Бессоюзное сложное предложение ( 11 класс)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
1. Показать особенности бессоюзных сложных предложений.
2. Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.
Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП. Совершенствовать пунктуационные навыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bessoyuzn._sozhn._predlozh.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Бессоюзное сложное предложение. ( 11 класс)
Цели:
Образовательные:
- Показать особенности бессоюзных сложных предложений.
- Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.
- Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП. Совершенствовать пунктуационные навыки.
Развивающие:
- Развивать умения логически, аргументированно излагать свои мысли.
- Развивать рефлексивные умения обучающихся через анализ собственных достижений на уроке.
Воспитательные:
Формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП.
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: урок - исследование с использованием активных форм работы.
Формы организации работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная деятельность, групповая и парная.
Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных предложений, анализ грамматического материала через его исследование, лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.
Материально-техническое обеспечение: ПК, оценочный лист, раздаточный материал (интеллект- карта, таблица), афоризмы ( для этапа мотивации и рефлексии).
Используемые технологии: здоровьесберегающая, компетентностно-ориентированная, информационная, педагогика сотрудничества учителя и обучающегося.
Ход урока
1.Организационный этап.
Обращение к эпиграфу:
«Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ. 1 слайд
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Еще мне нравится высказывание, которое я прочитала недавно
«Есть желание - будут возможности.
Будут действия - появится результат». Как вы его понимаете?
(Высказывания ребят).
- Внимательно посмотрите на структуру каждого предложения в этом высказывании. Как вы думаете, почему именно это высказывание взято к сегодняшнему уроку? Попытайтесь сформулировать тему учебного занятия. Окончательно сформулируем тему учебного занятия после выполнения первого задания.
2 слайд
Английский философ и педагог Герберт Спенсер утверждал: «Великая ценность образования – это не знания, а действия». Так давайте начнем действовать.
Запишите дату. На каждом этапе урока вы будете оценивать уровень вашего участия в учебной деятельности, выставляя в соответствующий раздел знак «+»
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Задание 1 «Мозговой штурм» Работа со “слепой схемой” (Слайд 3)
– Восполните недостающие компоненты схемы :
Сложное предложение
Союзное предложение Бессоюзное предложение
(ССП СПП)
- Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)
- На какие две группы делятся союзные предложения?
- Дайте определение сложносочиненного предложения.
( ССП – сложное союзное предложение. Состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, (равноправных) связанных сочинительной связью при помощи сочинительных союзов, которые находятся между частями простых предложений, и интонации).
– Дайте определение сложноподчиненному предложению.
( СПП – сложное союзное предложение, части которого соединены подчинительной связью, то есть одна является главной, а другая-придаточной(зависимой, подчиненной главной по смыслу и грамматически). При помощи подчинительных союзов, союзных слов придаточные части могут присоединяться к главным или к другим придаточным)
- Оцените степень своего участия в учебном действии.
- О каком предложении не хватает информации в схеме? Она вам необходима? Для чего? (использования в письменной речи, помочь обучающимся для подготовки к экзамену)
- Значит, сегодня речь пойдет …? (О бессоюзных сложных предложениях)
4 слайд
- Как можно получить необходимую информацию? (варианты ответов: прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП)
- На что должны опираться? (на изученный материал).
- Запишите тему урока «Бессоюзное сложное предложение».
- Определите цели урока, дополнив фразы: 5,6 слайды
Учиться … (находить БСП.)
Узнать … (об особенностях БС предложений.)
Тренироваться…. (в интонировании БСП.)
Задание 2. Парная работа
- Выясните, с помощью чего связаны части сложных предложений; поставьтье недостающие знаки препинания; определите вид сложного предложения; графически объяснить расстановку знаков препинания между частями сложных предложений
- Какой алгоритм будете использовать при анализе СП? 6 слайд
1. Найти основы предложений.
2. Определить союз (союзное слово).
3.Определить смысловые отношения между частями. В ССП (одновременно или последовательно, чередование явлений или событий, противопоставления одного явления другому )
4. Если СПП ,необходимо задать вопрос и определить вид придаточного.
7 слайд
1.Понял он, что (союз) никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.(СПП с придаточным изъяснительным, сравнительный оборот)
2.Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько (союзное слово) безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви.(СПП с придаточным изъяснительным, однородные определения)
3.Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное, когда(союз) ее сын рассказал ей о своих чувствах. (СПП с придаточным обстоятельственным времени)
4.Материнская любовь – это любовь, которая(союзное слово) безмерна и безгранична.(СПП с придаточным определительным, тире между подлежащим и сказуемым)
5.Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.(БСП, однородные сказуемые)
6.Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.(ССП, однородные подлежащие)
7.Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. (БСП, обособленные определения, однородные определения и сказуемые)
8.Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (БСП, однородные сказуемые)
- Заполните таблицу
8 – 9 слайды
ССП -6
СПП -1,2,3,4
БСП -5,7,8
Оцените свою деятельность.
