Авторский дидактический материал по русскому языку с этнокультурным компонентом для восьмого класса.
учебно-методический материал (русский язык, 8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Текст №1
«Казань-городок - Москвы уголок» - эту поговорку слышал я впервые на почтовой станции, когда препровождался в Оренбург. Какой-то степняк, описывая великолепие города Казани, замкнул свое описание этою ловкою поговоркою. Сегодня увидел я издали Казань, и давно слышанная поговорка сама собою вспомнилась и невольно проговорилась. Едва пароход успел положить якорь, как я выскочил на берег, поместился за четвертак в татарской тележке и пустился в город.
Как издали, так и внутри Казань чрезвычайно живо напоминает собою уголок Москвы. Начиная с церквей, колоколен, до саек и калачей - везде увидишь влияние белокаменной Москвы. Даже башня Сююмбеки показалась мне сестрою Сухаревой башни.
Выйдя на улицу, я услышал глухой шум барабана и увидел толпу народа, провожавшего на казнь преступника. Я своротил в переулок и в числе бегущих смотреть эту гнусную процессию увидел молодую девушку с шарманкою за плечами и ободранного мальчика с тамбурином в руках. Мне сделалось не грустно, а как-то особенно скверно, и я опять взял за четвертак татарскую тележку и возвратился на пароход.
( По Т. Шевченко.)
Задания:
- Выразительно прочитайте текст
- Как можно озаглавить текст?
- К какому стилю и типу речи относится?
- О чем вас заставляет задуматься этот текст?
- Объясните знаки препинания в первом предложении.
- Определите связь предложений в последнем абзаце.
Ответы-ключи
2. «Великолепная Казань»
3. Публицистический стиль, рассуждение.
4. Текст заставляет меня задуматься о прошлом Казани.
5. Тире между подлежащим и сказуемым и перед указательным местоимением.
6. Цепная связь в последнем абзаце.
Задания:
- Прочитайте текст вслух.
- Найдите из текста слова с чередующимися гласными в корне.
- Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
- Выпишите из текста одиночные деепричастия.
- Выпишите три слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
Ответы-ключи
2. Положить, выскочил.
3. Выйдя на улицу, я услышал глухой шум барабана и увидел толпу народа, провожавшего на казнь преступника.
4. Описывая, выйдя.
5. Пароход, башни, барабана.
Задания:
- Как вы думаете, кто автор текста? От чьего имени идет рассуждение?
- Какую поговорку он услышал и где?
- Что напоминает Казань?
- Напишите небольшое сочинение о Казани.
Ответы-ключи
- Т. Шевченко. От имени рассказчика.
- «Казань-городок - Москвы уголок», на почтовой станции.
- Казань напоминает уголок Москвы.
Текст №2
Ночью побрызгал дождь, утро выдалось удивительно ясное.
С чувством легкости и чистоты на душе Гульшагида поднялась с постели, накинула халат и, ступая на цыпочки, чтобы не разбудить подруг, распахнула окно. Лицо, шею овеяло свежим, слегка влажным воздухом. Облокотясь о подоконник, девушка загляделась на нижнюю часть города. Казань еще не совсем проснулась. Улицы как бы дремали под розовой кисеей. Спокойствие и тишина властвовали над городом. Но вот первые лучи солнца скользнули по крышам и стенам самых высоких домов. Освещенные каменные громады вздымались, точно скалы. Дома пониже все еще стояли в тени. А вершины деревьев в садах и скверах, как бы окунувшись в расплавленное золото, сияли и лучились. Все кругом оставалось неподвижным. Не шелохнется Волга. Широко раскинулась величественная река. Пристани, высокие портальные краны, темно-зеленые горы на том берегу заколдованы утренней тишиной, погружены в глубокую задумчивость. Гульшагиде кажется, что она не из окна общежития смотрит, а парит в прозрачном воздухе, навстречу все еще пылающей утренней заре.
(По А.Абсалямову.)
Задания:
- Выразительно прочитайте текст.
- Озаглавьте текст.
- Определите стиль и тип речи.
- Произведите разбор выделенного предложения по частям речи и членам предложения.
- Из первого абзаца выпишите глаголы.
- Определите связь предложений в тексте.
- Объясните орфограммы в словах: подоконник, темно-зеленые, пылающей.
Ответы-ключи:
2. «Утренняя Казань»
3. Художественный стиль, описание.
4. Ночью побрызгал дождь, утро выдалось удивительно ясное.
5. Побрызгал, выдалось.
6. Цепная связь.
7. Подоконник- окно, темно- зеленые – темный и зеленый, пылающий – пылать(причастие).
Задания:
- Прочитайте текст вслух.
- Подберите синоним к слову кисеей. К какому словарю будете обращаться?
- Выпишите из текста предложение с деепричастным оборотом.
- Найдите из текста пять глаголов в прошедшем времени и выпишите их.
- Выпишите из текста краткие причастия.
Ответы-ключи
2. Кисеей – тонкая ткань. Словарь синонимов.
3. Облокотясь о подоконник, девушка загляделась на нижнюю часть города.
