Авторские практические задания по русскому языку как занимательный фрагмент ключевых этапов урока отработки умений и рефлексии (по программе 5 класса).
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Путилина Светлана Александровна

Практические стихотворные задания по некоторым темам 5 класса (русский язык). Актуальность этих заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putilina_statya.docx72.19 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские практические задания по русскому языку

как занимательный фрагмент ключевых этапов

урока отработки умений и рефлексии

(по программе 5 класса).

 Автор: Путилина С.А., учитель русского языка и литературы.

Согласно современной типологии уроков вслед за уроком «открытия» нового знания следует урок отработки умений и рефлексии. Данный урок направлен на повышения качества усвоения учащимися учебного содержания.

Учителю, как никому другому, прекрасно известно, что урок отработки умений и рефлексии требует от него колоссальной подготовки с точки зрения подбора практического материала. Параллельно с этим данный вид урока является и наиболее продуктивным. Дети не просто тренируются в выполнении заданий. Они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.

Каждый ученик на данном уроке может идти по своему пути коррекции: учитель, вероятно, предложит оценить свои возможности и выбрать сложность заданий; или траектория работы будет одинаковая у всех, разным будет скорость в работе над упражнениями. Это зависит от разных факторов. Но, как бы ни строился урок отработки умений и рефлексии, я на любых его этапах стараюсь вводить задания, специально составленные мной и направленные на то, чтобы добавить в науку занимательный элемент, расслабляющий, раскрепощающий, заинтересовывающий.

Я сочиняю стихи. Это помогло придать моим заданиям определенный стиль. За восемь лет работы мне удалось сделать такие упражнения в своей педагогической деятельности традиционными.

Еще немного отступления. На сегодняшний день немало опубликовано дидактического материала в стихах. В основном стихи рассчитаны на начальную школу. Они презентуются как материал для наилучшего усвоения правила. В чем, на мой взгляд, не выигрышная позиция этих стихов? Это отсутствие практической части. Второй момент: подобные сочинения как раз не упрощают, затрудняют понимание. Ведь стихи – дело непростое, порой разрыв предложения на строчке, сбой ритма или рифмы требуют концентрации внимания именно на них, что отвлекает от содержания. Я не утверждаю, что мое мнение единственно верное, учителя начальной школы, грамотно отобрав подобные пробы пера, могут с долей разумности пользоваться ими.

Мое творчество направлено на другие цели. Я составляю практический материал в форме стихов. В данном выступлении я буду использовать только те упражнения, которые были созданы за последние два месяца, то есть за период работы в ГБОУ СОШ №2 в 5 «а» и 5 «г» классах.

Посмотрим наглядно, как выглядят и применяются авторские задания на ключевых этапах урока отработки умений и рефлексии (под ключевыми этапами имееются в виду те, которые предполагают практическую работу).

Этап мотивации. На этом этапе мы, учителя, создаем условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

 Урок «Многозначные слова. Средства художественной выразительности. Метафора. Эпитет. Олицетворение». Начало урока отработки умений и рефлекии– это эмоциональная мотивация и познавательная мотивация одновременно в данном ниже упражнении. Детям требуется послушать его. В данном четверостишии спрятана одна метафора, один эпитет, одно олицетворение. Необходимо их отыскать.

МЕТАФОРА. ЭПИТЕТ. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Огоньки ваших глаз на уроке горят.

Меня радуют теплые взгляды.

И пятерки за вас обо всем говорят:

Вы полученным знаниям рады!

Этап актуализации и пробного учебного действия. Готовим мышление учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднения в собственной деятельности.

Предлагаю ребятам стихи о сравнительном обороте. Необходимо расставить знаки препинания. В заключении работы осуществляется самопроверка и фиксируются ошибки. Ребята делают выводы: обособляют ли они верно сравнительный оборот в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце); все ли союзы узнают сравнительного оборота; видят ли они сравнительный оборот, когда союз находится в его середине.

Для вас я выделила жирным шрифтом сравнительные обороты, чтобы лишнего не задумываться. Обособьте их, пожалуйста, запятыми. Это будет полезно и нам с вами.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ.

Словно личное дело, сравнительный оборот.

Он, как художник, умело опишет что-то. И вот,

На волшебном как будто блюде,

Предмета любого суть.

Речь дельная, точно орудие!

Запятую поставь! Не забудь.

Еще одно задание на подобные учебные действия по теме «Обращение». Снова текст без запятых. Задача – расставить их.

ОБРАЩЕНИЕ.

Выделяйте обращения

На письме, друзья!
Нам дружить без обращения

Просто-напросто нельзя!

Звательный падеж, детишки,

В древнерусском был.

Но, девчонки и мальчишки,

Его заменил

Именительный падеж в роли обращения!

Боже, отче, старче -

Формы из забвения!

