Статья "ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. ПРИЁМЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ"
статья (10 класс)

Статья, в которой говорится о приёмах формирования читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popova.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.  ПРИЁМЫ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ

Попова Лариса Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Колледж технического и художественного образования г. Тольятти»

В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у них универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у обучающихся читательской грамотности.

Что же такое «читательская грамотность»? Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA.

В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мёртвой буквы живой смысл», – говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с вне текстовой информацией.

 Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по формированию читательской грамотности опирается не только на сам текст, это и умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы.

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

·        выделять главную мысль всего текста или его частей;

·        понимать информацию, содержащуюся в тексте;

·        преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

·        применять информацию из текста в изменённой ситуации;

·        критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

·        постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;

·        построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

·        создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

·        конструирование собственных высказываний о прочитанном

 В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Я хочу поделиться несколькими эффективными, на мой взгляд, приёмами работы с текстом, способствующими формированию читательской грамотности.

Итак, прием «Составление кластера». Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Прием позволяет визуализировать ключевые понятия текста, структурировать его. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом». Цель приёма: используется, когда нужно собрать у студентов все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока). Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых. В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста можно использовать задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Это прием «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок». Он используется для экстренного повторения той или иной темы. «Конкурс шпаргалок» — форма учебной работы, в процессе которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы преподаватель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Студент может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

   Приём «Маркировка» («Инсерт») – это выделение цветом основной мысли, ключевых слов.

Очень любят студенты прием «Лови ошибку», причём ошибки могут быть не только орфографические, но и грамматические, логические, фактические.

Еще одна группа приемов формирования читательской грамотности - творческое чтение. Использовать прием «Реставрация текста» можно в разных вариантах, можно перепутать предложения и попросить студентов восстановить текст. А можно предложить использовать схемы для восстановления текста.

Прием «Верите ли вы, что…» чаще всего использую для проверки знания содержания художественного текста, литературоведческой статьи или теоретического материала учебника русского языка.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)». Суть приема проста: «спрятать» слова в тексте и попросить учащихся восстановить текст.

 «Таблица» - отличный прием для глубокой и вдумчивой работы с     текстом, когда студенты подбирают цитаты, делают выводы и обобщения. Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Например, сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона по роману Толстого «Война и мир». Также к приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

С приемом «Очевидное невероятное» связано, прежде всего, нахождение подтекста, скрытого смысла фразы, детали. В методической литературе описано много приемов и технологий развития творческих способностей. Это и сочинения разных жанров, изложения, игры, творческие задачи и др. 

Как показывает опыт, применение данных технологий гарантирует развитие не только читательской грамотности, но и способствует раскрытию личного потенциала, самореализации, развитию.

Литература:

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017 —256 с.

Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] // URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html

Новоселов С.А. Дизайн искусственных стихов/ Издательство: «Рос. гос. проф.-пед. ун-та», 2003.

Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения

Выступление на районном семинаре для учителей русского языка и литературы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературы средствами инновационных методов преподавания...

Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования

В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности            «Основы        ...

Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"

Статья  "Формирование финансовой грамотности  как средство успешной социализации учащихся  при получении среднего общего образования"...

Формирование естественнонаучной грамотности как основы успешной учебной деятельности

Из опыта работы Ивановского филиала МБОУ "Сатинская СОШ" по формированию естественнонаучной грамотности....

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"

В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами....