Урок русского языка на тему _Действительные и страдательные причастия_ 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Балашова Анна Владимировна

Урок русского языка на тему: «Действительные и страдательные причастия». 7 класс.

 

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели:
Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне “Хочу, потому что могу”
деятельностные:
- развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
- развивать умение работать в парах, группах
Содержательные:
- дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Планируемые результаты
Предметные: знать:
- правило действительное и страдательное причастие;
- отличительные признаки.
Метапредметные: уметь:
- определять действительное и страдательное причастие;
- находить их в тексте.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку, его значения в процессе получения школьного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему: «Действительные и страдательные причастия». 7 класс.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели:
Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне “Хочу, потому что могу”
деятельностные:
- развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
- развивать умение работать в парах, группах
Содержательные:
- дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Планируемые результаты
Предметные: знать:
- правило действительное и страдательное причастие;
- отличительные признаки.
Метапредметные: уметь:
- определять действительное и страдательное причастие;
- находить их в тексте.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог); индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

#1054;рганизационный момент.

-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.

  1. Словарный диктант

Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство.

  • В каждом словосочетании обозначьте определяемые слова.

II. Актуализация ранее изученного материала.

- Кто мне скажет, что такое ПРИЧАСТИЕ? (причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию, проявляющийся во времени, и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)

- Назовите морфологические признаки причастия. ( Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам.)

-Чем является в предложении? (в предложении причастие является определением)

-Когда обособляется причастный оборот? (если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми)

Создание проблемной ситуации

- Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия.

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

Работа с инструментом «волшебные чернила».

На слайде рисунки, нужно составить по ним предложение. Когда дети ответят, открываются записанные предложения.

- Какая часть речи выделена?

- По какому принципу причастия выделены разным цветом?

Фиолетовый цвет - причастия, которые обозначают признак того предмета, который сам производит действие. Это действительные причастия.

Красный цвет – причастия, которые обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета. Это страдательные причастия.

- Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия самого предмета, носителя признака?

- Какое причастие обозначает признак, который создается действиями, направленными на предмет извне

- Причастия, обозначающие признак, который возник в результате действия самого предмета, называются действительными, а причастия, обозначающие признак, который возник у предмета под действием другого предмета, называются страдательными.

Следовательно, тема нашего урока звучит следующим образом «Действительные и страдательные причастия».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи нам предстоит решить?

- Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?

#1054;ткрытие нового знания.

-Прочитайте параграф , заполните схему

-Запишите свои примеры действительных и страдательных причастий.

- Это смысловые признаки причастий, но есть и грамматические помощники – суффиксы.

Чтение параграфа, работа с таблицей «Суффиксы действительных и страдательных причастий»

Назовите суффиксы действительных причастий , страдательных причастий.

- Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

Подсказка: В суффиксах действительных причастий есть шипящие, а в суффиксах страдательных причастий их нет. Это будет вам небольшой подсказкой.

#1047;акрепление материала.

Найдите в данных предложениях причастия и определите действительное или страдательное:

;Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф.Бекон

«Книги – корабли мысли, странствующие (ДП) по волнам времени и бережно несущие (ДП) свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бэкон

2. «Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное» М.Горький

«Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный (СП) в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее (ДП), чудесное». М.Горький

#1057;перва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся у работников типографии. Е.В. Михайлов

Сперва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся (ДП) у работников типографии.

Словарная работа

-типография и наборщик объединены одной темой книгопечатанье, давайте познакомимся с лексическим значением слов

1 ТИПОГРА́ФИЯ, -и, жен. Полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты и другую печатную продукцию. (Толковый словарь Ожегова)

2 НАБО́РЩИК, -а, муж. Рабочий, специалист по типографскому набору.

3 КЛИШЕ 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания

VI. Работа в группах

-Теперь работа в группах. Возьмите листочки с заданиями. Первой команде надо найти словосочетания со страдательным причастием. Вторая и третья команда находят словосочетания с действительным причастием.

1-ая группа:

страдательные

2-ая группа

Действительные

3-я группа

действительные

ожидающий пассажир,

уважающий старших,

написанная учеником,

одеваемая кукла,

выращенный лес

написанная учеником,

тающий снег,

распиленная плотником,

уснувший ребенок,

опрокинутый котенком

плескавшиеся волны

переданная людям

проверенная учителем

летящий самолет

сидящая девочка


Физкультминутка.

Глагол - руки вверх

Прилагательное - в стороны

Причастие - перед собой

(бегающий, великий, рассказать, взлетающий, красивый, блестеть, смотревший)

#1055;одведение итогов урока.

- Какое причастие называется действительным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который сам производит действие)

- Какое причастие называется страдательным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие). -

-Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия

Выставление оценок.

Домашнее задание:

Разноуровневое задание на выбор.

#1055;одойдите к заданию творчески, внимательно разглядите иллюстрацию и составьте словосочетания, используя действительные и страдательные причастия. Запишите их в тетрадь.

2. Параграф 16, упражнение 101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс

. Данный презентация знакомит  учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....

Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....

Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...

Урок русского языка 6 ласс "Действительные и страдательные причастия"

«Действительные и страдательные причастия»Цели:А) образовательная: знакомство с новым материалом;Б) развивающая: формирование  навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательны...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"

Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся....