Авторский дидактический материал по русскому языку с этнокультурным компонентом для восьмого класса.
учебно-методический материал (русский язык, 8 класс) по теме

Шарафутдинова Эндже Ильхамовна

Тексты с этнокультурным компонентом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_2012.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Текст №1

«Казань-городок - Москвы уголок» - эту поговорку слышал я впервые на почтовой станции, когда препровождался в Оренбург. Какой-то степняк, описывая великолепие города Казани, замкнул свое описание этою ловкою поговоркою. Сегодня увидел я издали Казань, и давно слышанная поговорка сама собою вспомнилась и невольно проговорилась. Едва пароход успел положить якорь, как я выскочил на берег, поместился за четвертак в татарской тележке и пустился в город.

Как издали, так и внутри Казань чрезвычайно живо напоминает собою уголок Москвы. Начиная с церквей, колоколен, до саек и калачей - везде увидишь влияние белокаменной Москвы. Даже башня Сююмбеки показалась мне сестрою Сухаревой башни.

Выйдя на улицу, я услышал глухой шум барабана и увидел толпу народа, провожавшего на казнь преступника. Я своротил в переулок и в числе бегущих смотреть эту гнусную процессию увидел молодую девушку с шарманкою за плечами и ободранного мальчика с тамбурином в руках. Мне сделалось не грустно, а как-то особенно скверно, и я опять взял за четвертак татарскую тележку и возвратился на пароход.

                                                                      ( По Т. Шевченко.)

      Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст
  2. Как можно озаглавить текст?
  3. К какому стилю и типу речи относится?
  4. О чем вас заставляет задуматься этот текст?
  5. Объясните знаки препинания в первом предложении.
  6. Определите связь предложений в последнем абзаце.

Ответы-ключи

2. «Великолепная  Казань»

3. Публицистический  стиль, рассуждение.

4. Текст заставляет меня задуматься о прошлом Казани.

5. Тире между подлежащим и сказуемым и перед указательным местоимением.

6. Цепная связь в последнем абзаце.

Задания:

  1. Прочитайте текст вслух.
  2. Найдите из текста слова с чередующимися гласными в корне.
  3. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  4. Выпишите из текста одиночные деепричастия.
  5. Выпишите три слова, в которых совпадает количество букв и звуков.

Ответы-ключи 

 2.  Положить, выскочил.

 3. Выйдя на улицу, я услышал глухой шум барабана и увидел толпу народа, провожавшего на казнь преступника.

 4. Описывая, выйдя.

 5. Пароход, башни, барабана.

Задания:

  1. Как вы думаете, кто автор текста? От чьего имени идет рассуждение?
  2. Какую поговорку он услышал и где?
  3. Что напоминает Казань?
  4. Напишите небольшое сочинение о Казани.

Ответы-ключи

  1. Т. Шевченко. От имени рассказчика.
  2. «Казань-городок - Москвы уголок», на почтовой станции.
  3. Казань напоминает уголок Москвы.

Текст №2

 Ночью побрызгал дождь, утро выдалось удивительно ясное. 

       С чувством легкости и чистоты на душе Гульшагида поднялась с постели, накинула халат и, ступая на цыпочки, чтобы не разбудить подруг, распахнула окно. Лицо, шею овеяло свежим, слегка влажным воздухом. Облокотясь о подоконник, девушка загляделась на нижнюю часть города. Казань еще не совсем проснулась. Улицы как бы дремали под розовой кисеей. Спокойствие и тишина властвовали над городом. Но вот первые лучи солнца скользнули по крышам и стенам самых высоких домов. Освещенные каменные громады вздымались, точно скалы. Дома пониже все еще стояли в тени. А вершины деревьев в садах и скверах, как бы окунувшись в расплавленное золото, сияли и лучились. Все кругом оставалось неподвижным. Не шелохнется Волга. Широко раскинулась величественная река. Пристани, высокие портальные краны, темно-зеленые горы на том берегу заколдованы утренней тишиной, погружены в глубокую задумчивость. Гульшагиде кажется, что она не из окна общежития смотрит, а парит в прозрачном воздухе, навстречу все еще пылающей утренней заре.

                                                                                       (По А.Абсалямову.)

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи.
  4. Произведите разбор выделенного предложения по частям речи и членам предложения.
  5. Из первого абзаца выпишите глаголы.
  6. Определите связь предложений в тексте.
  7. Объясните орфограммы в словах: подоконник, темно-зеленые, пылающей.

Ответы-ключи:

2. «Утренняя Казань»

3. Художественный стиль, описание.

 4. Ночью побрызгал дождь, утро выдалось удивительно ясное.

 5.  Побрызгал, выдалось.

 6. Цепная связь.

 7. Подоконник- окно, темно- зеленые – темный и зеленый, пылающий – пылать(причастие).

Задания:

  1. Прочитайте текст вслух.
  2. Подберите синоним к слову кисеей. К какому словарю будете обращаться?
  3. Выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом.
  4. Найдите из текста пять глаголов в прошедшем времени и выпишите их.
  5.  Выпишите из текста краткие причастия.