4. Побрызгал, выдалось, поднялась, накинула, распахнула.
5. Погружены, заколдованы.
Задания:
- Что вам особенно запомнилось?
- Как описывается улицы города? Какие словосочетания употребляется при описании? Определите главное и зависимое слово в словосочетаниях и определите способ связи.
- Сколько грамматических основ можно выделить в предложении: «С чувством легкости и чистоты на душе Гульшагида …?»
- Опишите вид Казани утром, дополнив личными наблюдениями.
Ответы-ключи:
- Описание утреннего города.
- Спокойствие и тишина властвовали над городом, улицы еще дремали.
- 2
- Ночью был дождь, утро было удивительно ясное.
Текст №3
Что-то простое, родное и близкое было во всем облике татарского аула и для меня, русского.. Раздольные зеленовато-голубоватые поля, овраги, деревянные дома, стоявшие вдоль речушки. Высокие редкие вязы и тополя с галдящими грачами. Табуны лошадей, рыж…е жеребята, кусавшие, играя, друг друга за холки, больно щипл…щиеся гусаки на лугах( на)помнили о (за)дорном и веселом детс…ве. Серх забыл про великана, вспомнил о чем-то другом и снова заходил петухом. В день сабантуя весь аул собрался на майдане. Трава здесь была чистая и зеленая, словно ковер, и люди сидели кольцом вокруг борцов. Начали самые старые батыры, потом взялись бороться мальчишки. Боролись весь день, к вечеру объявился чемпион. Длинный высокий парень в синем спортивном костюме. Он знал много приемов, видно, занимался где-то борьбой, и укладывал противников одного за другим на зеленый ковер. Теперь уж и побежденным давали вместе с яйцом куски материи, завлекая публику. И когда уж что-то очень долго не объявлялся напарник этому длинному, на поле выскочил Серх. Он скинул пиджак, взял полотенце — борьба шла на поясах — и, лихо пропустив полотенце в руке, проверил его на крепкость. Они совсем недолго боролись. Серх победил, он приподнял парня, готов был бросить его через себя и... вдруг поставил на место. Пожал ему руку и ушел.
(Из Интернета)
Задания:
- Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте текст.
- Какие типы речи представлены в тексте.
а) описание
б) рассуждение
в) повествование
г) рассуждение и описание.
3. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки в выделенном предложении.
4. Выделите орфограммы в словах: деревянный, зеленовато – голубыми, длинному.
5. Выпишите из первого абзаца местоимения (с предлогами и без предлогов).
6. В первом предложении определите грамматическую основу.
Ответы-ключи
1.»Сабантуй на майдане.»
2.Рассуждение и описание.
4. Прилагательное - деревянный (исключение из правила пишется с двумя нн); зеленовато-голубыми (сложное имя прилагательное на место дефис можно поставить союз и); длинному (образовано от существительного длина, поэтому суффикс один н)
5.Что-то, во всем, для меня, о чем-то.
6.Что-то было.
Задания:
1.Прочитайте текст вслух. Укажите непонятные слова.
2. Определите стиль текста и тип речи.
3. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
4. Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
5. Подберите синонимы к словам: овраг, дом, высокий.
6. Разберите по составу слова: щиплющиеся, кусавшие, куски.
7. Почему автор использует многоточие?
8. Найдите предложение из второго абзаца вводным словом и выпишите это предложение.
Ответы- ключи
1.Аул-деревня, майдан-площадь.
2.Художественный стиль.
4. Цепная связь.
5. Овраг-яма, дом-изба, высокий-длинный.
7. Потому что процесс сабантуя можно еще продолжить , поэтому автор использует многоточие.
8. Он знал много приемов, видно, занимался где-то борьбой, и укладывал противников одного за другим на зеленый ковер.
Задания:
1.Кто главные герои в тексте?
2. Перечислите из второго абзаца 4 словосочетаний . Укажите главное слово. Какими частями речи выражены словосочетания.
3. Найдите из первого абзаца предложение, где есть деепричастие и причастие и выпишите.
4. Напишите небольшое сочинение на тему: «Сабантуй в нашей деревне.»
Ответы-ключи
1.Участники сабантуя и автор текста.
2.Чистая зеленая трава; старые батыры; длинный высокий парень;
зеленый ковер.
3.Стоявшие, галдящими, кусавшие, играя, щиплющиеся.
Текст №4
Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию, сродни татарскому Сабантую. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
В программе праздника - знакомство с городом мастеров, изделиями народных промыслов чуваш, изобразительного и прикладного искусства, выставка истории родного края «Район, в котором хочется жить», посещение чувашской деревни, дегустация национальных кулинарных изделий и напитков.
Также состоятся чествование передовиков, спортивные соревнования, концерт мастеров искусств.
(Из газеты «Знамя»)
Задания:
1.Выразительно прочитайте текст.
2.Озаглавтье текст.
3.Определите тему, основную мысль текста.
4. Определите стиль и тип текста.
5.Выпишите из текста синоним к слову Акатуй.
6. Произведите разбор выделенного предложения по частям речи и членам предложения.
Ответы-ключи
2.«Акатуй»
3. Тема о чувашском национальном празднике Акатуй.
4. Публицистический стиль.
5. Акатуй-Сабантуй
Задания:
1.Прочитайте текст вслух.
2.Найдите предложение, заключающую главную мысль текста.
3.Выделите орфограмму в словах: весенние, торжественный.
4. Выпишите из первого абзаца качественные прилагательные.
5. Определите разряд местоимения – этот.
Ответы-ключи
2.Основная мысль выражена в предложениях: В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
3. Прилагательные – весенние (образовано от существительного весна);
Торжественный ( образовано от существительного торжество, поэтому прилагательные имеют суффиксы – енн)
4.Весенний( весеннее, - весенней), торжественный (- ее, - ей)
5. Местоимение этот – указательное.
Задания:
1.О чем текст? Что включает в себя программа Акатуя?
2.Когда отмечают Акатуй?
3. Что объединяет праздник?
4. Сравните, как проходят Акатуй и Сабантуй.
5. Напишите небольшое сочинение о празднике.
Ответы – ключи
1.О чувашском празднике Акатуй. В программе праздника - знакомство с городом мастеров, изделиями народных промыслов чуваш, изобразительного и прикладного искусства, выставка истории родного края, дегустация национальных кулинарных изделий и напитков, спортивные соревнования, концерт мастеров искусств.
2. Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
3. Праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов.
4. Акатуй - сродни татарскому Сабантую.
Текст №5
Я вошел в кремль. От прежних двойных деревя(н,нн)ых стен и следа (не-)осталось нынешняя каме(н,нн)ая стена сохранила со времен Пугачевского погрома только три башни. В кремле распол..гается красивый зеленый дворец в котором живет губернатор стоящая рядом с ним церковь выдает (по)внешнему виду своему происхождение из бывшей мечети. Очаровательный сквер покрыл Кремлевскую площадь между дворцом с его колончатым фасадом и (снежно)бе-лым прекрасным телом Благовещенского собора. Это изящное строение с высокой колокольней соединившей в себе и татарское зодчество и московские постройки. Но лучший памятник Казани, ее главная достопри..чательность, полная оригинальности и восточности, - это башня Сююмбике. Это (много)этажный прекрасный минарет мечети старого ханского дворца поднимающ..ся целой системой башен сидящей одна на другой в виде пирамиды к своему шпилю, на котором бл..стит золотой шар. Башня поднялась на тридцать пять сажен и пр..дает много своеобразной красоты всему кремлю. Легенда рассказывает что молодая прекрасная царица Сююмбике, не в состояни.. пережить падение Казанского царства, бросилась в отчаяни.. с вершины этой башни. Отсюда смотрела она на свое погибающ.. царство на падающий восточный блеск и исчезнувшее теперь зодчество, от которого уцелел этот единстве(н,нн)ый чудный минарет.
(По В.Сидорову)
Задания:
- Выразительно прочитайте текст.
- Озаглавьте текст.
- Определите тип и речи и стиль.
- Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
- Произведите разбор выделенного предложения по частям речи и членам предложения.
- Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.
- Выпишите 4 причастий и разберите их по составу.
Ответы-ключи
2.«Кремлевская площадь»
3. Художественный стиль, повествование.
6. Располагается.
7. Стоящая, соединившей, поднимающийся, падающий.
Задания:
- Прочитайте текст вслух.
- Обозначьте орфограммы в суффиксах прилагательных.
- Найдите из текста сложные имена прилагательные.
- Найдите словосочетания со связью согласования-2; управления -2; примыкания -2.
- Выпишите из текста наречие с приставкой и суффиксом.
Ответы-ключи
2.Орфограммы в прилагательных – деревянных, единственный, многоэтажный.
3.Снежно-белым, многоэтажный.
4. Согласование – деревянных стен, красивый дворец; управление – покрыл площадь, смотрела зодчество; примыкание- выдает по –внешнему, придает много.
5. По- внешнему.
Задания:
- Опишите вид Кремля. Попробуйте передать рассказ от третьего лица.
- Какие здания входят в архитектурный комплекс Кремля?
- Найдите из текста прилагательное, который является исключением из правила.
- Какое время года, суток Казанский Кремль вам кажется наиболее красивым?
- Выпишите из текста слова, образованные путем сложения основ.
- Что вы знаете о башне Сююмбике?
Ответы-ключи
2.Башня Сююмбикя, мечеть Куль Шариф, зеленый дворец, церковь, Благовещенский собр.
3. Деревянных.
5. Снежно-белым, многоэтажный.
Курсовая работа
Шарафутдинова Эндже Ильхамовна
МБОУ «Ново-Чечкабская средняя общеобразовательная школа Буинского района Республики Татарстан»
Казань
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку для 9 класса
IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....
Дидактический материал по русскому языку в 9 классе
дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...
Дидактический материал по русскому языку в 7 классе
Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...
Дидактический материал по русскому языку(диктант с грамматическим заданием) 5 класс.
Дидактичекий материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа для 6 класса(диктант с грамматическим заданием)....
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь
В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...
Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...