План -конспект урока "Выделительные знаки препинания при обращении"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrytyy_urok_obrashchenie.docx | 21.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Выделительные знаки препинания при обращении
Урок построен по программе Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
Цель урока: создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания.
Задачи:
- обучающие: сформировать представление о способах выражения обращения, дать представление о распространенных обращениях, правилах выделения обращения в устной речи и на письме на основе организации самостоятельной, групповой работы с учебником и ЭОР;
- развивающие: сформировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации произносить предложения с обращениями, находить распространенные и нераспространенные обращения в тексте;
- воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, формировать интерес к работе с языковым материалом через поэтические тексты, воспитывать любовь к родному языку, Родине, культуре.
Тип урока: комбинированный (решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока).
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая .
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, , учебник, раздаточный материал, учебник для общеобразовательных учреждений (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2016 г.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация знаний
(Песня “Родина моя” - отрывок в исполнении Ротару) - + видеофильм
- Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?
- Кому обращены слова автора песни?
- Прочитайте предложения выразительно. – Слайд 1
- Что вы выделили голосом?
- Что такое обращение? (проверка д/з)
3. Целеполагание
- Что мы должны знать, чтобы правильно написать предложение с обращением?
Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении”. – Слайд 2
Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели.
- Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.) – Слайд 2 (второй клик)
- Где вы сможете применить полученные знания?
- Вместо тетради мы сегодня воспользуемся рабочими листами. Приложение 1..Запишите тему урока.
4. Изучение нового материала (исследовательская работа)
Сейчас мы приступаем к работе в парах . Для того чтобы составить полный портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 3 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5
Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.
Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе! – Слайд 3
Слайд 4 – фон для работы
5. Защита исследовательской работы
- 1 группа - выясняла, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения..
- 2 группа – расскажет о знаках препинания при обращении.
- 3 группа – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.
(представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные учителем слайды) – слайды 5-6-7
Составление кластера. – Слайд 8
6. Самостоятельная работа Выполнение задания №2 (задание в рабочем листе. Это региональный компонет – Стихи наших бичурских поэтов, малокуналейского поэта Бориса Каурова и выпускника нашей школы Виктора Панькова.
Найдите обращения, выделите их, расставьте знаки препинания.
7. Решение проблемной ситуации
Ребята, а почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? (имена собственнные и нарицательные) А как же быть со словом Родина?.... О какой родине мы с вами говорили в начале урока?........
Конечно, наша с вами малая родина – это наша республика, наше село, где мы живем. – слайд (можно картинку заменить)
8. Просмотр видеурока «Обращение» - в ходе урока вы определили «Что такое обращение?». Сейчас мы посмотрим видеурок и определим всё ли мы отметили в свое работе, или что то ещё упустили, а может быть ещё не знаем и нам предстоит это узнать.
9. Разминка
Никогда не забывайте «волшебное» правило
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
10. Закрепление темы.
Работа с тестами.
- Интерактивный тест по теме «Обращение»
- Тест ОГЭ
10. Рефлексия.
Понял материал – 5
Затрудняюсь - 4
Не понял - 3
11. Подведение итогов
Оценивание за урок
За тестирование
12. Домашнее задание – слайд 20
Предлагаю и вам в качестве домашнего задания сочинить небольшое стихотворение или несколько предложений о родине, используя обращения. А также, пользуясь схемой, составленной нами на уроке, и материалами учебника составьте связный рассказ на тему “Обращение”.
§ 57
13. Заключение
Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – слайды 15-16
“Друзья мои, прекрасен наш союз!”
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....
Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...
урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении"
конспект урока...
Конспект урока по русскому языку в 5 класс. "Обращения. Знаки препинания при обращении"
Знакомство с обращением в игровой форме...
Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...