Вы, ребята, отыщите,

Обособьте обращения

В этом тексте. Получите

Пять за верное решение.

Здесь работа на выявление и обособление обращений, а также актуализация знаний по темам пунктуации: «Запятые при однородных членах», «Тире между подлежащим и сказуемым».

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Для данного этапа создаются такие задания, которые выполняются самостоятельно, к ним прилагается образец. Осуществляется самопроверка по эталону. Предполагается индивидуальная рефлексия достижения цели. Желательно создание (по возможности) ситуации успеха.

СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ОМОНИМЫ.

Образец:

Множество-уйма – синонимы.

Мокрый-сухой – то антонимы.

Мина и мина – омонимы.

Примеров отыщем сотни мы!

_____________________ – синонимы.

_____________________ – то антонимы.

_____________________ – омонимы.

Примеров отыщем сотни мы!

C:\Users\Acer\Desktop\авторские задания\IMG_20170130_084939.jpg

Ситуация успеха очевидна: можно сказать, ребенок сам создал стихотворение с примерами на изучаемую тему.

Предлагаю подобное задание. Только по антонимам. Нечетные строчки – антоним дан, четные строчки – антоним нужно домыслить по рифме.

АНТОНИМЫ.

Добрый – злой.

Испачкай - _____________.

День и ночь.

Это сын, это _____________.

Нелюдимый, антоним - «общительный».

Привлекательно и _____________.

То неряшливо, то аккуратно.

А к «туда» антоним - _____________.

Тот правдивый, а этот лживый.

Расточительный и _____________.

Неудачный, антоним – успешный.

Быстро, в противовес - _____________.

Отказывались – просили.

Уродливее - _____________.

Робкий, подбираем – смелый.

Неловкий, антоним -_____________.

Зной и холод.

Сытость и _____________.

Ум и глупость.

Щедрость и _____________.

Козел – коза.

Против - _____________.

Свежий – паркий.

Тусклый - _____________.

Полюбил – возненавидел.

Тот утешил, тот _____________.

Если медлим, антоним – гоним.

А антоним к слову «антоним»?

Этап включения в систему знаний. На  этапе включения в систему знаний, где происходит подготовка к дальнейшему изучению. Можно использовать и предыдущее стихотворение про антонимы. В нем показана антонимия не только хорошо знакомых частей речи, но и тех, антонимы которых не подбирались ранее учащимися – предлогов (против-за); также используется материал из темы «Орфоэпия» (красИвее).

Еще стихи. На этапе включения в систему знаний отыскиваем синонимы к слову «Учили».

СИНОНИМЫ.

Мы синонимы изучали.

Правило разучивали.

Пары слов мы узнавали,

Зубрили их мы тучами.

Штудировали, усваивали

Мы тему эту сложную.

К контрольной не готовиться

Теперь, ребята, можно нам.

Ведь мы не опуская руки,

Дружно грызли гранит науки.

Готовимся к знакомству с фразеологизмами: на догадке пока строится возможность антонимии слова и фразеологизма. Становится интересно: как же так, ведь антонимы должны быть одной части речи? Вот он – поиск, вот оно – сомнение, вот она - заинтересованность.

Таким образом, смею предположить, что авторские задания стихотворного жанра являются занимательным фрагментом на любом этапе уроков отработки умений и рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание по русскому языку для 11 класса

Задание предназначается для практического выполнения заданий, которые проверяют знания выразительных средств языка, умение  писать сочинение-рассуждение....

Урок в 5 классе «Что изучает история». Урок отработки умений и рефлексий.

 Технологическая карта к  уроку  в 5 классе «Что изучает история». ...

Типовые задания частей А, В, С2 ГИА по русскому языку на основе фрагментов текста романа М.А. Шолохова "Тихий Дон". 9-й класс

В процессе подготовки учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестации учителя используют множество текстов, находящихся в свободном доступе и представляющих из себя отрывки художественных п...

Урок отработки умений и рефлексии по теме «BEI GABI ZU HAUSE. WAS SEHEN WIR DA?”

Класс: 5 (четвертый год обучения)Учебник: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, «Немецкий язык. 5 класс»Цель: закрепление и коррекция изученных способов действий по теме «Bei Gabi zu Hause. Was sehen wir da?» З...

Проектирование технологической карты урока отработки умений и рефлексии

Проектирование технологической карты урока отработки умений и рефлексии...

ЭОР Презентация к уроку отработки умений и рефлексии Starlight 8 module 2a

Урок деятельностного типа по теме "Мир будущего" в 8 классе (УМК Starlight 8 для школ с углубленным изучением английского языка) (ФГОС)Предметная цель урока: знать образование грамматических...

Технологическая карта урока отработки умений и рефлексии "Окончание Смутного времени: последствия, восстановление власти"

Цель урока – формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы на примере темы «Окончание Смутного времени: последствия, восс...