Урок по русскому языку "Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Зоя Викторовна Панькова

Формировать умение правильно писать суффиксы существительных, свободно владеть научными терминами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_glasnye_v_suffiksah_ek_ik.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА « Гласные в суффиксах существительных  –ЕК  -ИК»

                 (6 класс. УМК. Учебник Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Под ред. Н. М. Шанского. — М.: Просвещение) ФГОС

Общая часть

Предмет

Русский язык

6 класс

Тема

«Написание суффиксов –ЕК-  -ИК- в именах существительных»

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

    Уметь определять алгоритм написания суффиксов –ЕК- -ИК-, -ЧИК- -ЩИК-,  О-Ё после шипящих, правильно определять морфемы и их значение,  производить синтаксический разбор предложений.

 Формировать и совершенствовать монологическую и   речь учащихся, умение находить в тексте основную мысль, средства выразительности, определяя их роль в тексте.  Давать связный ответ по определенной проблеме, аргументированно доказывая свою точку зрения.

  Развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость.      

Умение  быстро и качественно работать со справочными материалами, постановка    и решение проблемы;

Умение слушать учителя и друг друга.

      Умение  видеть связь русского языка с биологией, литературой, мультипликацией.

      Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

    Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

 Воспитание уважительного отношения к языку, миру животных.

   Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

      Развитие творческого  и критического мышления, наблюдательности, способности к  развитию и обогащению речи, стимулирование интеллектуального развития при подготовке к ГИА.

 Воспитание уважительного отношения к окружающим.

     Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Решаемые учебные проблемы

1.Получить  знания по теме «Написание суффиксов –ЕК-  -ИК- в именах существительных»

 2.Формировать умение правильно писать суффиксы существительных, свободно владеть научными терминами.

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Презентация, мультфильм (фрагмент)

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

http://www.youtube.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в  урок и создание условий для обобщения  материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного  результата

Вступительное слово учителя:  

Оргмомент

  -Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Каждый день всегда, везде-

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

 (обмен тетрадей, запись даты, орфограммы в дате)

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к обобщению  учебного материала.

Этап 2. Актуализация знаний по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных», «О-Ё после шипящих» .Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего обобщения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

1.- Тогда мы приступаем к нашей работе и по группам

  А) запишем транскрипцию слов:  ястреб, рвутся (букв больше, чем звуков), только (мягкость л обозначается Ь?), съем (все согласные твёрдые?), сберегают (первый звук З?), солдатский(одинаково ли кол-во букв и звуков?)

Б) расставить ударения: красивее, пломбировать, квартал, щавель, баловать, звонит, жалюзи, средства, украинский, ветеринария, комбайнер. (индивидуально)

В) Назовите слово с чередующейся гласной в корне? (коллективно)

Переходили, колышется, поклонился, девалась

Г) В каком слове написание приставки зависит от последующего звука?(коллективно)

Вспоминают, подъехал, обвёл, отъехал    (Презентация с заданиями слайд 2-3)

-Прошу ко мне одного помощника. На обратной стороне мы пишем диктант, а вы работаете самостоятельно, но сначала давайте вспомним, когда пишем О-Ё после шипящих? ( работа в группах, индивидуальная) Петуш…к, шапч…нка, подуш…чка, медвеж…нок, точ…чка, волч…нок, душ…чка, зайч…нок, червяч…к, доч…чка, лод…чка, пастуш…к.       (слайд 4)

 Выделить суффиксы Проверка

2 Когда мы пишем суффикс –ЧИК-? (Самостоятельная работа по группам).Обобщение и систематизация по орфограмме –ЧИК- -ЩИК-.   (слайд 5-6)

- В каком слове нет _ЧИК-?

-В каком слове есть –ЧИК-?     (слайд7-8)  

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Коллективная работа по презентации и работа в группе с алгоритмом определения написания суффиксов –ЧИК- -ЩИК-, о-ё после шипящих.

Методы обучения

Работа в группах, индивидуально, выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения, представление результатов работы индивидуально, в группе

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группах, индивидуально, коллективно.

Этап 3. Формулирование темы и  цели урока через постановку проблемного вопроса

Формирование конкретного образовательного материала

Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам  поможет материал для наблюдений.

Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое – то правило для их написания или нет.      ключик                замочек    

Запишите эти слова.

Какой частью речи являются эти слова? (эти слова имена существительные)

Какие корни в словах ключик, замочек? 

( –Ключ-, -замоч-)

 Выделите в каждом слове суффикс и укажите ударный или безударный гласный звук в нём.

( –ик, -ек –)

 (В суффиксе –ик безударный гласный звук, в суффиксе -ек –  тоже безударный)

  Сделаем вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ик –, -ек –?

 ( Гласные в суффиксах -ик –, -ек – надо проверять)

Кто теперь сможет озвучить тему нашего урока?                                (Слайд 9)  

(Правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек)

Определим цели урока, с чем должны познакомиться, чему должны научиться

(слова записаны на доске)

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Определение темы и цели (Запись темы на доске и в тетрадях)

4.Объяснение нового материала 

а) проблемный вопрос и Просмотр фрагмента  мультфильма

Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

- Посмотрим фрагмент мультфильма. (Просмотр отрывка мультфильма).

-У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик –  (нет) ключика.

Работа со слайдами. 10-11

Работа с учебником, чтение правила. Стр 156

5. Закрепление

А) Первичное закрепление

Б) фотодиктант

В) работа с текстом

  Упражнение 299  (на слайде) Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к,   василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, огурч…к

Один ученик по «Фразе»

(работа в группах)

проверка

     Проверка фотодиктанта

   Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

      Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч….к.

           В пр…роде ещё много секретов,   ключ…к  к  которым надо искать

Списать, выполнить синтаксический разбор первого  предложения

(рассуждение, запись с комментированием)

6. Подведение итогов урока (рефлексия, оценки за урок)

Закончи предложение:

     Сегодня на уроке я научился……..

Каким способом образовано имя  существительное, если используется суффикс?

Какое значение придают     существительным суффиксы  -ек, -ик?

- От чего зависит  выбор гласных Е и И в суффиксах –ек и –ик?

Коллективные ответы)

7. Домашнее задание

Упр. 300 правило с. 156, составить словарный диктант из 15 слов на изученную орфограмму



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс

Урок русского языка  «Употребление суффиксов существительных  –ЕК- и –ИК-» (5 класс) Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-; - развитие логического мышле...

конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"

    Тема: Несклоняемые имена существительные    Тип урока- изучение нового материала.  Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...

Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс

Данный ресурс  предназначен для  использования на уроках  русского языка в 6-ом классе. Это урок  изучения новых знаний, в ходе урока идёт  объяснение...

Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".

Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушев...

План урока по русскому языку.Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"

Цель: Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные...