Урок русского языка "Употребление суффиксов существительных -ЕК- и -ИК-" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка «Употребление суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-» (5 класс)
Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-;
- развитие логического мышления;
- совершенствование связной устной речи;
- развитие активной позиции школьников в учебном процессе
Педагогические технологии: - игровые; - деятельностный подход
Ход урока
1. Организационный момент (тему урока не записываем; позже дети сами сформулируют тему урока)
2. Проверка домашнего задания. Задание: образовать существительные с помощью суффиксов –чик- и –щик-.
Образец: мороженое- мороженщик
времена- временщик
смена- сменщик
оценка- оценщик
керосин- керосинщик
бетон- бетонщик
Выделяем суффиксы.
Учитель: Почему вы не написали Ь между буквами Н и Щ? А почему вы все слова образовали с помощью суффикса –ЩИК-? Повторяем правило.
Новая тема. Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы тему урока вы сформулировали сами. А я вам помогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_upotreblenie_suffiksov_sushch._ek_i_ik_5_klass.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Употребление суффиксов существительных –ЕК- и –ИК-» 5 класс
Цели: - усвоение правила правописания суффиксов –ек- и –ик-;
- развитие логического мышления;
- совершенствование связной устной речи;
- развитие активной позиции школьников в учебном процессе
Педагогические технологии: - игровые; - деятельностный подход
Ход урока
- Организационный момент (тему урока не записываем; позже дети сами сформулируют тему урока)
- Проверка домашнего задания. Задание: образовать существительные с помощью суффиксов –чик- и –щик-.
Образец: мороженое- мороженщик
времена- временщик
смена- сменщик
оценка- оценщик
керосин- керосинщик
бетон- бетонщик
Выделяем суффиксы.
Учитель: Почему вы не написали Ь между буквами Н и Щ? А почему вы все слова образовали с помощью суффикса –ЩИК-? Повторяем правило.
- Новая тема. Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы тему урока вы сформулировали сами. А я вам помогу. Посмотрите на доску, написаны словосочетания:
электрический фонар…к
карманный словар…к
ласковый ребёноч…к
красивый веноч…к
Как вы думаете, какие буквы пропущены? (отвечают не всегда правильно)
А в какой морфеме пропущены буквы? ( в суффиксе)
Может быть, кто-то из вас готов сформулировать тему урока? (формулируют, записываем в тетради)
Учитель: Ребята, а вот теперь давайте подумаем с вами, какие же буквы должны быть написаны в этих словах. Давайте я вам подскажу. Рядом со словами запишем формы слов в родительном падеже:
фонарика
словарика
ребёночка
веночка
Теперь вы сможете ответить, когда пишется суффикс –ек-, а когда- -ик- (ребята проговаривают правило)
Учитель: Молодцы. А теперь давайте прочитаем правило в учебнике (читаем) А я вам ещё и сказку расскажу про эти суффиксы:
В одном сказочном городе жили-были суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, хорошо учился и не пропускал занятия. А его друг, суффикс –ЕК-, оказался самым настоящим прогульщиком. Вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Однажды Е снова убежал. И тогда учитель, потерявший терпение, решил считать Е беглым гласным в суффиксе –ЕК-. И сейчас, когда мы начинаем склонять существительные с суффиксом –ЕК-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Например: замочек- замочка, платочек- платочка, но мячик- мячика (сказку я взяла из книги В.В.Волгиной «Веселая грамматика. Словообразование. Состав слова. Сложные слова» Изд.Дрофа Москва 2003)
Рисуем иллюстрацию к сказке.
4. Закрепление материала. Выполнение упражнения ( с объяснением, выделяем орфограмму)
Образец записи на доске: молоток- молоточек- молоточка
карандаш- карандашик- карандашика
росток- росточек- росточка
песок- песочек- песочка
лист- листик- листика
коробок- коробочек- коробочка
звонок- звоночек- звоночка
цветок- цветочек- цветочка
- Проверка усвоения материала.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат листочки, на которых нарисован поезд. В каждый вагончик поезда вы должны поместить пассажиров- суффиксы –ек- или –ик-, вписать их названия в вагончики. Но не перепутайте! Я буду говорить слова с суффиксами, а вы вписывать только суффиксы.
В вагонах надписи: 1-ик; 2-ек; 3-ик; 4-ек; 5-ек; 6-ик; 7-ик; 8-ек
1.бумажный кораблИК
2.новый чайничЕК
3.махровый халатИК
4.игрушечный ножичЕК
5.металлический ящичЕК
6.железный гвоздИК
7.маленький коврИК
8.низкий порожЕК
Проверяем работу, разбираем слова, в которых были допущены ошибки.
- Учитель: А теперь я вам предлагаю решить кроссворд. В нем все слова с суффиксами –чик-, -щик-, -ек-, -ик-. Но вам эти темы знакомы, поэтому вам несложно будет разгадать все слова.
Задание к кроссворду: замените словосочетания существительными с суффиксами –ек-, -ик-, -щик-, -чик-.
- специалист по каменной кладке (каменщик)
- тот, кто управляет самолетом (летчик)
- небольшой карандаш (карандашик)
- маленький человек (человечек)
- специалист по переводу с иностранного языка (переводчик)
- специалист, занимающийся переплетом книг (переплетчик)
- специалист по литейному делу (литейщик)
- у кота нос, а у котенка…(носик)
Кроссворд
|
|
|
|
|
| 3 |
| 6 |
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Подведение итогов урока. Что нового узнали? Что повторили?
- Отметки за урок. Объяснение домашнего задания.
Учитель: Ребята, я вас прошу на листочках (они у вас на партах лежат) написать свое мнение о домашнем задании. Каким вам кажется домашнее задание? Выберите из предложенных вариантов и подчеркните:
Короткое/длинное
понятное/непонятное
полезное/бесполезное
интересное/скучное
легкое/трудное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Урок-исследование по русскому языку...
Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик. Тренажёр. 6 класс.
Ссылка для скачивания ресурса:http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=329031&d_no=350436&ext=Attachment.aspx?Id=177205Ресурс включает пояснительную записку, дидактический материал, интеракт...
Конспект урока по теме «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик». 6 класс
Данный ресурс предназначен для использования на уроках русского языка в 6-ом классе. Это урок изучения новых знаний, в ходе урока идёт объяснение...
Урок русского языка "Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик -"
Разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Урок русского языка "Суффикс" (5 класс)
Урок русского языка...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА « Гласные в суффиксах существительных –ЕК -ИК» (6 класс. УМК. Учебник Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык.
Класс6ПредметРусский языкТема урокаГласные в суффиксах существительных –ЕК -ИКТип урокаУрок открытия новых знанийЦель урокапознакомить обучающихся с правилом правописание гласн...
Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик- »
Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик- »...