Задания для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку. 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Зайцева Наталья Викторовна

Образец заданий для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образец заданий для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку

Шифр _________________

Номер

задания

1

2

3

4

5  

6

7

8

9

10

11

12

Итого

Баллы

Задание 1. Укажите лингвистический термин по его определению.

1. Сложносокращенное слово, составленное из начальных элементов - ______________________________________.

2. Созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие структурное сходство, но различающиеся своим значением - _________________________________________________________________ .
3. Перенос наименования по признаку количества: часть вместо целого и наоборот - ______________________________________________________.
4.  Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления - _________________________________________________________________. 

5. Соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине - _________________________________________.

Задание 2. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Река вдоль которой мы пошли то и дело круто поварачивала то вправа, то влева, поблескивающее зеркало её упиралось в дали то в зарасли ивняка, то в песчанный обрыв. Через пол-часа нас уже окружал сосновый лес.

Безмолвно и тихо было в этом лесу. Там высоко, высоко, где яркая зелень сосновых крон оттенялась яркой белезной облаков может и бродили какие-то ветерки, у нас, внизу, было совершенно безветренно. В не подвижном воздухе крепко пахло мёдом, и некоторое время мы не могли решить откуда исходит медвянный запах.

Рядом с дорогой по обе стороны от неё тянулись необыкновенно-ухожанные, разметенные тропы, да еще в роде и посыпанные песком. Стоило ударить палкой по сосновой ветке как тот час густое жёлтое облако окружало нас, это было цветение сосны. Медленно оседала в безветрие золотая пыльца.

 Задание 3. Даны русские слова: болото, проволока, провод, владыка, влажный, обод, водяной, обладать, оболочка, поладить.

1)Найдите среди них три пары слов, восходящих к одному и тому же древнему корню.

________________________________________________________________________________

2) Что мог первоначально означать глагол витать ( ср. выражение витать в облаках)?________________________________________________________________________

 

Задание 4. Будем говорить, что два слова входят в один грамматический класс, если эти слова могут изменяться по одинаковым грамматическим категориям (падеж, число, время и т.д.).

 Разбейте на грамматические классы следующие слова: верблюд, который, кто, лисий, мужичьё, некто, пятый, пять, синий, три, четыре.

 Для каждого класса укажите, по каким  грамматическим категориям изменяются слова, в него входящие.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание  5. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление, но некоторые производные от них сохранились. Назовите производные от этих слов.

1) велий "большой"_____________________________________________________________

2) перст "палец"_______________________________________________________________

3) вага "вес, тяжесть"____________________________________________________________

4) шелом "шлем"________________________________________________________________

Задание 6.  Даны русские сложноподчиненные предложения с придаточными определительными разбитые на две группы (А и Б) по некоторому признаку.

 Группа А.

1. Участник олимпиады устал от решения последней задачи, над которой он трудился более часа.

2. В аудиторию вошёл председатель оргкомитета олимпиады, которого нельзя было узнать.

3. Со всеми вопросами участник олимпиады обращается к дежурным, которые и решают, что делать.

 Группа Б.

1. Призами наградили школьников, которые хорошо решили достаточное количество задач.

2.Школа занимает здание, которое было построено ещё до войны.

3. В этом списке указаны фамилии лиц, которых оргкомитет будет ждать на II туре олимпиады.

 Определите, к какой группе (А или Б) принадлежит каждое из следующих предложений.

1. (   ) Каждый участник олимпиады заполняет титульный лист, на котором указывает своё имя, фамилию, класс и школу.

2. (      ) Я всегда завидовал людям, которые умеют решать задачи на дагестанские языки.

Задание 7. Даны слова: читать, защищать, высокий, любить, новый, вращать, красить, глубокий, белый, изобретать, лечить, длинный, учить, радовать, лихой, класть, почесать, быстрый, целовать, шептать, поить, глубина, почесаться, врач, радоваться, лихость, маляр, целоваться, новизна, учитель, лежать, пациент, читатель, возлюбленный, вращаться, защищаться, изобретатель, шептаться, пить, высота, белизна, длина, скорость.

Приведенные выше слова можно организовать в пары так, чтобы второе слово каждой пары могло быть естественно объяснено через первое. Например,  учить - учитель, т.к. учитель -  "тот, кто учит".

Организуйте эти слова в пары.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание  8.  Так уж повелось, что, к сожалению, букву Ё  постоянно в книгах и газетах заменяют  буквой Е. Немудрено вообще забыть, где пишется Е, где Ё. Укажите (подчеркните), в каких словах пишется и произносится только Е:

Опека, афера, челн, новорожденный.

 Задание 9. В каждом  ряду выберите (подчеркните) по одному слову, которое является "лишним".

1) По количеству звуков: июль, яма, съём, печь, крюк.

2) По количеству согласных звуков: площадь, рдяной, объездчик, сияние, решиться.

3) По твёрдости/мягкости согласных звуков: умываться, шимпанзе, центнер, протеже.

4) По глухости/звонкости  согласных звуков: сдала, разжигаем, изморозь, молотьба.

5) По "соседству" двух гласных звуков: поэт, приём, какао, вуаль, киоск.

Задание 10. В каких словах (подчеркните) количество морфем соответствует количеству звуков? Приведенные слова - глаголы.

Снять, три, въезд, сжал, увёз.

 

Задание 11. Какие речевые и грамматические ошибки допущены в рекламных слоганах?

1) Голод, жажда - не беда! В "Хрустик" лучшая еда! __________________________________________________________________

2)Каждому костюму сорочка в подарок.

_________________________________________________________________

3) В наших босоножках вы будете как денди!

 ________________________________________________________________

Задание 12.      

 

А.Н. Петров 

 Б.М. Петров

Г.К. Петров

К.М. Петров

К.Т. Петров

М.М. Петров

М.Н. Петров

Н.М. Петров

Н.К. Петров

Н.Т. Петров

Т.М. Петров  

  являются представителями одного рода.  Составьте  генеалогическое  древо ( схему родства) рода Петровых, если известно, что у каждого отца было два сына; внуков у основателя рода четыре, а у его сыновей - по два.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 6 класса)...

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 7 класса)...

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса

Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для 6 класса...

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Задания 1 тура школьной олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов

В этом материале даны  материалы для олимпиады по русскому языку для учащихся 2-3 классов...

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе

Задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10 классе...