Элективный курс по русскому языку ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Дубовцева Анна Ивановна

Неослабный и возрастающий интерес к языку, повышенные требования к форме речи знаменуют новый этап в культурном развитии нашего общест­ва. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь человека - это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности. Умение четко и ясно выразить свои мысли, писать и говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владе­ние культурой речи - вот своеобразная характеристика профессиональной пригодности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ellektivnyy_kurs_delovoy_russkiy_yazyk.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Чусовитинская СОШ»

УТВЕРЖДАЮ:

Протокол педагогического совета

№ ______ от____________ 20___г.

Председатель__________________

Элективный курс

по русскому языку

ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

в 11 классе

(34 часа)

(рабочая программа)

Пояснительная записка

Неослабный и возрастающий интерес к языку, повышенные требования к форме речи знаменуют новый этап в культурном развитии нашего общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь человека - это лакмусовая бумажка его общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности. Умение четко и ясно выразить свои мысли, писать и говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - вот своеобразная характеристика профессиональной пригодности.

Последнее время коммуникативному воспитанию обучающихся придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Проблемы, связанные с развитием культуры общения, в наши дни приобретают особую актуальность и значимость. Возможность высказываться и отстаивать свои взгляды, убеждать, увлекать и вести за собой людей вдруг разом высветила не только скудость нашего словесного багажа, но и отсутствие навыков общения, убогость и засорение устной речи жаргонизмами.

Умение говорить, делая людей своими сторонниками, а не противниками, не роняя их достоинства и чести, необходимо формировать, как известно, специально. Поэтому принципиальное отличие данного курса заключается в широком подходе к устной форме общения.

Поэтому целью курса является: развитие коммуникативной компетенции обучающихся через овладение навыками речевого этикета.

Задачи курса:

- раскрыть понятия: «культура общения», «культура речи» и «речевой этикет»;

- продолжить знакомство с основными правилами речевого этикета;

- разработать рекомендации по культуре речевого поведения;

- развить сознательное и ответственное отношение к вопросам личной культуры, практические навыки и умения речевого поведения в различных жизненных ситуациях.

Особенностью изучения данного курса является практико-ориентированный подход к изучению речевой культуры.

Программа курса предусматривает разнообразные формы работы, дающие обучающимся возможность высказаться, раскрыть умение общаться друг с другом на интеллектуальном уровне. Это лекции, конференции, беседы, включающие теоретическое и психологическое обоснование правил и закономерностей, практикумы по освоению и развитию коммуникативной культуры обучающихся.

Результаты освоения курса:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•  адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•  осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•  способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•  владение   умениями   информационной   переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

•  создание   устных   и   письменных   монологических   и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•  подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•  применение в практике речевого общения орфоэпических,  лексических,  грамматических,  стилистических норм  современного русского литературного языка;   использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•  соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•  осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

2)  освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

3)  проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;  анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов  разной функционально-стилевой  и  жанровой  принадлежности;  оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Тематическое содержание курса

Дата

Название темы

Кол-во часов

Примечание

МОДУЛЬ 1. ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Культура делового общения

Деловое общение: Устное — письменное. Диалогическое — монологическое. Межличностное — публичное. Непосредственное — опосредованное. Контактное — дистантное.

Особенности деловой речи: Диалог. Монолог. Полилог. Дистантное общение.

Жанровые разновидности письменного и устного общения: Письменная и устная деловая речь. Совещания, собрания. Реклама, светское общение.

Формы и культура деловой коммуникации

Деловая беседа по телефону

Деловое совещание: Тема. Цель. Перечень обсуждаемых вопросов. Время начала и окончания совещания. Место проведения.

Пресс-конференция: Структура пресс-конференции. Правила проведения пресс-конференции. Вводная часть. Приветствие. Объяснение. Программа. Представление выступающих. Информация о материалах, представляемых прессе (пресс-кит).

Инновационные формы делового общения: Презентация «Круглый стол». Собрание акционеров. Брифинг. Выставки и ярмарки товаров.

Традиционные жанры деловой коммуникации: Публичные речи. Интервью. Комментарий.

Требования к публичной речи: Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Ме-морио.

Специфические жанры деловой коммуникации: Спор. Дискуссия. Групповая дискуссия. Деловой спор. Полемика. Дебаты. Прения.

Деловая коммуникация: Цель. Контингент участников. Регламент. Коммуникативные средства реализации намерений. Организация пространственной среды. Результат.

Структура деловой беседы: 1) начало, 2) передача информации, 3) аргументирование, 4) опровержение доводов собеседника, 5) принятие

МОДУЛЬ 2. УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Деловой этикет

Виды этикета. Речевой этикет. Деловая этика. Этикетная формула

Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковный (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет.

Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.

Риторика — часть культуры делового общения

Эмоциональность речи: Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация.

Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии: Информационные. Контрольные. Подтверждающие. Ознакомительные. Однополюсные. Встречные. Альтернативные. Направляющие. Провокационные Вступительные. Заключающие. Закрытые. Открытые. Зеркальные.

Деловая коммуникация и паралингвистика

Паралингвистические средства.

Средства невербальной коммуникации. Характеристики человеческого голоса: Фоноционные. Кинетические. Графические. Жестовый контакт. Дистанция. Ориентация. Внешний вид. Выражение лица. Жесты. Пара-вербальные и экстравербальные контакты. Скорость речи. Артикуляция. Высота голоса. Режим речи.

Документация — разновидность письменной деловой речи

Основные виды управленческих документов, правила оформления и составления: Устав. Положение. Инструкция. Приказ. Постановление. Служебная записка. Докладная записка. Распорядительные документы. Акты и протоколы. Контракты.

Деловые бумаги: Автобиография. Заявление. Доверенность. Резюме. Апелляция.

МОДУЛЬ 3. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ. ЖАНРЫ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

Официально-деловой стиль

Функциональные стили русского языка. История официально-делового стиля. Язык деловых бумаг.

Официально-деловой стиль как язык документов

Типы текстовой организации текста: Трафарет. Анкета. Таблица. Понятие типовых блоков (модулей).

Язык деловой переписки

Терминированная лексика. Именной характер речи. Собственно канцелярские значения. Лексическая сочетаемость. Стандартизация синтаксических единиц. Этикетные требования.

Жанры письменной деловой речи

Грамматические особенности текстов деловой коммуникации. Отбор синтаксических конструкций. Особенности лексики делового общения. Словарь делового человека.

Лексика, грамматика и синтаксис языка деловых документов: Номенклатурная лексика. Технические термины. Сокращения. Унификация грамматической структуры словосочетания, словоформы. Доминирование простых предложений. Осложнение однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Порядок слов. Рубрикация простого предложения. Параллельные синтаксические конструкции.

Речевые формулы, шаблоны, идиомы

Деловые письма         

Этикет делового письма. Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. Виды деловых писем. Форма отправления.

Инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация). Письмо-просьба. Письмо-приглашение. Письмо-подтверждение. Письмо-извещение. Письмо-напоминание. Письмо-предупреждение. Письмо-декларация (заявление). Письмо-распоряжение. Письмо-отказ. Сопроводительное письмо. Гарантийное письмо. Электронная почта. Факсимильная связь. Телетайп и телеграфная связь.

МОДУЛЬ 4. НОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Языковые аспекты официально-делового стиля

Лексические нормы письменной и устной деловой речи

Паронимы. Плеоназм. Тавтология.

Формирование речевой и коммуникативной компетенции. Нормы и сублексикон устной деловой речи.

Рецептивная и продуктивная речь в устной форме. Диалог и полилог в деловых ситуациях.

Книжная, профессиональная, межстилевая, незнаменательная лексика и терминология.

Фразеология деловой речи

Правила употребления фразеологизмов.

Грамматические особенности письменной и устной деловой речи

Формы кодифицированной письменной речи. Деловая диалогическая речь. Нарушение грамматических норм письменной и устной деловой речи.

Синтаксис письменной и устной деловой речи

Синтаксическая организация письменной и устной деловой речи: Порядок слов. Согласование подлежащего со сказуемым. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Структура простого и сложного предложений.

Фонетические нормы и фоноционные средства устной деловой

2

7

4

4

2

2

1

1

1

3

3

1

1

1

2

2

1

Литература для учащихся

Лексические словари

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. - М, 1994.

2. Словарь русского литературного языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. - М., 1988.

Словари синонимов

1. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1986.

2.  Словарь синонимов русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой: В 2 т. - Л., 1970-1971.

Словари паронимов

1. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. - Минск, 1986.

2. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. - Тбилиси, 1971.

Орфоэпические словари

1. Крылова Р. В. Словарь ударений русского языка. - Минск, 1986.

2. Орфоэпический словарь русского языка /Под ред. Р. И. Аванесова. - М., 1983.

3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Сост. С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. - М., 1989.

Справочники правильности и трудностей словоупотребления

1. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994.

2. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1986.

3. Словарь русского литературного словоупотребления / Сост. Л. П. Безрук и др. -Киев, 1987.

4. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К. С. Горбачевича. - Л., 1993.

Литература для учителя

1. Вакуров В. Н. Практическая стилистика русского языка: Учеб. метод, пособие. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1982.

2.  Волошенко А. А., Параскевич Г. В. Сборник упражнений по стилистике. -Минск, 1977.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 2003.

4. Голуб И. Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.-М., 1979.

5. Гольцова Н. Г., Ямкелевич Т. Е. Русский язык с элементами практической стилистики и основами редактирования. - М., 1974.

6. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка: Пособие для учителя. - Л., 1979.

7. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1994.

8.  Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.,1983.

9. Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы.-М., 1989.

10. Розенталь Д. Э. Русский язык для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 1998.

11. Петрякова А. Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов. -М., 2002.

12. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2003.

13. Справочник-практикум. Культура устной и письменной речи делового человека для самообразования. - М., 1997.

14. Тихонов А. Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку. - М., 1996.

Перечень ключевых слов

современный русский литературный язык

языковая традиция

норма

вариант

орфоэпия

фонетика

сильная позиция

слабая позиция

редукция

графика

ударение

нефиксированное (разноместное) ударение

подвижное ударение

акцентологические варианты

лексика

значение слова

сочетаемость (лексическая)

благозвучие речи

плеоназм

тавтология

паронимы

канцеляризмы

штампы

грамматическое значение слова

грамматическая форма слова

словосочетание

предложение

порядок слов

инверсия

редактирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Элективный курс "Функциональные стили современного русского языка"

Элективный курс для предпрофильного обучения....

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...