Общая часть |
Предмет | Русский язык | 6 класс |
Тема | «Написание суффиксов –ЕК- -ИК- в именах существительных» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные Метапредметные Личностные |
Уметь определять алгоритм написания суффиксов –ЕК- -ИК-, -ЧИК- -ЩИК-, О-Ё после шипящих, правильно определять морфемы и их значение, производить синтаксический разбор предложений. Формировать и совершенствовать монологическую и речь учащихся, умение находить в тексте основную мысль, средства выразительности, определяя их роль в тексте. Давать связный ответ по определенной проблеме, аргументированно доказывая свою точку зрения. Развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость. | Умение быстро и качественно работать со справочными материалами, постановка и решение проблемы; Умение слушать учителя и друг друга. Умение видеть связь русского языка с биологией, литературой, мультипликацией. Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. | Воспитание уважительного отношения к языку, миру животных. Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Развитие творческого и критического мышления, наблюдательности, способности к развитию и обогащению речи, стимулирование интеллектуального развития при подготовке к ГИА. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
|
Решаемые учебные проблемы
| 1.Получить знания по теме «Написание суффиксов –ЕК- -ИК- в именах существительных» 2.Формировать умение правильно писать суффиксы существительных, свободно владеть научными терминами. |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, мультфильм (фрагмент) |
Методическое назначение средств ИКТ
| Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. |
Образовательные интернет-ресурсы
| http://www.youtube. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в урок и создание условий для обобщения материала |
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию художественного произведения. |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Вступительное слово учителя: Оргмомент -Долгожданный дан звонок, Начинается урок, Каждый день всегда, везде- На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. (обмен тетрадей, запись даты, орфограммы в дате) |
Методы обучения | Пропедевтическая беседа |
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности. |
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к обобщению учебного материала. |
Этап 2. Актуализация знаний по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных», «О-Ё после шипящих» .Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего обобщения материала. Организация обратной связи. |
Формирование конкретного образовательного материала | 1.- Тогда мы приступаем к нашей работе и по группам А) запишем транскрипцию слов: ястреб, рвутся (букв больше, чем звуков), только (мягкость л обозначается Ь?), съем (все согласные твёрдые?), сберегают (первый звук З?), солдатский(одинаково ли кол-во букв и звуков?) Б) расставить ударения: красивее, пломбировать, квартал, щавель, баловать, звонит, жалюзи, средства, украинский, ветеринария, комбайнер. (индивидуально) В) Назовите слово с чередующейся гласной в корне? (коллективно) Переходили, колышется, поклонился, девалась Г) В каком слове написание приставки зависит от последующего звука?(коллективно) Вспоминают, подъехал, обвёл, отъехал (Презентация с заданиями слайд 2-3)
-Прошу ко мне одного помощника. На обратной стороне мы пишем диктант, а вы работаете самостоятельно, но сначала давайте вспомним, когда пишем О-Ё после шипящих? ( работа в группах, индивидуальная) Петуш…к, шапч…нка, подуш…чка, медвеж…нок, точ…чка, волч…нок, душ…чка, зайч…нок, червяч…к, доч…чка, лод…чка, пастуш…к. (слайд 4) Выделить суффиксы Проверка 2 Когда мы пишем суффикс –ЧИК-? (Самостоятельная работа по группам).Обобщение и систематизация по орфограмме –ЧИК- -ЩИК-. (слайд 5-6) - В каком слове нет _ЧИК-? -В каком слове есть –ЧИК-? (слайд7-8) |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Коллективная работа по презентации и работа в группе с алгоритмом определения написания суффиксов –ЧИК- -ЩИК-, о-ё после шипящих.
|
Методы обучения | Работа в группах, индивидуально, выступление перед аудиторией. |
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения, представление результатов работы индивидуально, в группе |
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группах, индивидуально, коллективно. |
Этап 3. Формулирование темы и цели урока через постановку проблемного вопроса |
Формирование конкретного образовательного материала | Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам поможет материал для наблюдений. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое – то правило для их написания или нет. ключик замочек Запишите эти слова. Какой частью речи являются эти слова? (эти слова имена существительные) Какие корни в словах ключик, замочек? ( –Ключ-, -замоч-) Выделите в каждом слове суффикс и укажите ударный или безударный гласный звук в нём. ( –ик, -ек –) (В суффиксе –ик безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный) Сделаем вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ик –, -ек –? ( Гласные в суффиксах -ик –, -ек – надо проверять) Кто теперь сможет озвучить тему нашего урока? (Слайд 9) (Правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек) Определим цели урока, с чем должны познакомиться, чему должны научиться |
(слова записаны на доске)
| Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Определение темы и цели (Запись темы на доске и в тетрадях) |
| 4.Объяснение нового материала
а) проблемный вопрос и Просмотр фрагмента мультфильма |
Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек». - Посмотрим фрагмент мультфильма. (Просмотр отрывка мультфильма). -У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика. Работа со слайдами. 10-11 Работа с учебником, чтение правила. Стр 156
| 5. ЗакреплениеА) Первичное закреплениеБ) фотодиктантВ) работа с текстом | Упражнение 299 (на слайде) Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, кусоч…к, ларч…к, огурч…к Один ученик по «Фразе» | (работа в группах) проверка | Проверка фотодиктанта Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч….к. В пр…роде ещё много секретов, ключ…к к которым надо искать Списать, выполнить синтаксический разбор первого предложения |
(рассуждение, запись с комментированием) | 6. Подведение итогов урока (рефлексия, оценки за урок)
| Закончи предложение: Сегодня на уроке я научился…….. Каким способом образовано имя существительное, если используется суффикс? Какое значение придают существительным суффиксы -ек, -ик? - От чего зависит выбор гласных Е и И в суффиксах –ек и –ик? | Коллективные ответы) | 7. Домашнее задание | Упр. 300 правило с. 156, составить словарный диктант из 15 слов на изученную орфограмму |
|
|
|