Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
статья по литературе на тему
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания». МКОУ «СОШ ст. Евсино» 25.04. 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления | 214.67 КБ |
презентация к выступлению | 748.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания». МКОУ «СОШ ст. Евсино» 25.04. 2014г.
Грамотность, то есть чтение и письмо, по мнению Всемирной организации здравоохранения, входит в 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Она влияет на продолжительность жизни человека, является показателем перспектив развития экономики страны.
И когда мы говорим о чтении, мы имеем в виду не просто технику чтения. Ян Амос Коменский говорил: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». Речь идёт о читательской компетентности.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
Присутствующих не нужно убеждать, что читательская компетентность является базовой основой всех ключевых компетенций, основой успешного обучения всем школьным предметам, основой дальнейшего образования и самообразования человека.
Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в Федеральных государственных стандартах как начального, так и основного общего образования, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как средство воспитания и развития учащегося, и как общеучебное умение.
В современной российской педагогике можно выделить несколько технологий, методик, направленных на формирование читательской компетентности. К ним можно отнести Стратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.), технологию РКМЧП, технологию продуктивного чтения (Школа 2100).
Эти технологии возникли, опираясь на исследования одних и тех же учёных-психологов, и имеют много общего. Перекликаются и приёмы, методы, стратегии работы с книгой. Их объединяет и подход к ученику как к субъекту, а не объекту образовательного процесса.
Мы видим это при сравнении технологии продуктивного чтения с традиционным уроком:
Учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Все современные технологии формирования читательской компетентности выделяют 3 этапа работы с текстом:
- Работа с текстом до чтения. (РКМЧП – стадия ВЫЗОВа)
- Работа с текстом во время чтения. РКМЧП - ОСМЫСЛЕНИЕ)
- Работа с текстом после чтения. (РКМЧП - РЕФЛЕКСИЯ. Причём хорошая рефлексия становится вызовом для дальнейшей работы)).
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
- Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Приёмы: прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
- Перечитывание текста.
- Анализ текста
- Беседа по содержанию текста.
- Выразительное чтение.
Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом, ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…
III этап. Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Знакомство с писателем.
- Соотнесение видения художника с читательским представлением (работа с иллюстрациями).
- Творческие задания.
Приёмы: СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц и графических организаторов…
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Технология располагает в своём арсенале большим многообразием приёмов, которые можно варьировать, по-разному сочетать. И является открытой системой, т. е. допускает использование приёмов, стратегий, методов из других технологий.
Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»
И цель: вооружить ученика набором стратегий, чтобы впоследствии он мог самостоятельно продуктивно работать с текстом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УУД Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Ян Амос Коменский
УУД Ч итательская компетентность - совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
УУД Стратегиальное чтение ( Сметанникова Н.Н.) Технология РКМЧП Т ехнологию продуктивного чтения (Школа 2100).
УУД
УУД Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к « режиссированию » этой активной, познавательной деятельности учащихся.
УУД Этапы работы с текстом: Работа с текстом до чтения. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом после чтения.
УУД I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения). Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. Приёмы : прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…
УУД II этап . Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Анализ текста Беседа по содержанию текста. Выразительное чтение. Приёмы: чтение с пометками (ИНСЕРТ), чтение со СТОПом , ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ, чтение про себя с вопросами. Комментированное чтение,диалог с автором, выделение ключевых слов, ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…
УУД III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Знакомство с писателем. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания Приёмы: Беседа, СИНКВЕЙН, ФИШБОН, проверочный лист, КЛАСТЕР, различные виды таблиц, РАФТ…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»
По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности
Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтвержд...
Формирование филологических компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе работы с текстом
Данная работа является обобщением педагогического опыта на присвоение высшей категории по должности "учитель"...
Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В.
Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В. выступление на РМО...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений.
Выступление на педсовете....
Духовно-нравственные ценности – основа формирования УУД на уроках русского языка и литературы
Методическая идея на конкурс "Учитель года 2017"...