Авторские практические задания по русскому языку как занимательный фрагмент ключевых этапов урока отработки умений и рефлексии (по программе 5 класса).
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Практические стихотворные задания по некоторым темам 5 класса (русский язык). Актуальность этих заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putilina_statya.docx | 72.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторские практические задания по русскому языку
как занимательный фрагмент ключевых этапов
урока отработки умений и рефлексии
(по программе 5 класса).
Автор: Путилина С.А., учитель русского языка и литературы.
Согласно современной типологии уроков вслед за уроком «открытия» нового знания следует урок отработки умений и рефлексии. Данный урок направлен на повышения качества усвоения учащимися учебного содержания.
Учителю, как никому другому, прекрасно известно, что урок отработки умений и рефлексии требует от него колоссальной подготовки с точки зрения подбора практического материала. Параллельно с этим данный вид урока является и наиболее продуктивным. Дети не просто тренируются в выполнении заданий. Они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.
Каждый ученик на данном уроке может идти по своему пути коррекции: учитель, вероятно, предложит оценить свои возможности и выбрать сложность заданий; или траектория работы будет одинаковая у всех, разным будет скорость в работе над упражнениями. Это зависит от разных факторов. Но, как бы ни строился урок отработки умений и рефлексии, я на любых его этапах стараюсь вводить задания, специально составленные мной и направленные на то, чтобы добавить в науку занимательный элемент, расслабляющий, раскрепощающий, заинтересовывающий.
Я сочиняю стихи. Это помогло придать моим заданиям определенный стиль. За восемь лет работы мне удалось сделать такие упражнения в своей педагогической деятельности традиционными.
Еще немного отступления. На сегодняшний день немало опубликовано дидактического материала в стихах. В основном стихи рассчитаны на начальную школу. Они презентуются как материал для наилучшего усвоения правила. В чем, на мой взгляд, не выигрышная позиция этих стихов? Это отсутствие практической части. Второй момент: подобные сочинения как раз не упрощают, затрудняют понимание. Ведь стихи – дело непростое, порой разрыв предложения на строчке, сбой ритма или рифмы требуют концентрации внимания именно на них, что отвлекает от содержания. Я не утверждаю, что мое мнение единственно верное, учителя начальной школы, грамотно отобрав подобные пробы пера, могут с долей разумности пользоваться ими.
Мое творчество направлено на другие цели. Я составляю практический материал в форме стихов. В данном выступлении я буду использовать только те упражнения, которые были созданы за последние два месяца, то есть за период работы в ГБОУ СОШ №2 в 5 «а» и 5 «г» классах.
Посмотрим наглядно, как выглядят и применяются авторские задания на ключевых этапах урока отработки умений и рефлексии (под ключевыми этапами имееются в виду те, которые предполагают практическую работу).
Этап мотивации. На этом этапе мы, учителя, создаем условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Урок «Многозначные слова. Средства художественной выразительности. Метафора. Эпитет. Олицетворение». Начало урока отработки умений и рефлекии– это эмоциональная мотивация и познавательная мотивация одновременно в данном ниже упражнении. Детям требуется послушать его. В данном четверостишии спрятана одна метафора, один эпитет, одно олицетворение. Необходимо их отыскать.
МЕТАФОРА. ЭПИТЕТ. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Огоньки ваших глаз на уроке горят.
Меня радуют теплые взгляды.
И пятерки за вас обо всем говорят:
Вы полученным знаниям рады!
Этап актуализации и пробного учебного действия. Готовим мышление учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднения в собственной деятельности.
Предлагаю ребятам стихи о сравнительном обороте. Необходимо расставить знаки препинания. В заключении работы осуществляется самопроверка и фиксируются ошибки. Ребята делают выводы: обособляют ли они верно сравнительный оборот в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце); все ли союзы узнают сравнительного оборота; видят ли они сравнительный оборот, когда союз находится в его середине.
Для вас я выделила жирным шрифтом сравнительные обороты, чтобы лишнего не задумываться. Обособьте их, пожалуйста, запятыми. Это будет полезно и нам с вами.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ.
Словно личное дело, сравнительный оборот.
Он, как художник, умело опишет что-то. И вот,
На волшебном как будто блюде,
Предмета любого суть.
Речь дельная, точно орудие!
Запятую поставь! Не забудь.
Еще одно задание на подобные учебные действия по теме «Обращение». Снова текст без запятых. Задача – расставить их.
ОБРАЩЕНИЕ.
Выделяйте обращения
На письме, друзья!
Нам дружить без обращения
Просто-напросто нельзя!
Звательный падеж, детишки,
В древнерусском был.
Но, девчонки и мальчишки,
Его заменил
Именительный падеж в роли обращения!
Боже, отче, старче -
Формы из забвения!
Вы, ребята, отыщите,
Обособьте обращения
В этом тексте. Получите
Пять за верное решение.
Здесь работа на выявление и обособление обращений, а также актуализация знаний по темам пунктуации: «Запятые при однородных членах», «Тире между подлежащим и сказуемым».
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Для данного этапа создаются такие задания, которые выполняются самостоятельно, к ним прилагается образец. Осуществляется самопроверка по эталону. Предполагается индивидуальная рефлексия достижения цели. Желательно создание (по возможности) ситуации успеха.
СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ОМОНИМЫ.
Образец:
Множество-уйма – синонимы.
Мокрый-сухой – то антонимы.
Мина и мина – омонимы.
Примеров отыщем сотни мы!
_____________________ – синонимы.
_____________________ – то антонимы.
_____________________ – омонимы.
Примеров отыщем сотни мы!
Ситуация успеха очевидна: можно сказать, ребенок сам создал стихотворение с примерами на изучаемую тему.
Предлагаю подобное задание. Только по антонимам. Нечетные строчки – антоним дан, четные строчки – антоним нужно домыслить по рифме.
АНТОНИМЫ.
Добрый – злой.
Испачкай - _____________.
День и ночь.
Это сын, это _____________.
Нелюдимый, антоним - «общительный».
Привлекательно и _____________.
То неряшливо, то аккуратно.
А к «туда» антоним - _____________.
Тот правдивый, а этот лживый.
Расточительный и _____________.
Неудачный, антоним – успешный.
Быстро, в противовес - _____________.
Отказывались – просили.
Уродливее - _____________.
Робкий, подбираем – смелый.
Неловкий, антоним -_____________.
Зной и холод.
Сытость и _____________.
Ум и глупость.
Щедрость и _____________.
Козел – коза.
Против - _____________.
Свежий – паркий.
Тусклый - _____________.
Полюбил – возненавидел.
Тот утешил, тот _____________.
Если медлим, антоним – гоним.
А антоним к слову «антоним»?
Этап включения в систему знаний. На этапе включения в систему знаний, где происходит подготовка к дальнейшему изучению. Можно использовать и предыдущее стихотворение про антонимы. В нем показана антонимия не только хорошо знакомых частей речи, но и тех, антонимы которых не подбирались ранее учащимися – предлогов (против-за); также используется материал из темы «Орфоэпия» (красИвее).
Еще стихи. На этапе включения в систему знаний отыскиваем синонимы к слову «Учили».
СИНОНИМЫ.
Мы синонимы изучали.
Правило разучивали.
Пары слов мы узнавали,
Зубрили их мы тучами.
Штудировали, усваивали
Мы тему эту сложную.
К контрольной не готовиться
Теперь, ребята, можно нам.
Ведь мы не опуская руки,
Дружно грызли гранит науки.
Готовимся к знакомству с фразеологизмами: на догадке пока строится возможность антонимии слова и фразеологизма. Становится интересно: как же так, ведь антонимы должны быть одной части речи? Вот он – поиск, вот оно – сомнение, вот она - заинтересованность.
Таким образом, смею предположить, что авторские задания стихотворного жанра являются занимательным фрагментом на любом этапе уроков отработки умений и рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое задание по русскому языку для 11 класса
Задание предназначается для практического выполнения заданий, которые проверяют знания выразительных средств языка, умение писать сочинение-рассуждение....
Урок в 5 классе «Что изучает история». Урок отработки умений и рефлексий.
Технологическая карта к уроку в 5 классе «Что изучает история». ...
Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс
В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных п...
Урок отработки умений и рефлексии по теме «BEI GABI ZU HAUSE. WAS SEHEN WIR DA?”
Класс: 5 (четвертый год обучения)Учебник: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, «Немецкий язык. 5 класс»Цель: закрепление и коррекция изученных способов действий по теме «Bei Gabi zu Hause. Was sehen wir da?» З...
Проектирование технологической карты урока отработки умений и рефлексии
Проектирование технологической карты урока отработки умений и рефлексии...
ЭОР Презентация к уроку отработки умений и рефлексии Starlight 8 module 2a
Урок деятельностного типа по теме "Мир будущего" в 8 классе (УМК Starlight 8 для школ с углубленным изучением английского языка) (ФГОС)Предметная цель урока: знать образование грамматических...
Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии "Окончание Смутного времени: последствия, восстановление власти"
Цель урока – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы на примере темы «Окончание Смутного времени: последствия, восс...