Адаптированная рабочая программа предмета " Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа на 140 часов (4 часа в неделю)
Русский язык. 5 класс. Галунчиков Н.Г., Якубовская Э.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass_8_vid.docx | 384.14 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для обучающихся 5 класса
с интеллектуальными нарушениями
Составитель: Кондрашкина Ольга Владимировна
учитель русского языка
с. Кыштовка
2023г
#1055;ояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 5 класс ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от № 10-ФЗ, от № 51-ФЗ, от № 85-ФЗ, от № 95-ФЗ, от № 114-ФЗ, от № 170-ФЗ, от № 310-ФЗ, от № 351-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1, 5 – 9 классы, под редакцией Э.В. Якубовской, М.И. Шишковой, И.М. Бгажноковой. Издательство М.: «Просвещение», 2021 г.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ Кыштовская СОШ № 2.
Программа ориентирована на использование учебника Э.В.Якубовская Н.Г. Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2021 г. Данный учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
На реализацию программы предусмотрено 140 часов (4 часа в неделю).
#1055;ланируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты.
Осознание себя как гражданина России;
Формирование социально ориентированного взгляда на мир;
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
Овладение начальными навыками адаптации в современном мире;
Владение навыками коммуникации со сверстниками, с учителем;
Способность к осмыслению социального окружения;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
Развитие этических чувств, доброжелательности;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с; помощью учителя;
различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Минимальный уровень:
списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;
писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);
учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Метапредметные результаты
Базовые учебные действия
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- узнавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, списывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
- находить единицы языка: звуки, части слова;
- выделять ведущую мысль, заключённую в заголовке или отдельном предложении текста.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- соблюдать в процессе коммуникации и повседневной жизни основные правила устной и письменной речи и правил русского речевого этикета;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
- озаглавливать текст по основной мысли произведения;
- основной мысли произведения;
- воспроизводить содержание текста с опорой на план(составленный с помощью учителя);
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Развитие жизненной компетенции
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально – бытовыми условиями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:
Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ( 55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.
3. Содержание учебного предмета
«Звуки и буквы. Текст». 17 ч.
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. Твёрдые и мягкие согласные перед И,Е,Ё,Ю,Я. Мягкий знак на конце и в середине слова Правописание слов с разделительным мягким знаком Текст. Различение текста и не текста Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова. Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Текст. Определение темы текста. Заголовок. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Деловое письмо. Адрес. Составление рассказа по серии картинок.
«Предложение. Текст». 16 ч.
Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. Второстепенные члены предложения. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
«Состав слова. Текст». 28 ч.
Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Окончание - изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Урок развития речи. Изложение по данному плану «Гадюка». Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово –корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Деловое письмо. Поздравление.
«Части речи. Текст» 58 ч.
Названия предметов, действий и признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Имя существительное. Значение существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые существительные. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имён собственных. Текст. Тема и основная мысль текста. Урок развития речи. Сочинение «Зима». Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам. Знакомство с понятием рода. Существительные м.р. Существительные ж.р. Существительные ср.р. Различение существительных по родам. Существительное. Закрепление знаний. Кнтрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ к./д. Работа над ошибками. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Различение признаков обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных м.р. Окончания прилагательных ж.р. Окончания прилагательных ср.р. Окончания прилагательных мужского женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Прилагательное. Закрепление знаний. Работа над ошибками. Повторение. Глагол. Значение глаголов в речи. Различение действий. обозначаемых глаголами. Составление рассказа «Весна пришла» по личным наблюдениям. Настоящее время глаголов. Прошедшее время глаголов. Будущее время глаголов. Различение глаголов по временам. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Глагол. Закрепление знаний.
«Предложение. Текст». 10 ч.
Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространных и распространённых предложений. Распространённые предложения. Дополнение предложения однородными членами. Предложение. Закрепление знаний.
«Повторение». 11 ч.
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предложение.
4. Тематическое планирование
Русский язык 5 класс | ||||||
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Сроки проведения | |||
план | факт | |||||
Повторение. Звуки и буквы. Текст. 17 часов. | ||||||
1. 2. | Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит | 2 | ||||
3. | Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. | 1 | ||||
4. | Твёрдые и мягкие согласные перед И,Е,Ё,Ю,Я. | 1 | ||||
5. | Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 | ||||
6. | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | ||||
7 | Текст. Различение текста и не текста | 1 | ||||
8. 9. | Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова | 2 | ||||
10. | Ударные и безударные гласные в слове | 1 | ||||
11. | Проверка безударных гласных в слове | 1 | ||||
12. | Текст. Определение темы текста. Заголовок | 1 | ||||
13. | Звуки и буквы. Закрепление знаний | 1 | ||||
14. | Диктант по теме «Безударные гласные» | 1 | ||||
