Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстом. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занитиях. Данный урок направлен на углубление знаний обучающихся о работе с текстом. Тип урока - практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Szhatoe_izlozhenie_aktiviziruet_analiticheskie_sposobnosti_uchenika.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку. Данный урок направлен на углубление знаний учащихся о работе с текстом. Тип урока-практикум.
Ход урока:
- Оргмомент
- Проверка домашнего задания. На дом было задано вспомнить типы речи и их особенности (повествование, описание, рассуждение) По вариантам подобрать тексты (5-10 предложений) разных типов речи и доказать принадлежность к данному типу. Свои примеры приводят 1-2 ученика с каждого варианта.
- На доске проецируется текст. Задание: выделить в тексте тезисы и примеры и разбить его на абзацы. Фронтальная работа с классом.
В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, металлов. Богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Они начали колонизацию черноморского побережья. На Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, в реках Кавказа -золотой песок. История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. «Золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.
Вставьте в текст слова, которые:
- соединят примеры с тезисами;
- точнее выразят содержание тезисов и примеров.
Список слов : например, а, именно, ведь, особенно, поэтому, по свидетельству древних историков. Составьте логическую схему текста.
В тексте два абзаца, так как основных мыслей – две:
- из-за полезных ископаемых народы переселяются на новые территории;
- в древних мифах отразились истории походов за полезными ископаемыми.
Каждый тезис иллюстрируется примером:
- в поисках месторождений металлов греки заселяли побережье Черного моря;
- миф о золотом руне.
Каждый пример разъясняется:
- в Крыму есть железо, а на Кавказе – золото;
- золото в кавказских реках добывали с помощью бараньих шкур.
Учащиеся записывают тезисы в тетрадь.
В античную эпоху процветание государства во многом зависело от того, есть ли на его территории месторождения полезных ископаемых, особенно металлов. Именно богатые запасы «металлических» руд нередко становились причиной, по которой целые народы переселялись на новые земли. Древние греки, например, испытывали нужду в золоте, серебре, олове, меди, железе. Поэтому они начали колонизацию черноморского побережья. Ведь на Керченском полуострове в Крыму можно добывать железо, а в реках Кавказа-золотой песок.
История походов древних греков за полезными ископаемыми нашла отражение в мифах, например, в повествовании о плавании аргонавтов за золотым руном. По свидетельству древних историков, «золоторунными» греки называли бараньи шкуры, с помощью которых добывалось золото в кавказских реках: шкуры расстилали по дну золотоносного потока, и на них вместе с песком, который несла вода, оседали частицы драгоценного металла.
- Вопросы учителя:
- Какие приемы сжатия текста вы знаете?
-обобщение
-исключение
2. Какие элементы текста можно обобщить? (Однородные по содержанию-однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца)
3. Что можно исключить из текста, чтобы сжать его, не потеряв основную мысль? (Исключить можно все, что напрямую не относится к сути высказывания)
5.Прочитайте текст и определите, какой прием сжатия текста целесообразнее использовать(Карточки с текстами лежат на партах учащихся). Самостоятельная работа.
По подсчетам ученых, в библиотеке Пушкина было не менее 10 тысяч книг. Какие книги собирал Пушкин? Во-первых, те, которые связаны с русской историей и литературой. Во-вторых, словари и энциклопедии, справочники и грамматики разных языков.
Пушкин в совершенстве владел французским, читал по-английски, по-итальянски, самостоятельно выучился читать по-испански. Поэтому, естественно, в библиотеке были произведения всех выдающихся писателей Западной Европы, произведения античных авторов в переводах и оригиналах. Здесь же, наконец, прочное место занимали произведения восточных литератур на французском языке: арабской, индийской, китайской.
Сжатый текст:
В библиотеке Пушкина было 10 тысяч книг. Поэт собирал книги, связанные с историей и литературой.
Пушкин владел многими языками. Поэтому у него были произведения всех выдающихся писателей разных стран и эпох.
- Прослушайте отрывок и сократите его с помощью приема исключения.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Сжатый с помощью приема исключения текст:
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора. Говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу.
Последнее задание можно предложить в качестве домашней работы.
Список использованной литературы:
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе. Москва. Просвещение.2006.
Н. А. Шапиро, А. В. Волкова, Е. В. Кузнецова, Е. Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Москва. Педагогический университет «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...
Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Данная разработка поможет учащимся успешно подготовиться к одному из заданий ГИА - С1(сжатое изложение)....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Цели урока: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению;2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;3. формировать общеучебные навыки работы с текст...
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Данная работа предназначена для уроков по обучению сжатому изложению. С помощью предложенных упражнений отрабатываются основные приемы сжатия текста, умения выделять главную информацию....
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует...