучения. Это значит, что учащимся необходимо овладеть осознанным, осмысленным чтением. Они должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач. Читательская грамотность формируется на всех предметах, когда дети работают с текстами. Важно учить пониманию содержания прочитанного, рефлексии на текст и умению использовать информацию для различных целей. Методика работы со сплошными текстами отработана и успешно применяется учителями. Это поиск и нахождение информации. Задания на интерпретацию смысла и интеграцию сообщений. Задания на оценку и рефлексию текста. Формы несплошных текстов весьма разнообразны: графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, библиографические каталоги, опросники, анкеты, билеты, обложки журналов, афиши, приглашения, буклеты, определители, дидактические карточки, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д. Важно формировать навыки работы с такими текстами. Среди базовых умений работы с подобной информацией на уроках можно выделить следующие общеучебные умения, обеспечивающие полноценное чтение (то есть восприятие и понимание) несплошных учебно-научных текстов:
- определять вид несплошного текста;
- извлекать информацию;
- переводить информацию в другие текстовые формы;
- менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);
- самостоятельно создавать несплошные тексты;
- использовать полученную информацию для решения учебной задачи.
Известно множество приемов для развития читательской грамотности учащихся.
Работа с "неполными" таблицами, в которых учащиеся должны заполнить пустые ячейки необходимыми фактами, изучив статью учебника. Такую работу можно проводить на уроках разных предметов.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
В Орле родился И.С. Тургенев | |
1852 | Отдельным изданием выходят «Записки охотника» |
1855 | |
Выход в свет романа «Дворянское гнездо» | |
1860 | |
Публикация романа «Отцы и дети» | |
Публикация романа «Дым» | |
1877 | |
Начало публикации «Стихотворений в прозе» | |
Смерть И.С. Тургенева в Буживале, близ Парижа (похоронен на Волковом кладбище в Петербурге). |
Задание: заполните пропуски в таблице и дайте ей название.
Изучение учащимися информации, представленной в таблице, строится по следующему общему алгоритму:
- Как называется таблица?
- Что представлено в ней?
- Какую закономерность данных вы наблюдаете?
- Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.
- Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?
- Какое практическое значение имеют эти данные?
Работа с картами. Можно использовать на уроках истории и географии. Например, карта Куликова боя. Изучите карту и выполните задания:
1) Назовите дату Куликовской битвы.
2) Что произошло на Куликовом поле?
3) Проиллюстрируйте расстановку сил сторон.
4) Выявите различия в построении сторон.
5) Воссоздайте ход событий.
6) Оцените значимость победы на Куликовом поле.
7) Есть ли личная заслуга в этой победе Дмитрия Донского? Приведите аргументы.
Наверное, хорошо всем известен прием «Составление кластера», который также формирует читательскую грамотность учащихся. Кластер является приемом графической систематизации материала. Он формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке, компонуя материал по категориям. Кластер оформляется чаще всего в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть факты, образы, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему. Знания, полученные из параграфа учебника можно систематизировать с помощью составления кластера.
Приём «Афиша, билет, объявление» можно использовать на уроках литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки.
Рассмотрите внимательно афишу спектакля «Евгений Онегин». Ответьте на вопросы:
1. Московские девятиклассники решили посетить постановку Римаса Туминаса. Смогут ли они попасть на спектакль в театр им. Евгения Вахтангова 9 или 10 мая?
2. Смогут ли попасть на спектакль зрители, которым 14 лет?
3. Предполагается ли антракт в данном спектакле?
Рассмотрите билет в театр. Укажите, какие утверждения являются истинными.
Данный билет предназначен для прохода в театр 2 зрителей.
Зритель будет смотреть спектакль из портера.
Стоимость билета 2300 рублей.
Спектакль пройдет на сцене театра им. Евгения Вахтангова в Москве.
Начало спектакля в
Спектакль не рекомендуется зрителям младше 16 лет.
Одним из современных видов несплошного текста является инфографика. Это один из способов визуализации информации. Широкое распространение стала занимать в области образования, так как разнообразные формы и приёмы работы с ней позволяют решать целый ряд разновекторных задач.
Плюсы такого вида работы
– простота в использовании (инфографику можно вывести на доску или распечатать);
– богатый визуальный материал (яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации);
– групповой и индивидуальный подход позволяет организовать работу как со всем классом, так и с каждым отдельным учеником.
Существует два подхода работы с инфографикой в учебном процессе.
Первый вариант – создается педагогом для решения образовательных задач (школьники работают с готовой инфографикой).
Второй вариант – ученик, проведя собственное исследование по теме, анализирует материал, выделяет и расставляет акценты и самостоятельно создает инфографику.
Таким образом, такой вид работы - это не только способ получения информации, но и как результат исследовательской работы учеников после изучения текста.
Изучите материал инфографики Какие события жизни и творчства М.Ю. Лермонтова связаны с Пятигорском?
Изучите материал инфографики. Составьте и запишите вопросы о творчестве И.А.Бунина.
Изучите материал инфографики. Ответьте на вопросы:
Где находится самое грозовое место на Земле?
Где был самый сильный ветер за всю историю метеонаблюдений?
В какой части нашей планеты насчитывается 350 дождливых дней в году?
Где на Земле солнце светит один раз в месяц?
Архангельский собор Московского Кремля.
Укажите ложные утверждения:
1. Храм-усыпальница московской правящей династии Рюриковичей и первых царей из рода Романовых находится в Архангельской области.
2. Основной вход в Архангельский собор расположен с западной стороны.
3. Внутри собора находится предел Иоанна Предтечи.
4. Первым в Соборе был похоронен Иоанн IV.
5. С внешней стороны Собор украшен пилястрами и капителями.
6. Собор освящен в честь архангела Михаила, покровителя русского воинства.
7. В соборе похоронен Император Петр I.
К какому периоду истории России может обратиться гид, который проводит экскурсию в Архангельском соборе Московского кремля?
Тексты в реальной жизни окружают нас повсюду. В различных жизненных ситуациях современному человеку приходится решать коммуникативные, организационные, информационные задачи. Задачи, которые ставятся по отношению к текстам инфографики аналогичны реальным задачам, возникающим в жизненных ситуациях, когда приходится сталкиваться с подобными текстами.
При систематической работе с несплошными текстами у учащихся формируются устойчивые метапредметные умения, школьники очень быстро делят информацию на смысловые части; выделяют основную мысль каждой части, отмечая трудное, непонятное; находят в тексте ответы на вопросы; определяют значения неизвестных слов; обобщают то, что в тексте дано конкретно; конкретизируют то, что изложено обобщенно; доказывают, аргументируют; кратко или развернуто излагают содержание текста.
Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания...
Формирование читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при использовании составного текста
Блок заданий по литературе, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО на примере составного текста (рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» и научный текст из В...
Формирование естественнонаучной грамотности как основы успешной учебной деятельности
Из опыта работы Ивановского филиала МБОУ "Сатинская СОШ" по формированию естественнонаучной грамотности....
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Статья для выступления на методическом объединении учителей-предметников и педагогическом совете школы. Приемы и методы работы с текстом по подготовке учащихся к читательской грамотн...
Доклад на ШМО на тему: "Читательская грамотность как основа процесса обучения"
Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении учебных задач и в повседневной жизни. Читательская г...
Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных...
Статья "ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. ПРИЁМЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ"
Статья, в которой говорится о приёмах формирования читательской грамотности...