Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ
план-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс)

  Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Разработанные задания нацелены на работу с текстом, на формирование навыков смыслового чтения. (6-7 класс)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.4 МБ
Файл tekst_1.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«БАЙКАЛ – «голубое око Земли»

Слайд 2

Задание 2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать требованиям этой профессии? Отобразите вариант ответа в виде схемы. Варианты ответов: А) смелость, креативность мышления; Б) артистизм, находчивость, остроумие; В) чувство гармонии и вкуса, богатое воображение; Г) любовь к природе, стратегический образ мысли, ответственность, аналитическое мышление, коммуникабельность, стрессоустойчивость.

Слайд 3

Задание. Представьте, что вы запускаете виртуальную экологическую акцию «Сохраним вместе Байкал». Ваша цель – привлечь население к чистоте одного из уникальных мест России. Придумайте социальный плакат, который должен отражать призыв, направленный на действие как пример для подражания. Объём не менее 5 предложений.

Слайд 5

3) На основе текста проследить этимологию названия озера у разных народов. Какое влияние на название оказали особенности русского языка. Сделать вывод.

Слайд 6

2. Рассмотреть карту местности и определить по географическим названиям объектов принадлежность названий к той или иной народности. 3. Неповторимая красота Байкала , его живописные берега привлекают туристов со всего мира. Составьте и запишите рекламный слоган для привлечения туристов. Например: Рекламные слоганы регионов России: Краснодарский край- Прекрасные пляжи, горы с альпийскими лугами, ледниками- отдых у нас разнообразен! Приезжайте любоваться бесконечным простором озёр, островами и водопадом Кивач.

Слайд 8

«Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого, что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называют морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: 90 верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море, вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтабеля . Похоже на Крым. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя…»

Слайд 9

«Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду. В Клюеве сторож взялся довезти наш багаж до станции; он ехал, а мы шли позади телеги пешком по живописнейшему берегу. Жаль, что Левитан не поехал со мной. Дорога лесная: направо лес, идущий на гору, налево лес, спускающийся вниз к Байкалу. Какие овраги, какие скалы! Тон у Байкала нежный, теплый. Было, кстати сказать, очень тепло…» В тот же день Чехов отправил еще два письма. Своему другу писателю-юмористу И.А. Лейкину Антон Павлович писал: «Из Иркутска я послал Вам письмо. С того времени прошло больше недели, в продолжение которой я переплыл Байкал и проехал Забайкалье. Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины, А поэту А.Н. Плещееву русский драматург отправил следующие строки: «Нахожусь под впечатлением Забайкалья, которое я проехал: превосходный край. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза ». Задание. Выберите эпитеты, употребленные А.П.Чеховым для описания Байкала. Озаглавьте текст .

Слайд 10

( 1)(Не)так уж много людей бывал… на Байкал… однако для русского человека это одно из самых дорогих мест. (2)Байкал вполне заслуж … вает любовь обращё … ую к нему. (3)Вид открывающ … ся перед путешестве … иком вышедш …м на берег Байкала оста… ся в памяти (на)всегда. (4) «Море» так зовут это огромное озеро все мес … ые жители. (5) Оно лежит в гор… стых берегах. (6)Высокие хребты покрытые тайгой и (на)верху посыпа … ые снегом отр … жаясь в синей вод… пор… жают своей необыкнове …ой красотой. (7)Холодная вода похож… на жидкое стекло сквозь неё весной видно (в)глубь на сорок метров. (8)Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планет… ск … пление прес …ой воды. (9)По площад … Байкал в тринадцать раз меньше Балтийского моря но по объёму воды пр …восход…т его. (10)Озеро выт… нуто с севера на юг пр …мерно на такое(же) ра … тояни … которое разделя …т Санкт-Петербург и Москву. (11)Па… ажирскому пар..ходу требу… ся шесть суток что(бы) совершить кольц …вой рейс (в) доль ( Б,б ) айкальских берегов.

Слайд 11

Задания: Спишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания. Выделите все причастные и деепричастные обороты и укажите слова, от которых зависят. Озаглавьте текст. Обоснуйте свой выбор. Определите тип речи и стиль данного текста. Укажите отличительные черты данного стиля в данном тексте.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«СОШ «Агалатовский ЦО»

Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ

Работу выполнила: Костицына А.В.

учитель русского языка и литературы

 Проектное задание:

Разработка заданий по формированию читательской грамотности на основе текстов различных стилей с использованием разных видов работ.

      «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит … извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное» (Константин Дмитриевич Ушинский).

     В ФГОС ООО 2021 года на уровне целеполагания, планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных) зафиксирована направленность образования на формирование у обучающихся умений и навыков функциональной читательской грамотности как интегративного (цельного) умения, способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

       Принципиально значимым является интерпретация читательской грамотности как средства познания мира, что обозначено в личностных результатах освоения программы основного общего образования.

       Особая роль в обновленных ФГОС отводится достижению метапредметных результатов, включающих такие умения, как овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. 

       Формирование читательской грамотности — это требование ФГОС для создания успешности обучающихся в образовательном пространстве, т.к. читательская грамотность — это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности.

