Урок русского языка 6 ласс "Действительные и страдательные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Жанна Викторовна Панова

«Действительные и страдательные причастия»

Цели:

А) образовательная: знакомство с новым материалом;

Б) развивающая: формирование  навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий;

В) воспитательная: воспитание любви и интереса к родному языку.

Задачи:

- научить соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;

- научить различать страдательные и действительные причастия;

- способствовать формированию умений выделять главную мысль, делать выводы;

- развивать элементы воображения в процессе написания связного текста после прослушивания «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского;

- развивать эстетические представления и художественный вкус у учащихся на примере произведения великого классика музыки П.И. Чайковского;

- на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме

«Действительные и страдательные причастия»

Цели:

А) образовательная: знакомство с новым материалом;

Б) развивающая: формирование  навыка правильного написания суффиксов действительных и страдательных причастий;

В) воспитательная: воспитание любви и интереса к родному языку.

Задачи:

- научить соотносить суффиксы страдательных и действительных причастий с образованием от глаголов определенного спряжения и вида;

- научить различать страдательные и действительные причастия;

- способствовать формированию умений выделять главную мысль, делать выводы;

- развивать элементы воображения в процессе написания связного текста после прослушивания «Старинной французской песенки» П.И. Чайковского;

- развивать эстетические представления и художественный вкус у учащихся на примере произведения великого классика музыки П.И. Чайковского;

- на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-экскурсия.

Методы: слово учителя, беседа, элементы игры.

Технология: элементы игровой технологии, технология дифференцированного обучения

Оборудование: учебники, тетради, презентация (Power Point), П. Чайковский «Старинная французская песенка»(MP-3), листы самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Вступительное слово учителя:

  «Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше       труда.  Без труда не может человек соблюсти  свое человеческое достоинство» . И именно сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться!

  Вы уже знаете такого писателя как Л. Н. Толстой, и на примере жизни и деятельности Л.Н. Толстого  мы  попытаемся воспитывать уважение к труду и нравственным ценностям» (слайд2-3)

  1. Актуализация ЗУН:

«Сегодня мы продолжим изучение одной из самых интересных тем в курсе русского языка: «Причастие». Наш урок предусматривает виртуальную экскурсию. Куда и к кому в гости вы сейчас отправитесь, узнаете, выполнив определенное задание. Сегодня в наш класс пришла телеграмма»

Телеграмма

«Ребятам 6-го  класса от бригадира грузчиков Недоглядкина.

При транспортировке экскурсионного автобуса под названием «Причастие» грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть свою вину, они быстро собрали содержимое. Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно. Попробуйте восстановить справедливость, и вы узнаете, какую и куда виртуальную экскурсию мы с вами совершим»

И вот первое задание: В свой замечательный автобус они собрали кое-что лишнее. Давайте поможем им в этом(слайд 4)

Задание 1

«Убрать лишнее» - Ответ: ГОРЯЧЕЕ МОЛОКО (слайд 5)

Вопросы по выполнению задания №1:

 «Как вам это удалось?  Назовите все суффиксы причастий, по каким признакам мы можем найти причастия? Почему  причастие – особая форма глагола?  Делаем вывод: Что такое причастие?»

Задание 2.

«Грузчиками Лентяйкиным и Растяпкиным было допущено опрокидывание автобуса.  Но по причине неграмотности это было сделано быстро и неверно, давайте поможем и  в этом» (слайд 6-7)

Вопросы: Что это за выделенные части в предложениях?

Делаем вывод: «Что такое причастный оборот? (слайд 8) Давайте вспомним постановку знаков препинания при причастном обороте» (слайд 9-10)

  1. Изучение нового материала:

«Продолжаем виртуальное путешествие дальше!»

А)метод наблюдения. В чём разница?  

Сделали вывод! «слайд 11»

Б)Запись в словари (слайд 12-13)

В) « Наши герои , Лентяйкин и Растяпкин, никак не могут разобраться! Давайте им поможем» (слайд 14)

Делаем вывод (слайд 15-16)

  1. Закрепление нового материала:

А) Давайте поможем нашим героям справиться со следующим заданием. Это предложения о Л.Н Толстом (слайд 17).

             Подводим итоги.

« В каком словосочетании причастие обозначает признак того предмета, который действует сам?» (Это словосочетания с действительными причастиями.)

«А в каком – признак того предмета,  который испытывает на себе действие?» (Это словосочетания со страдательными причастиями.)

(Обращаем внимание на место причастия по отношению к определяемому слову.)

Б) Музыкальная минутка: (слайд 18)

Слово учителя: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец», - говорил старший сын писателя Сергей Львович, сам талантливый музыкант и композитор. Сейчас мы прослушаем одно из любимых произведений детей Толстого, которое не раз исполнял в детстве маленький Сережа»

П.И. Чайковский. «Старинная французская песенка» (1,5 минуты).

«Что вы почувствовали, прослушав это произведение? Какие образы возникли у вас? Давайте для начала попробуем записать действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени, которые можно употребить при создании музыкальной картинки. (Могут быть представлены причастия: созданный, нарисовавший, изображенные, звучащая, притягивающая, интригующая и т.д.) Составьте 4-5 предложений связного текста, употребив действительные и страдательные причастия прошедшего и настоящего времени. Выделите суффиксы»

(Зачитываются 2-3 работы)

Слово учителя: 

«Каждый из вас услышал в музыке Чайковского что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям»

  1. Подведение итогов.

Составление синквейна: «Причастие» (слайд 19)

На данном этапе урока учащиеся работают с листами самооценки!        

  1. Домашнее задание:

Написать письмо  «О чем бы я хотел(а) поговорить с Толстым». Употребить в тексте действительные и страдательные причастия. +параграф 36 ( слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Действительные причастия признак того предмета, который сам что-то делает. (сам действует) Страдательные причастия признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета. (страдает)

Слайд 2

Дети прочитали книгу. Дети (какие?) прочитавшие книгу. – действительное Книга (какая?) прочитанная. - страдательное.

Слайд 3

Как отличить действительное причастие от страдательного? От страдательного причастия всегда можно задать вопрос КЕМ? или ЧЕМ? Книга , прочитанная кем? детьми. Поле, засеянное кем? крестьянами . Небо, освещённое чем? луной.

Слайд 4

Суффиксы действительных и причастий настоящего времени

Слайд 5

Как определить спряжение глагола? 1 спр. 2 спр. е шь и шь ут ат ют ят Ко 2 спр. относятся: *все глаголы на ить , кроме брить, стелить *4 глагола на ать : гнать, держать, дышать, слышать *7 глаголов на еть : смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть.

Слайд 6

Правило Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения -ущ(-ющ) ащ(-ящ)

Слайд 7

Понаблюдаем! Исчерпыв ать - 1 спр Исчерпыва ют - гл Исчерпыва ющ ий - действительное причастие настоящего времени Стро ить - 2 спр Стро ят - гл Стро ящ ий - действительное причастие настоящего времени

Слайд 8

Потренируемся! Образуйте от глаголов 1 и 2 спряжения глаголы мн. Ч. 3 лица и действительные причастия настоящего времени Оправдыв ать - оправдыва…т - оправдыва…щий пад ать - пада…т - пада…щий иск ать - ищ…т - ищ…щий плак ать - плач…т - плач…щий скак ать - скач…т - скач…щий дрем ать - дремл…т - дремл…щий Кле ить - кле…т - кле…щий Держ ать - держ…т - держ…щий Дыш ать - дыш…т - дыш…щий Завис еть - завис…т - завис…щий Вид еть - вид…т - вид…щий Слыш ать - слыш…т - слыш…щий Знач ить - знач…т - знач…щий

Слайд 9

Упр.271-письменно Упр.272 – устно упр.273 - письменно

Слайд 10

Суффиксы страдательных и причастий настоящего времени

Слайд 11

Правило Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения -ЕМ (-ОМ) -ИМ

Слайд 12

Понаблюдаем! Исчерпыв ать - 1 спр Исчерпыва ют - гл Исчерпыва ем ы й - страдательное причастие настоящего времени Люб ить - 2 спр Люб ят - гл Люб им ый - страдательное причастие настоящего времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал по русскому языку( 7 класс) "Страдательное причастие"

Материал поможет в доступной и интересной форме изучить сложную тему,  он способствует развитию интереса к урокам русского языка....

Открытый урок по русскому языку «Действительные и страдательные причастия»

Данный урок усвоения новых знаний;  (урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой деятельности.)Целью данного урока является со...

Презентация по русскому языку "Действительные и страдательные причастия"

Данная презентация является методическим дополнением к открытому уроку "Действительные и страдательные причастия"....

Технологическая карта урока русского языка "Действительные и страдательные причастия"

На уроке учащиеся знакомятся с действительными и страдательными причастиями; учатся отличать эти причастия друг от друга; конструируют тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку русского языка 7 класс Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Презентация к онлайн уроку по русскому языку 7 класс по теме "Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени"....

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...