Урок русского языка на тему _Действительные и страдательные причастия_ 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка на тему: «Действительные и страдательные причастия». 7 класс.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели:
Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне “Хочу, потому что могу”
деятельностные:
- развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
- развивать умение работать в парах, группах
Содержательные:
- дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Планируемые результаты
Предметные: знать:
- правило действительное и страдательное причастие;
- отличительные признаки.
Метапредметные: уметь:
- определять действительное и страдательное причастие;
- находить их в тексте.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку, его значения в процессе получения школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_na_temu_deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya_7_klass.docx | 346.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка на тему: «Действительные и страдательные причастия». 7 класс.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели:
Включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне “Хочу, потому что могу”
деятельностные:
- развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
- развивать умение работать в парах, группах
Содержательные:
- дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
Планируемые результаты
Предметные: знать:
- правило действительное и страдательное причастие;
- отличительные признаки.
Метапредметные: уметь:
- определять действительное и страдательное причастие;
- находить их в тексте.
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог); индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока.
#1054;рганизационный момент.
-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. Но перед тем как обратиться к изучению новой темы, вспомним всё, что знаем о причастии.
- Словарный диктант
Завёрнутый в пакет, свисающие гирлянды, отражающий наступление, открывающий калитку, вышедший на террасу, замыкающие колонну, искрящийся на солнце снег, присутствовавшие на совещании, созданное мировоззрение, приехавший троллейбус, собравший коллекцию, создающий подлинное искусство.
- В каждом словосочетании обозначьте определяемые слова.
II. Актуализация ранее изученного материала.
- Кто мне скажет, что такое ПРИЧАСТИЕ? (причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию, проявляющийся во времени, и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)
- Назовите морфологические признаки причастия. ( Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам и в единственном числе по родам.)
-Чем является в предложении? (в предложении причастие является определением)
-Когда обособляется причастный оборот? (если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми)
Создание проблемной ситуации
- Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия.
Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.
Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.
Работа с инструментом «волшебные чернила».
На слайде рисунки, нужно составить по ним предложение. Когда дети ответят, открываются записанные предложения.
- Какая часть речи выделена?
- По какому принципу причастия выделены разным цветом?
Фиолетовый цвет - причастия, которые обозначают признак того предмета, который сам производит действие. Это действительные причастия.
Красный цвет – причастия, которые обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета. Это страдательные причастия.
- Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия самого предмета, носителя признака?
- Какое причастие обозначает признак, который создается действиями, направленными на предмет извне
- Причастия, обозначающие признак, который возник в результате действия самого предмета, называются действительными, а причастия, обозначающие признак, который возник у предмета под действием другого предмета, называются страдательными.
Следовательно, тема нашего урока звучит следующим образом «Действительные и страдательные причастия».
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи нам предстоит решить?
- Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные?
#1054;ткрытие нового знания.
-Прочитайте параграф , заполните схему
-Запишите свои примеры действительных и страдательных причастий.
- Это смысловые признаки причастий, но есть и грамматические помощники – суффиксы.
Чтение параграфа, работа с таблицей «Суффиксы действительных и страдательных причастий»
Назовите суффиксы действительных причастий , страдательных причастий.
- Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.
Подсказка: В суффиксах действительных причастий есть шипящие, а в суффиксах страдательных причастий их нет. Это будет вам небольшой подсказкой.
#1047;акрепление материала.
Найдите в данных предложениях причастия и определите действительное или страдательное:
;Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф.Бекон
«Книги – корабли мысли, странствующие (ДП) по волнам времени и бережно несущие (ДП) свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бэкон
2. «Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное» М.Горький
«Когда у меня в руках новая книга, предмет, изготовленный (СП) в типографии руками наборщика, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее (ДП), чудесное». М.Горький
#1057;перва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся у работников типографии. Е.В. Михайлов
Сперва книги печатали с грубых и деревянных клише, хранящихся (ДП) у работников типографии.
Словарная работа
-типография и наборщик объединены одной темой книгопечатанье, давайте познакомимся с лексическим значением слов
1 ТИПОГРА́ФИЯ, -и, жен. Полиграфическое предприятие, изготовляющее книги, журналы, газеты и другую печатную продукцию. (Толковый словарь Ожегова)
2 НАБО́РЩИК, -а, муж. Рабочий, специалист по типографскому набору.
3 КЛИШЕ 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания
VI. Работа в группах
-Теперь работа в группах. Возьмите листочки с заданиями. Первой команде надо найти словосочетания со страдательным причастием. Вторая и третья команда находят словосочетания с действительным причастием.
1-ая группа: страдательные | 2-ая группа Действительные | 3-я группа действительные |
ожидающий пассажир, уважающий старших, написанная учеником, одеваемая кукла, выращенный лес | написанная учеником, тающий снег, распиленная плотником, уснувший ребенок, опрокинутый котенком | плескавшиеся волны переданная людям проверенная учителем летящий самолет сидящая девочка |
Физкультминутка.
Глагол - руки вверх
Прилагательное - в стороны
Причастие - перед собой
(бегающий, великий, рассказать, взлетающий, красивый, блестеть, смотревший)
#1055;одведение итогов урока.
- Какое причастие называется действительным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который сам производит действие)
- Какое причастие называется страдательным? (Это причастие, которое обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие). -
-Оцените свою работу на уроке.
Рефлексия
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Разноуровневое задание на выбор.
#1055;одойдите к заданию творчески, внимательно разглядите иллюстрацию и составьте словосочетания, используя действительные и страдательные причастия. Запишите их в тетрадь.
2. Параграф 16, упражнение 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс
. Данный презентация знакомит учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....
Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.
урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....
Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...
Урок русского языка 6 ласс "Действительные и страдательные причастия"
«Действительные и страдательные причастия»Цели:А) образовательная: знакомство с новым материалом;Б) развивающая: формирование навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательны...
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"
Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся....
Рабочие материалы для урока русского языка по теме "Действительное и страдательное причастие"
Вариант рабочих материалов для урока....