Авторская программа кружка "Что скрывает русский язык"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Галандина Галина Мефодьевна

Программа кружка " Что скрывает русский язык" разработана для учащихся 6 класса. На занятиях изучаются орфоэпические нормы, история происхождения фразеологизмов и другие занимательные загадки русского языка. Ребята создают проекты по истории происхождения русских фамилий и городов.Заканчивается курс лингвистическим поединком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kruzhka_tayny_russkogo_yazyka_klementeva_nn.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основу авторской  рабочей программы кружка «Что скрывает русский язык»  для  6-х, классов составлена на основании Приказа об утверждении УМК на 2022-2023 учебный год. №

Программа по внеурочной деятельности кружка «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 6 -х классов и разработана с учётом требований ФГОС. программе учитываются возрастные особенности учащихся 6-х классов. Их познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, начинает мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».

Цель программы:

  • усилить мотивацию ребёнка к познанию русского языка;
  • создать условия для формирования орфографических умений и навыков учащихся;
  •  развить кругозор и мышление;
  •  формировать коммуникативные компетенции учащихся.

Задачи программы:

  • вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
  • закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
  • способствовать развитию творческих способностей школьников; - организовать во время занятий целенаправленное повторение учебного материала по орфографии;
  • углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики; освоение учащимися лингвистических знаний из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии.

Место программы кружка «Что скрывает  русский язык» в учебной деятельности

Настоящая программа составлена на 33 часа в 6 классе.  Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Принципы реализации программы: принцип связи данного курса с уроками русского языка, принцип систематичности в подаче языкового материала, принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся,  принцип занимательности, принцип разнообразия форм и видов работы.

Основные технологии:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • технология развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Формы проведения занятий:

  • беседа;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, конкурсов, викторин, олимпиад, турниров, проблемных и творческих заданий;
  • анализ текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию курса

 К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

знать:

  • место русского языка в современном мире;
  • историю русского языка;
  • основные лингвистические термины и понятия;
  • происхождение некоторых слов и выражений;
  • иметь представление о русском языке как системе;

уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • вести наблюдения над явлениями языка;
  • творчески подходить к изучению русского языка;
  •  разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;
  •  пользоваться различными словарями;
  • делиться опытом по изучению основных тем русского языка.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;
  • определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  •  осознание эстетической ценности русского языка;
  • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • формулировать проблему;  
  • составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • находить главное и второстепенное в потоке информации;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения; 
  •  пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет- ресурсов.

Коммуникативные УУД:

  • Умело владеть письменной и устной формой общения;
  • слушать и слышать других,
  • принимать иную точку зрения;
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

- лингвистические игры и поединки;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

-  технология развития критического мышления

-  технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Формы и виды контроля.

Формы контроля: творческие работы, проекты, аукцион знаний, практикум, мониторинг.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Система контроля: курс завершается лингвистическим поединком.

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1.Организационное занятие (1 ч.)

«По пути  к русской письменности».

Раздел 2.Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (11 ч.).

Наш богатый и могучий русский язык. Ораторское искусство .Знакомимся со словарями. Знатоки пословиц. Крылатые выражения и афоризмы. Фразеологизмы.Исторические источники фразеологизмов.

Раздел 3. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.)

Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок. Как мы говорим. Орфоэпические нормы русского языка. Ударь по ударению. Орфоэпический конкурс.

Раздел 4. Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч.)

Морфемы русского языка. Заимствованные  словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составляем новые слова». Опасные согласные в приставках.  Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Как найти корни в словах. Орфографическое лото. Проект «Занимательная орфография». Проекты: «Откуда есть пошли русские фамилии», «История названий русских городов».

Раздел 5. Секреты морфологии, синтаксиса и пунктуации.  (7 ч.) Самостоятельные и служебные части речи. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Глагол и наречие. Решение филологических задач. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. 

Раздел 6. Речевой этикет (4 ч.)

Диалог, полилог. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова. Лингвистический поединок «Грамотеи». Итоговое занятие.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КРУЖКА «Что скрывает русский язык»

п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов

Раздел 1.Организационное занятие.

1

1

1.1

 «По пути  к русской письменности».

1

Раздел 2.Тайны русского слова.  (Лексика. Фразеология).

11

2-3

2.1-2.3

Наш богатый и могучий русский язык

3

4

2.4

Ораторское искусство

1

5

2.5

Знакомимся  с различными видами  словарей.

1

6

2.6

Знатоки пословиц

1

7

2.7

 Виды словарей.

1

8

2.8

Омонимы. Омофоны, омографы, паронимы.

1

9

2.9

 Крылатые выражения.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях русских писателей.

1

10

2.10

Фразеологизмы .  Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы».

1

11

2.11

Исторические источники фразеологизмов.

1

Раздел 3. Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.)

3

12

3.1

Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок.

1

13

3.2

Как мы говорим. Орфоэпические нормы русского языка.

1

14

3.3

Ударь по ударению. Орфоэпический конкурс

1

Раздел 4. Загадки русского словообразования.

 (Морфемика. Словообразование. Этимология.)

9

15

4.1

Морфемы русского языка.

1

16

4.2

 Заимствованные морфемы в русском языке и их значение.

1

17

4.3

Практическая работа «Составляем новые слова».

1

18

4.4

«Если знаешь части слова, то напишешь всё толково»  

1

19

4.5

Откуда И и Е в приставках  ПРИ- и ПРЕ-.

1

20

4.6

Чтобы корень найти, родственные слова смотри

1

21

4.7

Проект «Занимательная орфография».

1

22

4.8

 Проект «Откуда есть пошли фамилии на Руси»

1

23

4.9

Проект «История названий русских городов ».

1

Раздел 5. Секреты морфологии, синтаксиса и пунктуации.

7

24

5.1

Самостоятельные и служебные части речи.

1

25

5.2

Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

1

26

5.3

Употребление в речи глаголов, наречий.

1

27

5.4

История появления знаков препинания.

1

28

5.5

Решаем филологические задачи.

1

29

5.6

 Практикум. Поставь на место знаки препинания

1

30

5.7

Предлагаю предложения. Учимся составлять текст.

1

Раздел 6. Речевой этикет.

3

31

6.1

Диалог, полилог. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

1

32

6.2

Будем взаимно вежливы. Эмоционально окрашенные слова

1

33

6.3-6.4

Лингвистический поединок «Грамотеи». Итоговое занятие.

2

ИТОГО

33

Список литературы

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.

3. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.

4. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.

5. Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.

6. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.

7. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993г.

8. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

9. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

10. Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский элективный курс по русскому языку "Всемогущий и занимательный синтаксис"

Программа элективного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис» – новая модель современного школьного курса для учащихся 10–11 классов. Рассчитана на 34 часа. Она построена в основном на углу...

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы

Актуальность создания методической системы, теоретическая база методической системы, содержание...

Программа кружка по русскому языку "Живое слово"(авторская)

Программа предназначена для учащихся 9 класса, предполагает подготовку учащихся к творческому заданию ОГЭ....

Авторские практические задания по русскому языку как занимательный фрагмент ключевых этапов урока отработки умений и рефлексии (по программе 5 класса).

Практические стихотворные задания по некоторым темам 5 класса (русский язык). Актуальность этих заданий....

Авторская программа Интенсивное развитие русского языка 5-6класс

Главная задача преподавания русского языка на современном этапе-целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата; прививать интерес к языку, выработать умение свободного влад...