Урок русского языка по теме "Полные и краткие причастия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный материал представляет собой конспект и презентацию урока по теме "Полные и краткие причастия". Тип урока-урок повторения и обобщения знаний. Используется дифференцированный подход к учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnye_1.zip | 89.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Полные и краткие причастия.
Цели урока:
1.Научить распознавать полные и краткие причастия.
2. Продолжить формирование навыка правописания
суффиксов причастий.
3. Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность
при использовании в письменной речи причастий и
предложений с причастными оборотами.
4. Совершенствовать навык устного высказывания, расширять
кругозор учеников путем введения малознакомой лексики.
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Синтаксическая разминка ( одновременно работа по карточкам 4 чел.)
Остров, озарённый солнцем, пышно и ярко сиял над холодной водой.
Карточка № 1.
Задание: Найдите полные и краткие причастия, над полными причастиями напишите букву П, над краткими – букву К.
Брюки его измяты, вытянуты на коленях, длинные волосы растрёпаны. На вороте рубахи одна пуговица оторвана. Распахнутый ворот рубашки позволял видеть шею и ключицы. Этого было достаточно, чтобы представить, как ладно скроен и крепко сшит был весь Иван. У крыльца стояли осёдланные кони.
Карточка № 2.
Задание: Найдите полные и краткие причастия, над полными причастиями напишите букву П, над краткими – букву К.
Волосы у Веры гладко причёсаны. Гладко причёсанные волосы придают её лицу строгость. Вспоминаю лицо дяди с вечно нахмуренными бровями. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная. У дяди брови чаще всего нахмурены. Интересно беседовать с ребятами, увлечёнными своим делом. Моя сестра всегда увлечена новыми идеями.
Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
В. Даль.
3.Опрос. Работа с эпиграфом.
- Что такое причастие?
- Что такое причастный оборот?
- На какие разряды делятся причастия?
- Назовите суффиксы действительных причастий.
- Назовите суффиксы страдательных причастий
- Какие причастия могут иметь краткую форму?
- Чем отличаются полные причастия от кратких?
- Сколько букв н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий?
4. Работа с текстом. Выписать причастия, определить разряд, время.
Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке со стоящими на ней хижинами. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окна закрыты. Свет проникал в жилище только через единственную дверь, сделанную в центре. Миклухо-Маклай заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в темноте каменный очаг, помост, выложенный из бамбука, перья были связаны, ракушки разбросаны. В листве деревьев, окружавших поляну, мирно пели песни пташки.
- найдите в тексте полные причастия, определите их разряд, время. На какой вопрос отвечают? Каким членом предложения они являются?
- найдите краткие причастия, какова их синтаксическая роль. На какой вопрос отвечают краткие причастия?
5. Образуйте от глаголов полные и краткие страдательные причастия:
Задвинуть- задвинутый, задвинут
Зависеть- зависимый, зависим
Осветить- освещенный, освещен
Просеять- просеянный, просеян
6.Выборочный диктант. Выпишите в два столбика полные и краткие причастия.( 2 человека у доски)
Берег озера был изрыт. У нас в Москве много величавых, обращающих на себя внимание построек. Столетние сосны перекликались между собой свистящим шепотом. Зверек был напряжен и осторожен. Девочки были увлечены спектаклем.
7. Работа с учебником. Упражнение 431.
Освещенная поляна-поляна освещена
Исправленная неточность-неточность исправлена
Законное требование- требование законно
Выстроенные здания-здания выстроены
Потерянное время-время потеряно
Сорванная ветка-ветка сорвана
Засеянное поле-поле засеяно
Нагруженная машина-машина нагружена
Разбросанные вещи-вещи разбросаны
Сожженное письмо-письмо сожжено
Длинное платье-платье длинно
Сплетенные корзины- корзины сплетены
8. Самостоятельная работа( задание №3- дополнительное).
- Найдите и выпишите предложения с причастием.
- На полях зеленеет озимь. За холмом открылись зеленеющие луга. Зелёные ели резко выделялись среди берёз и осин.
- На доске висит объявление. Рабочие читают висящую на стене газету. В хозяйственном магазине продают врезные и висячие замки.
- Образуйте краткие страдательные причастия:
Восстановленный завод, заключённый договор, обмолоченная рожь, нагруженные вагоны, сэкономленные средства, открытая библиотека.
- ***Подберите к данным существительным подходящие по смыслу краткие страдательные причастия:
Окна…, дома…, вагоны…, дорога…, цены…, улицы…, книга…, договоры.
9. Подведение итогов урока. Знания по какой теме закрепили? Краткие причастия???
10. Выставление оценок.
11. Домашнее задание.
П.37, упр.432
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"
Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...
Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"
Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...
Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»
Данный урок изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....
Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"
Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Краткие прилагательные".Цель
Цели:1. познакомить с грамматическими признаками кратких прилагательных, их синтаксической ролью,2. уметь различать полную и краткую формы прилагательных,3. уметь находить в педложениях краткие формы ...