      Определение читательской грамотности, предложенное доктором педагогических наук, Натальей Федоровной Виноградовой:

Читательская грамотность – это совокупность умений и навыков, отражающих:

– потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;

– готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;

– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Задания нацелены на работу с текстом, на формирование навыков смыслового чтения.

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса,  усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные универсальные учебные действия  как метапредметные результаты:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно воспринимать  устную и письменную речь;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать  в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
  • осуществлять самоконтроль, самооценку.

     Задания были апробированы на уроках русского языка.

  1. Прочтение текста «БАЙКАЛ – «голубое око Земли» слайд 1

БАЙКАЛ – «голубое око Земли»

  

Байкал — самое большое пресноводное озеро в мире и самое глубокое. В нём содержится четверть мировых запасов пресной воды. Вода в озере настолько чистая и прозрачная, что её можно пить. Байкал — настоящее пресноводное море — даже противоположного берега не видно. Поэтому здесь живут типичные морские обитатели — тюлени, а точнее, байкальская нерпа. Две трети растений и животных Байкала эндемики — они живут только здесь.

       Озеро очень древнее, ему 25 миллионов лет. Есть красивые бурятские легенды о происхождении Байкала. Но до сих пор не установлено точное происхождение названия озера: народы, населяющие берега озера в далеком прошлом, давали ему каждый свои имена: китайцы именовали его "Бэйхай" - северное море, монголы - "Тенгис", бурят-монголы - "Байгаал-далай" - большой водоем. Эвенки называли его "Ламу", море, и именно это название употребляли первые русские землепроходцы Сибири. Уже в 17 веке, после выхода на берег озера первого русского отряда в 1643 г. русские перешли на бурят-монгольское название "Байгаал". Но произношение было немного переиначено ("г" стали произносить как более твердое и привычное для русского языка "к), и так в итоге было окончательно сложено актуальное и по сегодняшний день название озера.

Байкал поражает первобытной и суровой красотой. Озеро чем-то напоминает норвежские фьорды — когда из тёмной воды вырастают величественные скалы, окутанные туманом. Летом воздух пронизан ароматом смолы разлапистых сосен, тёплое солнце отражается в воде. В сентябре на Байкал приезжают, чтобы полюбоваться яркими осенними красками — их сочетание с синим небом и голубой водой озера оставляет неизгладимое впечатление. Зимой Байкал скован голубовато-серым прозрачным льдом, под ним видно воду и далеко внизу — дно. Ни на одной реке вы не увидите подобной картины.    

С начала 21 века значительно возросла антропогенная нагрузка на побережье Байкала. Уничтожение уникальных природных ландшафтов, сокращение популяций редких видов животных, свалки отходов — так выглядит сейчас священное озеро. По берегу Байкала в радиусе 5-10 километров можно найти несколько десятков свалок. Различные экологические организации, волонтёры принимают меры для уменьшения количества бытовых отходов, но, к сожалению, мусора скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно. Проблемы Байкала словно индикатор отношения людей к природе в целом. На одной чаше весов экономические потребности, а на другой желание многих людей сохранить природу. Достижим ли компромисс, покажет ближайшее время. Но как бы то ни было, каждый может сделать свой вклад, чтобы склонить чашу весов в сторону сохранения озера Байкал.

Помимо уже привычных экологических проблем – вроде глобального потепления и вырубки лесов – появляются и новые угрозы, которые лишь относительно недавно стали волновать человечество. Например, в 1997 году было обнаружено большое тихоокеанское мусорное пятно. Из-за океанических течений на территории, по различным оценкам занимающей от 0,7 до 15 миллионов кв. километров, находится свыше 100 миллионов тонн мусора. Большая часть мусора представляет собой мелкие частицы пластика, которые могут быть токсичными и попадают в пищу рыбам и медузам.

     Чтобы справляться с такими угрозами, нужны высококлассные специалисты, способные принимать решения в условиях неопределенности и прогнозировать последствия действий человека на многие годы вперед, а также являющиеся экспертами по техногенной безопасности, то есть умеющие правильно действовать, когда происходят крупные аварии на технических объектах.

     Специалист по преодолению системных экологических катастроф должен обладать такими личностными качествами, как любовь к природе, стратегический образ мысли, ответственность, аналитическое мышление, коммуникабельность, стрессоустойчивость.

Источники: https://mbaikal.ru/projects/clean-festival

                                                                        По материалам Атласа новых профессий

  1. Работа по подгруппам

I. «Юные экологи» слайд 2

Задание1. Какими качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать требованиям профессии специалиста по преодолению системных экологических катастроф? Отобразите вариант ответа в виде схемы, используя предложенный шаблон.

Варианты ответов:

А) смелость, креативность мышления;

Б) артистизм, находчивость, остроумие;

В) чувство гармонии и вкуса, богатое воображение;

Г) любовь к природе, стратегический образ мысли, ответственность, аналитическое мышление, коммуникабельность, стрессоустойчивость.

Задание 2. «Сохраним вместе Байкал» слайд 3

Представьте, что вы запускаете виртуальную экологическую акцию «Сохраним вместе Байкал». Ваша цель – привлечь население к чистоте одного из уникальных мест России. Придумайте социальный плакат, который должен отражать призыв, направленный на действие как пример для подражания. Объём не менее 5 предложений.

Задание 3. Отчет о проделанной работе. Выступление участников подгрупп (по шаблону) слайд 4

Шаблон защиты:

1.Здравствуйте, уважаемые участники проектного дня!

2. Представление команды (из двух групп: «Юные экологи» и «Сохраним вместе Байкал») __________________________________________________________________

3. Мы команда филологов. И наша задача была словом привлечь внимание к актуальным проблемам общества.

 Мы работали ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выполнили (продукт)__________________________________________________________

5. Эта тема важна, нас волнуют экологические проблемы, и мы своей работой хотим привлечь внимание окружающих.

6. Благодарим за внимание!

П. Подгруппа «Юные путешественники»

Задание 1. На основе текста проследить этимологию названия озера у разных народов. Какое влияние на название оказали особенности русского языка. Сделать вывод. Слайд 5

Задание 2. Рассмотреть карту местности и определить по географическим названиям объектов принадлежность названий к той или иной народности. Слайд 6

Задание3. Неповторимая красота Байкала, его живописные берега привлекают туристов со всего мира. Составьте и запишите рекламный слоган для привлечения туристов. Слайд 7

Например: Рекламные слоганы регионов России:

Краснодарский край- Прекрасные пляжи, горы с альпийскими лугами, ледниками- отдых у нас разнообразен!

Приезжайте любоваться бесконечным простором озёр, островами и водопадом Кивач.

Ш. Подгруппа «Юные филологи»

Чтение писем А.П.Чехова

      «Ехали мы к Байкалу по берегу Ангары, которая берет начало из Байкала и впадает в Енисей. Зрите карту. Берега живописные. Горы и горы, на горах всплошную леса. Погода была чудная, тихая, солнечная, теплая; я ехал и чувствовал почему-то, что я необыкновенно здоров; мне было так хорошо, что и описать нельзя. Это, вероятно, после сиденья в Иркутске и оттого, что берег Ангары на Швейцарию похож. Что-то новое и оригинальное. Ехали по берегу, доехали до устья и повернули влево; тут уже берег Байкала, который в Сибири называют морем. Зеркало. Другого берега, конечно, не видно: 90 верст. Берега высокие, крутые, каменистые, лесистые; направо и налево видны мысы, которые вдаются в море, вроде Аю-Дага или феодосийского Тохтабеля. Похоже на Крым. Станция Лиственичная расположена у самой воды и поразительно похожа на Ялту; будь дома белые, совсем была бы Ялта. Только на горах нет построек, так как горы слишком отвесны и строиться на них нельзя…»

      «Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду. В Клюеве сторож взялся довезти наш багаж до станции; он ехал, а мы шли позади телеги пешком по живописнейшему берегу. Жаль, что Левитан не поехал со мной. Дорога лесная: направо лес, идущий на гору, налево лес, спускающийся вниз к Байкалу. Какие овраги, какие скалы! Тон у Байкала нежный, теплый. Было, кстати сказать, очень тепло…»

     В тот же день Чехов отправил еще два письма. Своему другу писателю-юмористу И.А. Лейкину Антон Павлович писал: «Из Иркутска я послал Вам письмо.  С того времени прошло больше недели, в продолжение которой я переплыл Байкал и проехал Забайкалье. Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух; цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины, которая занимается тем, что живет в тайге и закусывает друг другом. Прожил я на берегу Байкала двое суток. Когда плыл, было тихо и жарко. Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии».

     А поэту А.Н. Плещееву русский драматург отправил следующие строки: «Нахожусь под впечатлением Забайкалья, которое я проехал: превосходный край. Вообще говоря, от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза».

Задание1. Выберите эпитеты, употребленные А.П.Чеховым для описания Байкала. Озаглавьте текст. Слайд 7, 8, 9

Задание 2. Орфографический и пунктуационный практикум. Слайд 10, 11

Список литературы:

  1. https://fipi.ru/
  2. https://fg.resh.edu.ru/
  3. https://mbaikal.ru/projects/clean-festival
  4. https://infourok.ru/user/buralova-zinaida-gunzenovna/page/metodicheskie-razrabotki
  5. https://edsoo.ru/

  1. Ожегов С. И. "Толковый словарь русского языка. 28-е изд., перераб."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности

Примеры заданий по географии  на формирование читательской грамотности обучаемых как разновидности УУД. 5 класс. УМК О.А. Климановой....

Разработка заданий по формированию читательской грамотности. Сказка В. М. Гаршина "То, чего не было"

Текст сказки В. М. Гаршин "То, чего не было". Вопросы и задания, ответы к ним....

Экспериментальная деятельность учителя. Формирование читательской грамотности посредством несплошных текстов

Как можно работать с несплошными текстами и  формировать навыки читательской грамотности...

Доклад на тему "Формирование читательской грамотности как основа успешности обучения в образовательном пространстве"

В докладе представлены основные приемы и методы работы по формированию читательской грамотности учащихся на уроках разных предметов. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами....