Формирование читательской грамотности средствами Способа диалектического обучения при использовании составного текста
методическая разработка по литературе

Череповская Майя Анатольевна

Блок заданий по литературе, направленных на формирование читательской грамотности средствами СДО на примере составного текста (рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» и научный текст из Википедии)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей, работающих в технологии Способа диалектического обучения Формирование читательской грамотности средствами СДО при использовании составного текста Череповская Майя Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Разъезженская СШ» Ермаковского района

Слайд 2

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Для этого необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках литературы, но и на других предметах учить ребят добывать и вычленять информацию. Применение Способа диалектического обучения способствует развитию смыслового чтения, умению извлекать информацию из различных источников, т. е. успешному формированию читательской грамотности учащихся. Способ диалектического обучения позволяет в полной мере развивать логические умения учащихся: формулировать суждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять противоречия и пути их решения. Логические умения развивают способность познавать окружающий мир и овладевать предметными умениями. Всё это положительно влияет на формирование читательской грамотности.

Слайд 3

Текст №1 Михаил Михайлович Пришвин Золотой луг У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту. «Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Слайд 4

Текст №2 Одува́нчик (лат. Taráxacum ) — род многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные ( Asteraceae ). Типовой вид рода —Одуванчик лекарственный — хорошо известное растение с розеткой прикорневых листьев и крупными ярко-жёлтыми соцветиями - корзинками из язычковых цветков. В ненастную погоду и на ночь корзинка закрывается. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния https://ru.wikipedia.org/wiki/Одуванчик

Слайд 5

Задания к текстам Задание 1 Объяснить лексическое значение слов из рассказа М. М. Пришвина в форме суждений (текст №1): фукнуть, зазеваешься, идти в пяту, забава (по 1 баллу за каждое объяснение, макс. – 4б.). Ответ: слово «фукнуть» употребляется в значении «дунуть , сдуть»; слово «зазеваешься» обозначает «заглядишься по сторонам»; выражение «идти в пяту» обозначает «следовать за кем-либо»; слово «забава» употребляется в значении «игра , развлечение». Читательское умение: 2 группа - понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста. Логические умения: формулировать суждение.

Слайд 6

Задание 2 Выпишите ключевое понятие текста №2 (1 б.). Сформулируйте содержание данного понятия, указав родовой и видовые признаки (2б.). Ответ: ключевое понятие – одуванчик, родовое понятие – род многолетних травянистых растений, семейство Астровые или Сложноцветные . Видовые: розетка прикорневых листьев (1), крупные ярко-жёлтые соцветия - корзинки из язычковых цветков (2), носика семянки с множеством волосков (3), Возможность перелетать в воздушных потоках на большие расстояния (4). Сконструируйте целое определение одуванчика. Ответ: одуванчик - род многолетних травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные, имеющий розетку прикорневых листьев, крупные ярко-жёлтые соцветия – корзинки из язычковых цветков, вершина вытянутого носика семянки одуванчика имеет множество волосков, с помощью которых плод может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния Читательские умения: 1 группа - находить и извлекать одну или несколько единиц информации; анализировать информацию. Логические умения: распознавание существенных признаков понятия (родового и видовых), формулирование определения понятия.

Слайд 7

Задание 3 Определите стиль текста №1 и стиль текста №2. Докажите принадлежность к определённому стилю речи, сформулировав дедуктивное умозаключение по карточке №6 (по 3 балла за каждое умозаключение, макс. – 6 б.) Ответ: поскольку тексты, воздействующие на эмоции и воображение читателя, относятся к художественному стилю речи, а в тексте №1 автор, показывая красоту одуванчика, воздействует на эмоции и воображение читателя, следовательно, текст №1 относится к художественному стилю речи. Поскольку тексты, передающие точную научн ую информаци ю и включающие термины , относятся к научному стилю речи, а в тексте №2 передаётся научная информация с помощью терминов, следовательно, текст №2 относится к научному стилю речи. Читательские умения: 3 группа - оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), высказывать и обосновывать собственную точку зрения. Логические умения: формулировать умозаключение (дедуктивное).

Слайд 8

Задание 4 С помощью каких средств автор показывает нам окружающую красоту в тексте №1? Выпишите средства изображения и определите их вид (по 1 баллу за каждый образ и его вид, макс. – 7б.) Понятие Средства изображения Вид 1 луг золотой эпитет , указание цвета позеленел описание состояния 2 одуванчики сжал лепестки метафора, описание состояния действия раскрывает ладони олицетворение, описание состояния ложились спать олицетворение, описание состояния вставали олицетворение, описание состояния 3 солнце взошло описание состояния

Слайд 9

Читательские умения: 1 группа - находить и извлекать одну или несколько единиц информации, 3 группа - оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов. Логические умения: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); определение понятий.

Слайд 10

Задание 5 Найдите в текстах 1 и 2 информацию, позволяющую отразить причинно-следственные связи. Запишите не менее 2-х примеров причинно-следственной связи по образцу: причина -…; следствие - … (по 2 балла за каждую верную пару фактов из текстов, отражающих причинно-следственные связи, макс. - 4 б.) Ответ : Текст №1 Причина – созревание одуванчиков; следствие – забава детей. Причина – наступление вечера; следствие – луг позеленел. Причина – восход солнца; следствие – луг золотой. Причина - спать одуванчики ложились вместе с детьми, и вместе с детьми вставали; следствие – одуванчик стал одним из самых интересных цветов. Текст №2 Причина – ненастная погода, наступление ночи; следствие – корзинка одуванчика закрывается. Причина - волоски у одуванчика очень легкие; следствие – волоски одуванчика мо гу т перелетать в воздушных потоках. Читательские умения: 2 группа - устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Логические умения: установление причинно-следственных связей.

Слайд 11

Задание 6 Найдите в текстах №1 и №2 аргументы, подтверждающие истинность тезис а (по 1б. за каждый аргумент, макс. – 2б.): Одуванчик – один из самых интересных цветов. Ответ : Утром, когда солнце всходит, одуванчики раскрываются и луг становится золотым, а вечером зеленеет (текст 1). В ненастную погоду и на ночь корзинка одуванчика закрывается (текст 2). Читательские умения: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (тезис – пример), находить и извлекать одну или несколько единиц информации. Логические умения: построение речевого высказывания.

Слайд 12

Задание 7 Как доказать, что один из братьев в тексте №1 младше, а другой – старше (1б.)? Ответ : поскольку один из мальчиков шёл впереди, а дугой в пяту (позади), следовательно, Серёжа был старше, а рассказчик младше. Читательские умения: 2 группа - формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) Логические умения: выявлять причинно-следственные связи.

Слайд 13

Задание 8 Соотнесите содержание текста №1 и №2 с соответствующей им иллюстрацией. Ответ дайте в форме суждения (по 1б. за каждое суждение). 1 2 3 4 Текст №_________ Текст №________ Текст №________ Текст №________

Слайд 14

Ответ: В тексте №1 говорится о луге, усыпанном золотыми одуванчиками, а на иллюстрации №2 изображён луг с растущими на нём жёлтыми одуванчиками, поэтому иллюстрация 2 соответствует содержанию текста №1. В тексте №2 говорится о строении одуванчика, а на иллюстрации №1 показано строение цветка, поэтому иллюстрация №1 соответствует содержанию текста №2. Читательские умения: 2 группа - соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Логические умения: анализ информации, сопоставление информации из разных источников, построение логической цепи рассуждений, доказательство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

«Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»

Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения.Разработаны задания на развитие обще учебных познавательных УУД к теме "Олимпий...

Формирование читательской грамотности средствами технологии «Развитие критического мышления»

В презентации освещается роль технологии развития критического мышления в формировании читательской грамотности. Приводятся примеры применения приемов  и методов ТРКМ на уроках русской и родной л...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"

В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами....

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся".

Сообщение "Использование различных форм работы с текстом как средство формирования читательской грамотности обучающихся"....

Первые шаги работы с понятиями на уроках обществознания средствами Способа диалектического обучения.

Мастер -  класс был представлен на краевом семинаре по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей, работающих в технологии Способа диалектического обучения.Данный мастер-класс об...