План -конспект урока "Выделительные знаки препинания при обращении"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Зоя Викторовна Панькова

Создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrytyy_urok_obrashchenie.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Выделительные знаки препинания при обращении

Урок построен по программе Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Цель урока: создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания.

Задачи:

  • обучающие: сформировать представление о способах выражения обращения, дать представление о распространенных обращениях, правилах выделения обращения в устной речи и на письме на основе организации самостоятельной, групповой работы с учебником и ЭОР;
  • развивающие: сформировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации произносить предложения с обращениями, находить распространенные и нераспространенные обращения в тексте;
  • воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, формировать интерес к работе с языковым материалом через поэтические тексты, воспитывать любовь к родному языку, Родине, культуре.

Тип урока: комбинированный (решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая .

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, , учебник, раздаточный материал, учебник для общеобразовательных учреждений (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2016 г.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

(Песня “Родина моя” - отрывок в исполнении Ротару) - + видеофильм

- Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?

- Кому обращены слова автора песни?

- Прочитайте предложения выразительно. – Слайд 1

- Что вы выделили голосом?

- Что такое обращение? (проверка д/з)

3. Целеполагание

- Что мы должны знать, чтобы правильно написать предложение с обращением?

Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении”. – Слайд 2

Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели.

- Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.) – Слайд 2 (второй клик)

- Где вы сможете применить полученные знания?

- Вместо тетради мы сегодня воспользуемся рабочими листами. Приложение 1..Запишите тему урока.

4. Изучение нового материала (исследовательская работа)

Сейчас мы приступаем к работе в  парах . Для того чтобы составить полный портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 3 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5

Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.

Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе! – Слайд 3

Слайд 4 – фон для работы

5. Защита исследовательской работы

  • 1 группа - выясняла, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения..
  • 2 группа – расскажет о знаках препинания при обращении.
  • 3 группа – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.

(представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные учителем слайды) – слайды  5-6-7

Составление кластера. – Слайд  8

6.  Самостоятельная работа Выполнение задания №2    (задание  в рабочем листе. Это региональный компонет – Стихи наших бичурских поэтов,  малокуналейского поэта Бориса Каурова  и выпускника нашей школы Виктора Панькова.

Найдите обращения, выделите их, расставьте знаки препинания.

7.  Решение проблемной ситуации

Ребята, а почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? (имена собственнные  и нарицательные)    А как же быть со словом Родина?.... О какой родине мы с вами говорили в начале урока?........

Конечно, наша с вами малая родина – это наша республика, наше село, где мы живем. – слайд  (можно картинку заменить)

8.    Просмотр видеурока «Обращение» - в ходе урока вы  определили «Что такое обращение?».   Сейчас мы посмотрим видеурок и определим всё ли мы отметили в свое работе, или что то ещё упустили, а может быть ещё не знаем и нам предстоит это узнать.

9. Разминка

Никогда не забывайте  «волшебное» правило

Всем нам при общении

 Поможет обращение.

 К людям, звёздам или птицам

 Можно смело обратиться.

 Только, друг, не забывай:

 Запятые расставляй.

10.  Закрепление темы.

Работа с тестами.  

  1. Интерактивный тест по теме «Обращение»
  2. Тест ОГЭ

10.  Рефлексия.

Понял материал – 5

Затрудняюсь  - 4

Не понял  - 3

11.  Подведение итогов

Оценивание  за урок

За тестирование

12. Домашнее задание – слайд 20

Предлагаю и вам в качестве домашнего задания сочинить небольшое стихотворение или несколько предложений о родине, используя обращения. А также, пользуясь схемой, составленной нами на уроке, и материалами учебника составьте связный рассказ на тему “Обращение”.

   § 57

13. Заключение

Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – слайды 15-16

“Друзья мои, прекрасен наш союз!”

 Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...