- Почему предложения 5, 7, 8 бессоюзные? (нет союзов и союзных слов)
- Тогда чем могут быть связаны простые предложения в составе БСП? (интонацией и по смыслу)
! – БСП отличаются особой выразительностью. Отсутствие союзов в бессоюзных сложных предложениях компенсируется интонацией.
- Какую особенность БСП заметили? Какие знаки препинания расставлены в БСП?
- Прочитайте вывод. (учебник)
!- Интонация в БСП обозначается на письме разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. 10 Слайд
4. Выявление места и причины затруднения.
- Встречались ли вы с проблемой выбора пунктуационного знака в ССП И СПП? (нет)
- Достаточно ли определить, что предложение сложное для бессоюзного, найдя основы простых предложений, чтобы поставить знак препинания между частями БСП?
- Знаете ли вы, что будет определять выбор того или иного знака препинания в БСП? (нет)
5. Построение проекта выхода из затруднения
- Что должны сделать? (узнать)
- Как узнать? К чему прибегают ученые-лингвисты в случаях сомнения?
(к исследованиям, к экспериментам)
- Можем ли мы таким способом найти истину? Что будем исследовать? (БСП) Как? (анализ предложения)
6. Физкультминутка. Дыхательные упражнения.
7. Реализация построенного проекта.
- Начнем исследование. Составьте схемы этих предложений. Оцените свою деятельность.
- Какие же предложения называются бессоюзными сложными? Что такое БСП?
- Посредством чего соединяются части БСП? (Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, части которого объединены между собой только по смыслу, интонационно).
- Допишите слова в определение (тетрадь).
11 слайд
Бессоюзные сложные предложения - это_________________ предложение, в котором _____________предложения объединены между собой только _________________ и _______________.
- Почему не связаны, а объединены? (более или менее равноправны).
! – Части бессоюзного сложного предложения формально независимы. Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
- Прочитайте данные предложения. Определите смысловые отношения частей БСП. Запишите в тетрадь (напротив схем)
-Чем и как определяются смысловые отношения между частями БСП в устной речи? (интонацией)
5 предложение – одновременность действий - Какой вид сложного предложения выражает одновременность? (ССП)
- Можно ли это БСП заменить ССП? С каким союзом? Какой знак препинания ставим в ССП?
5.Любовь матери всепрощающа, (и)она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.
7 предложение – последовательность действий
- Каким синонимичным сложным предложением можно заменить?
- Произведите замену БСП.
7.Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом;(и ) она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами;и она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.
Какое предложение получилось? Какие знаки препинания ставятся? (БСП, знаки препинания - , или ;)
8.предложение – значение причины, пояснения.
Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: (потому что) за окном он неожиданно увидел маму.
Какое предложение получилось? Какие знаки препинания ставятся? (БСП, знаки препинания :)
Оцените уровень выполнения учебной задачи
- Прочитайте вывод.
! - В устной речи смысловые отношения между частями БСП определяются интонацией.
8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Могут ли интонация и значение влиять на выбор знака препинания?
- Проведем лингвистический эксперимент.
Задание . Лингвистический эксперимент. 12 слайд
- Автор следующих поэтических строчек Андрей Дементьев так расставил знаки препинания.
- Прочитайте отрывок с соответствующей интонацией.
1) Не оставляйте матерей одних.
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
- Объясните графически постановку запятой в третьем предложении. (однородные дополнения).
- Какие простые предложения можно объединить в БСП?
- Объедините простые предложения в БСП.
- Какой знак или знаки можно было бы поставить между первым и вторым простыми предложениями в составе БСП?
- На что вам необходимо обратить внимание? (на интонацию)
Индивидуальная работа
- Запишите БСП, определив знак препинания.
- За помощью вы можете обратиться к материалу параграфа учебника
13 слайд
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.(последовательность)
Не оставляйте матерей одних -
Они от одиночества стареют.( следствие)
Не оставляйте матерей одних:
Они от одиночества стареют.(причина)
- Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?
- Как преодолели затруднение?
- Какими способами воспользовались? Какой оказался эффективным?(подстановка сочинительного или подчинительного союза).
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
- Прочитайте вывод. 14 слайд
! Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
- Ознакомьтесь со следующей информацией в учебнике.(Виды интонации и смысловые отношения) Работа с ней вам предстоит на последующих уроках.
Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Слайд 15
Части БСП могут иметь значения: одновременности, последовательности, сравнения, условия, причины, следствия, времени; они могут дополнять или пояснять первую часть предложения; части могут быть противопоставлены друг другу. И в зависимости от этого знаки препинания могут быть , ; : -
9. Подведение итогов.
- Что было сегодня на уроке предметом обсуждения?
- Какие новые знания добавились?
-Решили ли поставленные задачи?
Слайд 16 . Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка.
- Какие затруднения возникали по ходу урока?
-Что помогло выйти из ситуации затруднения?
- Добились ли вы своей поставленной цели?
- Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»
- Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.
- Спасибо за работу и сотрудничество.
Слайд 17.В заключении хотелось бы подарить вам слова известного английского публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретённым знанием».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...