Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них 8 - класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Актуальность изучения темы " Обобщающие слова при однородных членах предложения"заключается в том, что на современном этапе формирования языка, проблемы, связанные с однородными членами предложения, до сих пор полностью не решены. Сложности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расположении знаков препинания в предложениях с однородными членами и др.
Если на уроках русского языка применять метод пунктуационного и синтаксического анализов, редактирование, построение предложений из отдельных слов, выразительное чтение, то это поможет повысить уровень знаний учащихся при изучении однородных членов предложения.
Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются ярким средством словесной наглядности. Изучение данной темы поможет расширить представление о красоте русского языка на примерах из текстов художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
"Краснолучская школа №2"
Разработка урока
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
8 - класс
Луговая Анна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2022 год
Оглавление
#1058;итульный лист________________________________________________1
2. Введение _____________________________________________________2
3. Основная часть ________________________________________________3
4. Список использованной литературы______________________________ 6
5. Методические рекомендации ____________________________________6
Введение
Актуальность изучения темы " Обобщающие слова при однородных членах предложения"заключается в том, что на современном этапе формирования языка, проблемы, связанные с однородными членами предложения, до сих пор полностью не решены. Сложности возникают при разграничении однородных и неоднородных членов предложения, при построении предложений с однородными членами, при расположении знаков препинания в предложениях с однородными членами и др.
Если на уроках русского языка применять метод пунктуационного и синтаксического анализов, редактирование, построение предложений из отдельных слов, выразительное чтение, то это поможет повысить уровень знаний учащихся при изучении однородных членов предложения.
Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются ярким средством словесной наглядности. Изучение данной темы поможет расширить представление о красоте русского языка на примерах из текстов художественной литературы.
Цель: сформировать у учащихся умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Задачи:
обучающие: систематизировать знания обучающихся об обобщающих словах при однородных членах предложения;
развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; логическое мышление, творческие способности учащихся; развивать навыки работы в группах; умение оценивать учебную деятельность;
воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока: урок усвоения нового материала с частичным закреплением изученного.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая
Методы обучения:
1) частично - поисковый: поиск новых знаний, беседа,
конструирование предложений.
2)исследовательский метод: решение проблемных задач
План урока
#1054;рганизационный момент
#1040;ктуализация опорных знаний
#1052;отивация учебной деятельности учащихся
4. Сообщение темы, цели и задач урока
#1056;абота над темой урока
6. Обобщение , систематизация и контроль знаний и умений учащихся
7. Итоги урока
8. Домашнее задание
Конспект урока
#1054;рганизационный момент
#1040;ктуализация опорных знаний
#1059;стная синтаксическая зарядка. Тема: "Январь - начало года".
-Прослушайте текст и определите на слух, какие типы предложений в нем встречаются.
Открываем календарь. Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе(С.Маршак). | Январь. Начало года. Морозец на дворе. Хорошая погода Бывает в январе(Н. Саконская). |
#1056;абота по вариантам(текст распечатан заранее)
Задание:
1-вариант: выписать предложения с однородными членами, которые не соединенными союзами. Расставить знаки препинания.
2-вариант: выписать предложения с однородными членами, которые соединены союзами. Расставить знаки препинания.
Звезды меркнут и гаснут. По з...ркальной воде по кудрям л...зняка от з...ри свет разл...вается. Проснулись утки с шумом и скрылись. рыбаки в шалаше пробудились сняли сети с шестов весла к лодке несут. и ст...ит себе лес улыбается. Вот и солнце вст...ет из-зампешенбл...стит за морями ночлег свой покинуло. Зашумела разгулялась в поле непогода. Месяц смотрит сквозь сетку ветвей зажигает росу на траве (И.Никитин).
#1043;рафический диктант (составление схем предложений с однородными членами).
#1055;угачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался. Один из старшин подал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. Народ с криком бросился их подбирать, и дело обошлось не без увечья...#1054;н посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого.3. К счастью, самозванец или не расслышал, или пренебрег неуместным намеком.
#1052;отивация учебной деятельности учащихся
При однородных членах предложения могут находиться "слова - командиры" - обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Сегодня на уроке мы будем анализировать эти слова.
#1057;ообщение темы, цели и задач урока
#1056;абота над темой урока
#1054;бъяснение учителя.
Обобщающее слово - это член предложения, который дает общее название для однородных членов предложения. Обобщающее слово (всегда, все, везде, повсюду и т.д.) уточняется.конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения.
#1054;знакомление с теоретическим материалом учебника (п.44. стр.147).
#1069;тапы работы над понятием:
А) Понятие об обобщающих словах.
Б) Понятие о месте обобщающих слов в предложении (перед однородными членами, после них), об их синтаксической роли (тот же член предложения, что и однородные члены).
В) Схематическое изображение конструкций с обобщающими словами: O:O,O,O.; O,O - O.; O:O,O - ...
Г) Знаки препинания при обобщающих словах.
VI. Обобщение , систематизация и контроль знаний и умений учащихся
#1057;луховой диктант (учитель читает предложения, учащиеся записывают схемы предложений).
Белым снегом было покрыто все: дорога, крыши домов, деревья, кусты. Дорога, крыши домов, деревья, кусты - все было покрыто белым снегом. Все: дорога, крыши домов, деревья, кусты - было покрыто белым снегом.
#1056;абота с антонимами (задание выполняется в группах).
Задание: замените обобщающие слова в данных предложениях антонимами (отрицательными местоимениями и наречиями) и составьте предложения, противоположные по смыслу данным.
В лагере Сережа получал письма от всех: от мамы, от бабушки, от друзей. Отовсюду были слышны голоса: с берега реки, с поляны, из березовой рощи.
#1055;рием "Микрофон": ответьте на вопросы, используя обобщающие слова:
-Какие цветы вам нравятся?
-У кого из русских поэтов много стихотворений о природе?
-Какие деревья растут в вашем школьном дворе?
-Какими инструментами вы пользуетесь на уроках труда?
#1055;унктуационая задача.
Чем осложнено предложение?
Чарующая роскошь растительности, блеск моря, зелени и света, переливы то нежных, то ярких красок, сверкающих под лучами солнца, тихо плывущего в бирюзовую высь, - все это казалось какой - то волшебной декорацией.
#1057;оставьте предложения по схемам (работа в группах):
А) O:O и O, O и O .
Б) O: O, O, O.
В) O, и O, и O, и O - O.
#1059;пражнение 270: подберите к однородным членам обобщающие слова
7. Словарно - орфографическая работа.
Повторение орфограмм о слитно - раздельном и дефисном написании.
- Распределите отрицательные и неопределенные местоимения и наречия по типам орфограмм ( в три столбика). Работу можно проводить по перфокарте.
Образец записи: слитно раздельно через дефис
никто ни с кем кто - то
Никто, некем, ни с кем, кое - где, ни перед кем, ничто, некому, ни перед чем, кто - то, кое - кому, некто, ниоткуда, по - моему, повсюду, не с кем, ни от кого, отовсюду, отсюда.
#1055;ерестройте предложения так, чтобы обобщающие слова стояли после однородных членов; расставьте знаки препинания, начертите схемы(работа в группах).
#1061;войный лес: сосна, ель, пихта. #1057;уровая и долгая зима, сильный мороз, снежные бури, холодный ветер, короткое лето - это природные условия тундры. 3. Среди мхов в тундре много ягодных растений: брусники, голубики, морошки. 4. Гуси, лебеди, утки, гагары - птицы, прилетающие на лето в тундру.
#1057;амостоятельная работа. Распространите предложения, чтобы получилась полная, "цветная" картинка; введите однородные члены, связанные союзной или бессоюзной связью.
Осенний вечер в лесу
Наступает вечер. Тени лежат под деревьями. Высятся сосны, чернеют ели. Пахнет смолой. Скрылось за деревьями солнце. На сосне уселся дятел. Попискивает синица.
#1048;тоги урока
Закончите предложения, в которых сформулированы правила о постановке запятых между однородными членами:
А) запятая между однородными членами ставится всегда, кроме одного случая, когда...;
Б) в предложениях с обобщающими словами при однородных членах используются такие знаки препинания... .
#1044;омашнее задание: выучить п.44, упражнение 273.
Список использованной литературы
1. Г. А. Бакулина. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: книга для учителя – М.: Просвещение, 2008.
3. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2009 г.
4. Кадашникова Н.Ю. Русский язык 8 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. – Волгоград: Учитель, 2011.
#1056;усский язык: учебник для 8 кл. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. - М: Просвещение, 2014г.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока
Данная методическая разработка "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них" является разработкой урока для 8 класса .
Использование на уроке творческих заданий, составление предложений по схемам, словарно - орфографическая работа помогли обеспечить активность учащихся на уроке, также динамичная смена знаний разного уровня сложностей, постоянное переключение с индивидуальной, групповой на фронтальную форму работы, организация самопроверки способствовало заинтересованности учащихся новой темой. Они проявили активность в выполнении всех видов заданий. Урок позволил предупредить ошибки при использовании знаков препинания при однородных членах предложения. Ученики умели находить обобщающее слово, ставя при этом нужные знаки препинания. Урок достиг цели и способствовал усвоению нового материала.
Данную методическую разработку могут использовать учителя
начальных классов при проведении уроков предмета «Технология», занятиях
по внеурочной деятельности, преподаватели дополнительного образования
на занятиях кружков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них" (конспект урока и презентация)...
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них...
Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...