Ответы-ключи

2. Кисеей – тонкая ткань.  Словарь синонимов.

3.  Облокотясь о подоконник, девушка загляделась на нижнюю часть города.

 4.  Побрызгал,  выдалось, поднялась, накинула, распахнула.

 5.  Погружены, заколдованы.

Задания:

  1. Что вам особенно запомнилось?
  2. Как описывается улицы города? Какие словосочетания употребляется при описании? Определите главное и зависимое слово в словосочетаниях и определите способ связи.
  3. Сколько грамматических основ можно выделить в предложении: «С чувством легкости и чистоты на душе Гульшагида …?»
  4. Опишите вид Казани утром, дополнив личными наблюдениями.

Ответы-ключи:

  1. Описание утреннего города.
  2.  Спокойствие и тишина властвовали над городом, улицы еще дремали.
  3. 2
  4. Ночью был дождь, утро было удивительно ясное.

Текст №3

   Что-то простое, родное и близкое было во всем облике татарского аула и для меня, русского.. Раздольные зеленовато-голубоватые поля, овраги, деревянные дома, стоявшие вдоль речушки. Высокие редкие вязы и тополя с галдящими грачами. Табуны лошадей, рыж…е  жеребята, кусавшие, играя, друг друга за холки, больно щипл…щиеся гусаки на лугах( на)помнили о (за)дорном и веселом детс…ве. Серх забыл про великана, вспомнил о чем-то другом и снова заходил петухом.                                                                                                                                                                  В день сабантуя весь аул собрался на майдане. Трава здесь была чистая и зеленая, словно ковер, и люди сидели кольцом вокруг борцов. Начали самые старые батыры, потом взялись бороться мальчишки. Боролись весь день, к вечеру объявился чемпион. Длинный высокий парень в синем спортивном костюме. Он знал много приемов, видно, занимался где-то борьбой, и укладывал противников одного за другим на зеленый ковер. Теперь уж и побежденным давали вместе с яйцом куски материи, завлекая публику. И когда уж что-то очень долго не объявлялся напарник этому длинному, на поле выскочил Серх. Он скинул пиджак, взял полотенце — борьба шла на поясах — и, лихо пропустив полотенце в руке, проверил его на крепкость. Они совсем недолго боролись. Серх победил, он приподнял парня, готов был бросить его через себя и... вдруг поставил на место. Пожал ему руку и ушел.

                                                                                                 (Из Интернета)                                                                                                                                                                          

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте текст.
  2. Какие типы речи представлены в тексте.

а) описание

б) рассуждение

в) повествование

г) рассуждение и описание.

3. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки в выделенном предложении.

4. Выделите орфограммы в словах: деревянный, зеленовато – голубыми, длинному.

5. Выпишите из первого абзаца  местоимения (с предлогами и без предлогов).

6. В первом предложении определите грамматическую основу.

Ответы-ключи

1.»Сабантуй на майдане.»

2.Рассуждение и описание.

4. Прилагательное - деревянный  (исключение из правила пишется с двумя нн); зеленовато-голубыми  (сложное имя прилагательное на место дефис можно поставить союз и); длинному (образовано от существительного длина,  поэтому суффикс один н)

5.Что-то, во всем, для меня, о чем-то.

6.Что-то было.

Задания:

1.Прочитайте текст вслух. Укажите непонятные слова.

2. Определите стиль текста и тип речи.

3. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

4. Какие средства связи между предложениями используются в тексте?

5. Подберите синонимы к словам: овраг, дом, высокий.

6. Разберите по составу слова: щиплющиеся, кусавшие, куски.

7. Почему автор использует многоточие?

8. Найдите предложение из второго абзаца вводным словом и выпишите это предложение.

Ответы- ключи

1.Аул-деревня, майдан-площадь.

2.Художественный стиль.

4. Цепная связь.

5. Овраг-яма, дом-изба, высокий-длинный.

7. Потому что процесс сабантуя можно еще продолжить , поэтому автор использует многоточие.

8. Он знал много приемов, видно, занимался где-то борьбой, и укладывал противников одного за другим на зеленый ковер.

Задания:

1.Кто главные герои в тексте?

2. Перечислите  из второго абзаца 4 словосочетаний . Укажите главное слово. Какими частями речи выражены словосочетания.

3. Найдите из первого абзаца предложение, где есть деепричастие и причастие и выпишите.

4. Напишите небольшое сочинение на тему: «Сабантуй  в нашей деревне.»

Ответы-ключи

1.Участники сабантуя и автор текста.

2.Чистая  зеленая трава; старые батыры; длинный высокий парень;

зеленый ковер.

  3.Стоявшие,  галдящими, кусавшие, играя, щиплющиеся.

Текст №4

      Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию, сродни татарскому Сабантую. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

       В программе праздника - знакомство с городом мастеров, изделиями народных промыслов чуваш, изобразительного и прикладного искусства, выставка истории родного края «Район, в котором хочется жить», посещение чувашской деревни, дегустация национальных кулинарных изделий и напитков.

       Также состоятся чествование передовиков, спортивные соревнования, концерт мастеров искусств.

                                                                              (Из газеты «Знамя»)      

Задания:

1.Выразительно прочитайте текст.

2.Озаглавтье текст.

3.Определите тему, основную мысль текста.

4. Определите стиль и тип текста.

5.Выпишите из текста синоним к слову Акатуй.

6. Произведите разбор выделенного предложения по частям речи и членам предложения.

Ответы-ключи

2.«Акатуй»

3. Тема о чувашском национальном празднике Акатуй.

4. Публицистический стиль.

5. Акатуй-Сабантуй

Задания:

1.Прочитайте текст вслух.

2.Найдите предложение, заключающую главную мысль текста.

3.Выделите орфограмму в словах: весенние, торжественный.

4. Выпишите из первого абзаца качественные прилагательные.

5. Определите разряд местоимения – этот.

Ответы-ключи

2.Основная мысль выражена в  предложениях:  В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

3. Прилагательные – весенние (образовано от  существительного весна);

                                    Торжественный ( образовано от существительного торжество, поэтому прилагательные имеют суффиксы – енн)

4.Весенний( весеннее, - весенней), торжественный (- ее, - ей)

5. Местоимение этот – указательное.

Задания:

1.О чем текст? Что включает в себя программа Акатуя?

2.Когда отмечают Акатуй?

3. Что объединяет праздник?

4. Сравните, как проходят Акатуй и Сабантуй.

5. Напишите небольшое сочинение о празднике.

Ответы – ключи

1.О чувашском  празднике  Акатуй.      В программе праздника - знакомство с городом мастеров, изделиями народных промыслов чуваш, изобразительного и прикладного искусства, выставка истории родного края,  дегустация национальных кулинарных изделий и напитков, спортивные соревнования, концерт мастеров искусств.

2. Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

3. Праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов.

4.      Акатуй  - сродни татарскому Сабантую.

        Текст №5

Я вошел в кремль. От прежних двойных деревя(н,нн)ых стен и следа (не-)осталось нынешняя каме(н,нн)ая стена сохранила со времен Пугачевского погрома только три башни. В кремле распол..гается красивый зеленый дворец в котором живет губернатор стоящая рядом с ним церковь выдает (по)внешнему виду своему происхождение из бывшей мечети. Очаровательный сквер покрыл Кремлевскую площадь между дворцом с его колончатым фасадом и (снежно)бе-лым прекрасным телом Благовещенского собора. Это изящное строение с высокой колокольней соединившей в себе и татарское зодчество и московские постройки. Но лучший памятник Казани, ее главная достопри..чательность, полная оригинальности и восточности, - это башня Сююмбике. Это (много)этажный прекрасный минарет мечети старого ханского дворца поднимающ..ся целой системой башен сидящей одна на другой в виде пирамиды к своему шпилю, на котором бл..стит золотой шар. Башня поднялась на тридцать пять сажен и пр..дает много своеобразной красоты всему кремлю. Легенда рассказывает что молодая прекрасная царица Сююмбике, не в состояни.. пережить падение Казанского царства, бросилась в отчаяни.. с вершины этой башни. Отсюда смотрела она на свое погибающ.. царство на падающий восточный блеск и исчезнувшее теперь зодчество, от которого уцелел этот единстве(н,нн)ый чудный минарет.

(По В.Сидорову)

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите тип и речи и стиль.
  4. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
  5. Произведите разбор выделенного предложения по частям речи и членам предложения.
  6. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
  7. Выпишите  4 причастий и разберите их по составу.

Ответы-ключи  

2.«Кремлевская площадь»

3. Художественный стиль, повествование.

6. Располагается.

7. Стоящая, соединившей, поднимающийся, падающий.

Задания:

  1. Прочитайте текст вслух.
  2. Обозначьте орфограммы в суффиксах прилагательных.
  3. Найдите из текста сложные имена прилагательные.
  4. Найдите словосочетания со связью согласования-2;  управления -2; примыкания -2.
  5. Выпишите из текста наречие с приставкой и суффиксом.

Ответы-ключи

2.Орфограммы в прилагательных – деревянных,  единственный, многоэтажный.

3.Снежно-белым, многоэтажный.

4. Согласование – деревянных стен, красивый дворец;  управление – покрыл площадь, смотрела  зодчество; примыкание- выдает по –внешнему, придает много.

5. По- внешнему.

Задания:

  1. Опишите вид Кремля. Попробуйте передать рассказ от третьего лица.
  2. Какие здания входят в архитектурный комплекс Кремля?
  3. Найдите из текста прилагательное, который является исключением из правила.
  4. Какое время года, суток Казанский Кремль  вам кажется наиболее красивым?
  5.  Выпишите из  текста слова,  образованные  путем сложения основ.
  6. Что вы знаете о башне Сююмбике?

Ответы-ключи

2.Башня Сююмбикя, мечеть Куль  Шариф, зеленый дворец, церковь, Благовещенский собр.

3. Деревянных.

5. Снежно-белым, многоэтажный.

   

 

Курсовая работа

Шарафутдинова Эндже Ильхамовна

МБОУ «Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского района Республики Татарстан»

Казань

2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по русскому языку(диктант с грамматическим заданием) 5 класс.

Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием)....

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...