Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (10-11 кл.).doc
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс)
Материалы, способствующие углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развитию логического мышления,навыков лингвистического анализа,а также смекалки и сообразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Учитель предложил детям привести примеры слов, в которых рядом оказались бы два гласных звука. Один из участников так выполнил задание: пауза, приехать, какао, оазис, сияя, поэт, сильнее, аукать, маяк, зоопарк. 1.1. Правильно ли выполнено задание? Поясните свой ответ. 1.2. Есть ли в русском языке слова, где рядом стоят два, три, четыре, пять согласных? Приведите примеры.
2. К индоевропейскому корню *kes – «резать, ломать, рубить» восходят следующие русские слова: каша, коса, костер, кость, хвоя, скала, час, черта, щепка, щель. Принимая во внимание значение индоевропейского корня, определите буквальное (первичное) значение выделенных слов.
3. Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества.
3.1. Почему стало возможно появление этого анекдота? 3.2. В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления? 3.3. Укажите лингвистический прием, при помощи которого создается юмористический эффект анекдота?
Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.
4. В речи спортсменов нередко можно услышать: «Сегодня хороший стартЁр», «Он вышел на дистанцию, чтобы почувствовать стартЁра», «СтартЁр сказал, что…». 4.1. Определите значение выделенного слова. Есть ли у него другие значения? 4.2. Какое значение имеет суффикс, при помощи которого образовано данное слово? 4.3. Как называется такое явление в языке? Приведите подобные примеры.
5. Укажите автора и название произведения, откуда взят этот текст:
…Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я (также, так же) мог бы жить!
5.1. Меняется ли смысл высказывания в зависимости от написания (слитного или раздельного) выделенных слов? 5.2. Какой вариант предпочел автор произведения?
6. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII – начала XVIII века очень часто встречается слово рухлядь: 1) «Принес фату бумажную красную /…/ полтора конца холсту верх шапочной отласной ветхой три золотника шелку /…/ восьм кокошников женских холщовых шитых шелками три бруска мыла а сказал он Ивану что де ту рухлядь нашел»(1702); 2) «Красную рухлядь сукню темно-зеленую сукна анбурского да две рубашки женских да кокошник золотом шит купил…» (1696); 3) «Велено мне /…/ твоей великог государя казне денги и мягкую рухлядь счесть» (1680); 4) «Роспросные и пытошные речи /…/ о взятье денег с него Гришки и ковша и жемчюгу и иной сребряной рухляди и кружива» (1696)1.
меховые шкурки, (относительное прилагательное); сребряная рухлядь – изделия из серебра (относительное прилагательное).
7. Выходя из автобуса, вы нечаянно оступились и произнесли: «Ой, мамочки!» или «Ой, мама!». Почему вы говорите «мамочки» или «мама», а не «папочки» или «девочки», «мальчики»? 7.1. Какой частью речи являются указанные выражения?
память о материнской помощи спасает нас и в более зрелом возрасте.
8. Разберите по составу слова мельком и пешком. 8.1. К какой части речи принадлежат данные слова? 8.2. Одинаков ли морфемный состав этих слов? 8.3. Что Вы знаете о возникновении слов мельком и пешком в русском языке?
9. Произошел несчастный случай: утонул человек. В отделении милиции должны составить акт. Милиционер написал: «Акт об утопании», но подумал и зачеркнул. Затем написал: «Акт об утопии». Вновь зачеркнул, подумал и написал: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды». Почему милиционеру не понравились первые два варианта? Помогите сотруднику милиции составить название акта.
10. Какую синтаксическую роль в предложении выполняют выделенные слова?
А) Он дал мне письмо с просьбой опустить его в почтовый ящик.
Б) Ветви елей тянулись к моему лицу.
В) Целыми днями они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду не дождусь окончания работы.
11. Расставьте знаки препинания и постройте синтаксическую схему данного предложения: Я вернусь в этот город когда исчезнет боль воспоминаний и ничто не напомнит мне о трагических днях юности. Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает этот текст? Объясните ваш выбор.
12. Кто, на ваш взгляд, меньше: карлик или лилипут? Объясните свое впечатление, исходя из звукового состава слов, учитывая при этом способ и место образования звуков.
13.Укажите слова с нулевым суффиксом:
а) зеленоглазый
б) старый
в) двадцатый
г) медный
д) золотой
е) дорогой
14. Определите, в каком ряду единицы представляют собой словообразовательную цепочку:
а) упросить – выпросить – запросить
б) просить – спросить – спрашивать
в) просить – попросить – попрошайка
г) запрос – просьба – проситель
15.Дано два ряда слов:
а) сапожничать кубистский воспитательный
б) осторожничать снобистский положительный
Дополните каждый из них одним словом из приведенного ниже множества: фонарный, элитарный,кустарный, кошмарный.
Объясните свое решение.
16. Восстановите соответствие лексического значения у членов пары:
а) банальный – наилучший
б) фатальный отклоняющийся от нормы
в) маргинальный избитый, затасканный
г) оптимальный – несложный
д) примитивный невероятный, противоречивый
е) аномальный находящийся в состоянии перехода
ж) парадоксальный судьбоносный
17. Из каждого ряда выпишите лишнее существительное, у которого отличается грамматическая характеристика:
а) аппаратура, клавиатура, карикатура
б) козлятина, вмятина, курятина
в) пролетариат, чемпионат, делегат
г) сердцевина, писанина, чепуховина
18. В приведенных пословицах найдите имена существительные, у которых форма мн. числа не имеет грамматического значения ‘множество предметов’:
а) Бобы – не грибы: не посеешь – не взойдут.
б) В чужих руках ломоть шире.
в) В чужие сани не садись.
г) Гусли звонки, да струны тонки.
д) Коли нет сапог, так и лапти в чести.
19. Определите, в каком ряду у слов одинаковое грамматическое значение (а не грамматическая форма!) рода:
а) писатель, выключатель
б) красавец, красавица
в) красота, красавица
д) день, ночь
20. Расположите предложения по убыванию количества грамматических значений в глаголе и перечислите их:
а) В кустах щебетали какие-то птахи.
б) Сегодня мне везет.
в) Подай-ка поживее перо и чернила!
г) Я, конечно, вернулся бы сюда.
д) Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания.
е) Ты всё пела? Это дело.
21. Определите случаи переносного употребления глагольных форм лица, наклонения, времени и укажите, какие грамматические значения они приобрели:
а) Да тут нелегкая дерни ее зайти в лавку.
б) Раз-два, взяли!
в) Не смей больше этого делать! Кому говорят!
г) А ветер как гикнет, как мимо просвищет, как двинет барашком под звонкое днище!
д) Плакали теперь мои денежки!
22. Определите функцию члена предложения у инфинитива:
а) Постоянное стремление угодить столоначальнику не покидало Илью Андреевича.
б) Строить новые города – дело ответственное.
в) Всем замолчать!
г) Майор приказал укрепить блиндаж.
д) Под вечер я зашел к батюшке проститься.
23. Объясните, что общего и что различного в грамматическом строении данных предложений:
а) Я знаю, что ты читаешь.
б) Я видел, как он уходил.
в) Я спрошу, когда мы вернемся.
24. Напишите сочинение о том, как вы понимаете пословицу мал язык, да всем телом владеет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-219017-1362936180.jpg)
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Задания для подготовки к олимпиаде по немецкому языку (ИЯ как первый ИЯ)
Комплекс олимпиадных заданий по немецкому языку позволяет показать учащимся формат олимпиады и активизировать интерес учащихся к изучению немецкого языка и привлечь учащихся к практической языковой де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-681943-1444220083.jpg)
Историческая грамматика. Задания для подготовки к олимпиадам по русскому языку. 5-8 класс.
Историческая грамматика....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1503824-1704301264.png)
Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (7-8 класс)
Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для подготовки к учеников....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1503824-1704301264.png)
Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку ( 9 класс)
Базовые задания, которые чаще всего встречаются на олимпиадах разного уровня. После заданий приводятся ответы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1503824-1704301264.png)
Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (10 класс)
Задания позволяют качественно приготовиться к олимпиадам по русскому языку разного уровня....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-1503824-1704301264.png)
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (11 класс)
Задания с ответами и критериями оценивания...