15 . | Анализ к.д. Работа над ошибками | 1 | ||||
16. | Деловое письмо. Адрес. | 1 | ||||
17. | Составление рассказа по серии картинок. | 1 | ||||
Предложение. Текст. 16 часов. | ||||||
18. | Выражение в предложении законченной мысли | 1 | ||||
19. | Распространение предложений | 1 | ||||
20. | Порядок слов в предложении | 1 | ||||
21. | Связь слов в предложении | 1 | ||||
22. | Главные члены предложения. Сказуемое | 1 | ||||
23. | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | ||||
24. | Урок развития речи. Изложение «Орёл и кошка» | 1 | ||||
25. | Второстепенные члены предложения | 1 | ||||
26. | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения | 1 | ||||
27. | Наблюдение за знаками препинания в конце предложений | 1 | ||||
28. | Вопросительные предложения | 1 | ||||
29. | Восклицательные предложения | 1 | ||||
30. | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | ||||
31. | Предложение. Закрепление знаний | 1 | ||||
32. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | ||||
33. | Анализ к.д. Работа над ошибками. | 1 | ||||
Состав слова. 28 часов. | ||||||
34. 35. | Корень и однокоренные слова | 2 | ||||
36. | Общее и различия в значении однокоренных слов | 1 | ||||
37. | Включение однокоренных слов в предложения | 1 | ||||
38. | Окончание- изменяемая часть слова | 1 | ||||
39 | Установление связи между словами с помощью окончания. | 1 | ||||
40. | Приставка как часть слова | 1 | ||||
41. | Изменение значения слова в зависимости от приставки | 1 | ||||
42 | Приставка и предлог | 1 | ||||
43 | Суффикс как часть слова | 1 | ||||
44 | Изменение значения слова в зависимости от суффикса | 1 | ||||
45 | Урок развития речи. Изложение по данному плану «Гадюка» | 1 | ||||
46 | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне | 1 | ||||
47 | Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов | 1 | ||||
48 | Слово –корень с ударной гласной | 1 | ||||
49 | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 1 | ||||
50 | Проверка безударных гласных в корне слова | 1 | ||||
51 | Проверка безударных гласных в корне слова | 1 | ||||
52 | Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне | 1 | ||||
53 | Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов | 1 | ||||
54 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова | 1 | ||||
55 | Проверяемые гласные и согласные в корне | 1 | ||||
56 | Непроверяемые написания в корне | 1 | ||||
57 | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 1 | ||||
58 | Состав слова. Закрепление знаний | 1 | ||||
59 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | ||||
60 | Анализ к./д. Работа над ошибками | 1 | ||||
61 | Деловое письмо. Поздравление. | 1 | ||||
Части речи. Текст. 58 часов. | ||||||
62. | Названия предметов, действий и признаков | 1 | ||||
63 | Понятие о частях речи. | 1 | ||||
64 | Существительное | 1 | ||||
65. | Глагол | 1 | ||||
66 | Прилагательное | 1 | ||||
67 68 | Различение частей речи по вопросам и значению | 2 | ||||
69 70 | Употребление разных частей речи в предложении и тексте | 2 | ||||
71 | Имя существительное | 1 | ||||
72 | Значение существительных в речи | 1 | ||||
73 | Одушевлённые и неодушевлённые существительные | 1 | ||||
74 75. | Собственные и нарицательные существительные | 2 | ||||
76 | Правописание имён собственных | 1 | ||||
77 | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | ||||
78 | Урок развития речи. Сочинение «Зима» | 1 | ||||
79. | Понятие о единственном и множественном числе | 1 | ||||
80. | Употребление существительных в единственном и множественном числе | 1 | ||||
81 | Изменение существительных по числам | 1 | ||||
82 | Знакомство с понятием рода | 1 | ||||
83 | Существительные м.р. | 1 | ||||
84 | Существительные ж.р | 1 | ||||
85 | Существительные ср.р. | 1 | ||||
86 | Различение существительных по родам | 1 | ||||
87 | Существительное. Закрепление знаний | 1 | ||||
88 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
89 | Анализ к./д. Работа над ошибками | 1 | ||||
90 | Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи | 1 | ||||
91 92 | Различение признаков обозначаемых прилагательными | 2 | ||||
93 | Зависимость рода прилагательных от рода существительных | 1 | ||||
94 95 | Окончания прилагательных м.р. | 2 | ||||
96 97 | Окончания прилагательных ж.р. | 2 | ||||
98 99 | Окончания прилагательных ср.р. | 2 | ||||
100 | Окончания прилагательных мужского женского и среднего рода | 1 | ||||
101 | Изменение прилагательных по родам | 1 | ||||
102 | Прилагательное. Закрепление знаний. | 1 | ||||
103 | Диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||||
104 | Анализ к. д. Работа над ошибками. | 1 | ||||
105. | Повторение | 1 | ||||
106 | Глагол. Значение глаголов в речи | 1 | ||||
107 | Различение действий, обозначаемых глаголами | 1 | ||||
108 | Урок развития речи. Составление рассказа «Весна пришла» по личным наблюдениям | 1 | ||||
109 110 | Настоящее время глаголов | 2 | ||||
111 112 | Прошедшее время глаголов | 2 | ||||
113 114 | Будущее время глаголов | 2 | ||||
115 | Различение глаголов по временам | 1 | ||||
116 | Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли | 1 | ||||
117 | Глагол. Закрепление знаний | 1 | ||||
118 | Диктант по теме «Глагол» | 1 | ||||
119 | Анализ к./д. Работа над ошибками | 1 | ||||
Предложение. Текст. 10 часов. | ||||||
120 121 | Главные члены предложения | 2 | ||||
122 123 | Второстепенные члены предложения | 2 | ||||
124 | Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам | 1 | ||||
125 | Различение нераспространных и распространённых предложений | 1 | ||||
126 127 | Распространённые предложения | 2 | ||||
128 | Дополнение предложения однородными членами | 1 | ||||
129 | Предложение. Закрепление знаний | 1 | ||||
Повторение пройденного за год. 11 часов. | ||||||
130 131 | Состав слова | 2 | ||||
132 | Существительное | 1 | ||||
133 | Прилагательное | 1 | ||||
134 | Глагол | 1 | ||||
135 | Предложение | 1 | ||||
136 | Текст | 1 | ||||
137 | Диктант по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения» | 1 | ||||
138 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | ||||
139 140 | Обобщение знаний. | 2 |
Всего: 140 часов
Критерии и нормы оценки
Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 5 классе – списывание и диктанты, 55 - 60 слов в диктанте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
Адаптированная рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой
Рабочая программа учебного курса «Русский язык», программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5- 9...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...
Адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык» для 6 класса 1 вариант
Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень (базовый) • списывать текст целыми словами и словосочетаниями...