Авторская программа кружка "Что скрывает русский язык"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Программа кружка " Что скрывает русский язык" разработана для учащихся 6 класса. На занятиях изучаются орфоэпические нормы, история происхождения фразеологизмов и другие занимательные загадки русского языка. Ребята создают проекты по истории происхождения русских фамилий и городов.Заканчивается курс лингвистическим поединком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhka_tayny_russkogo_yazyka_klementeva_nn.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основу авторской рабочей программы кружка «Что скрывает русский язык» для 6-х, классов составлена на основании Приказа об утверждении УМК на 2022-2023 учебный год. №
Программа по внеурочной деятельности кружка «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 6 -х классов и разработана с учётом требований ФГОС. программе учитываются возрастные особенности учащихся 6-х классов. Их познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, начинает мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».
Цель программы:
- усилить мотивацию ребёнка к познанию русского языка;
- создать условия для формирования орфографических умений и навыков учащихся;
- развить кругозор и мышление;
- формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Задачи программы:
- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
- закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
- способствовать развитию творческих способностей школьников; - организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии;
- углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии.
Место программы кружка «Что скрывает русский язык» в учебной деятельности
Настоящая программа составлена на 33 часа в 6 классе. Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Принципы реализации программы: принцип связи данного курса с уроками русского языка, принцип систематичности в подаче языкового материала, принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся, принцип занимательности, принцип разнообразия форм и видов работы.
Основные технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- технология развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Формы проведения занятий:
- беседа;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, конкурсов, викторин, олимпиад, турниров, проблемных и творческих заданий;
- анализ текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию курса
К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;
знать:
- место русского языка в современном мире;
- историю русского языка;
- основные лингвистические термины и понятия;
- происхождение некоторых слов и выражений;
- иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
- применять полученные знания на практике;
- вести наблюдения над явлениями языка;
- творчески подходить к изучению русского языка;
- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться различными словарями;
- делиться опытом по изучению основных тем русского языка.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формулировать проблему;
- составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- находить главное и второстепенное в потоке информации;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет- ресурсов.
Коммуникативные УУД:
- Умело владеть письменной и устной формой общения;
- слушать и слышать других,
- принимать иную точку зрения;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:
- научности;
- наглядности;
- индивидуального подхода к учащимся;
- последовательности и систематичности в изложении материала;
- преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- связи теории с практикой;
- доступности;
- занимательности
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные;
- парные
Виды деятельности:
- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
- лингвистические игры и поединки;
- орфографическое лото;
- эстафеты;
-турниры;
- исследование;
- защита проектов.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- практическая;
- игровая.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются:
- технология проблемно-диалогического обучения
- технология развития критического мышления
- технологии личностно-ориентированного обучения
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Формы и виды контроля.
Формы контроля: творческие работы, проекты, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Система контроля: курс завершается лингвистическим поединком.
Методические рекомендации:
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1.Организационное занятие (1 ч.)
«По пути к русской письменности».
Раздел 2.Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (11 ч.).
Наш богатый и могучий русский язык. Ораторское искусство .Знакомимся со словарями. Знатоки пословиц. Крылатые выражения и афоризмы. Фразеологизмы.Исторические источники фразеологизмов.
Раздел 3. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.)
Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок. Как мы говорим. Орфоэпические нормы русского языка. Ударь по ударению. Орфоэпический конкурс.
Раздел 4. Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч.)
Морфемы русского языка. Заимствованные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составляем новые слова». Опасные согласные в приставках. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Как найти корни в словах. Орфографическое лото. Проект «Занимательная орфография». Проекты: «Откуда есть пошли русские фамилии», «История названий русских городов».
Раздел 5. Секреты морфологии, синтаксиса и пунктуации. (7 ч.) Самостоятельные и служебные части речи. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Глагол и наречие. Решение филологических задач. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Раздел 6. Речевой этикет (4 ч.)
Диалог, полилог. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Лингвистический поединок «Грамотеи». Итоговое занятие.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖКА «Что скрывает русский язык»
№ | № п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов |
Раздел 1.Организационное занятие. | 1 | ||
1 | 1.1 | «По пути к русской письменности». | 1 |
Раздел 2.Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология). | 11 | ||
2-3 | 2.1-2.3 | Наш богатый и могучий русский язык | 3 |
4 | 2.4 | Ораторское искусство | 1 |
5 | 2.5 | Знакомимся с различными видами словарей. | 1 |
6 | 2.6 | Знатоки пословиц | 1 |
7 | 2.7 | Виды словарей. | 1 |
8 | 2.8 | Омонимы. Омофоны, омографы, паронимы. | 1 |
9 | 2.9 | Крылатые выражения. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях русских писателей. | 1 |
10 | 2.10 | Фразеологизмы . Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы». | 1 |
11 | 2.11 | Исторические источники фразеологизмов. | 1 |
Раздел 3. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.) | 3 | ||
12 | 3.1 | Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок. | 1 |
13 | 3.2 | Как мы говорим. Орфоэпические нормы русского языка. | 1 |
14 | 3.3 | Ударь по ударению. Орфоэпический конкурс | 1 |
Раздел 4. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология.) | 9 | ||
15 | 4.1 | Морфемы русского языка. | 1 |
16 | 4.2 | Заимствованные морфемы в русском языке и их значение. | 1 |
17 | 4.3 | Практическая работа «Составляем новые слова». | 1 |
18 | 4.4 | «Если знаешь части слова, то напишешь всё толково» | 1 |
19 | 4.5 | Откуда И и Е в приставках ПРИ- и ПРЕ-. | 1 |
20 | 4.6 | Чтобы корень найти, родственные слова смотри | 1 |
21 | 4.7 | Проект «Занимательная орфография». | 1 |
22 | 4.8 | Проект «Откуда есть пошли фамилии на Руси» | 1 |
23 | 4.9 | Проект «История названий русских городов ». | 1 |
Раздел 5. Секреты морфологии, синтаксиса и пунктуации. | 7 | ||
24 | 5.1 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
25 | 5.2 | Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. | 1 |
26 | 5.3 | Употребление в речи глаголов, наречий. | 1 |
27 | 5.4 | История появления знаков препинания. | 1 |
28 | 5.5 | Решаем филологические задачи. | 1 |
29 | 5.6 | Практикум. Поставь на место знаки препинания | 1 |
30 | 5.7 | Предлагаю предложения. Учимся составлять текст. | 1 |
Раздел 6. Речевой этикет. | 3 | ||
31 | 6.1 | Диалог, полилог. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. | 1 |
32 | 6.2 | Будем взаимно вежливы. Эмоционально окрашенные слова | 1 |
33 | 6.3-6.4 | Лингвистический поединок «Грамотеи». Итоговое занятие. | 2 |
ИТОГО | 33 |
Список литературы
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
4. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
5. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
6. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
7. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г.
8. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
9. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
10. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторский элективный курс по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"
Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» – новая модель современного школьного курса для учащихся 10–11 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углу...
Авторская методическая система учителя русского языка и литературы
Актуальность создания методической системы, теоретическая база методической системы, содержание...
Авторский дидактический материал по русскому языку с этнокультурным компонентом для восьмого класса.
Тексты с этнокультурным компонентом....
Программа кружка по русскому языку "Живое слово"(авторская)
Программа предназначена для учащихся 9 класса, предполагает подготовку учащихся к творческому заданию ОГЭ....
Авторские практические задания по русскому языку как занимательный фрагмент ключевых этапов урока отработки умений и рефлексии (по программе 5 класса).
Практические стихотворные задания по некоторым темам 5 класса (русский язык). Актуальность этих заданий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Авторская программа Интенсивное развитие русского языка 5-6класс
Главная задача преподавания русского языка на современном этапе-целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата; прививать интерес к языку, выработать умение свободного влад...