Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
план-конспект урока (6 класс)
Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 193.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Цель: дать понятие о синтаксической единице – обращении, его существенных признаках.
Задачи: - развивать умение находить обращения в текстах, выделять знаками препинания – в письменной речи, звательной интонацией – в устной речи;
- коррекция внимания через выполнение практических упражнений;
- развитие устной речи через выразительное чтение.
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Введение в тему
- Имя, какой сегодня день недели?
- Имя, назови месяц.
- Имя, назови время года за окном.
- Проверим, кто обнаружил что-то общее в моих предложениях
- И снова я вынуждена обратиться к вам, будьте внимательнее!
- Да, я обратилась к вам по имени, прежде чем задать вопрос. Обратилась для того, чтобы привлечь внимание того, к кому я задаю вопрос.
- И тема урока будет звучать….
Обращение – слово или несколько слов, обозначающее того, к кому обращаются с речью. На письме обращение выделяется запятой, а в устной речи – звательной интонацией.
Обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения.
Обращение НЕ является членом предложения.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Задание №1
(д,Д)евочка (ж,Ж)еня, (г,Г)ород (б,Б)огородск, (п,П)ес (б,Б)арборс, (и,И)ванов, (м,М)альчик (в,В)аня.
- Какое правило мы вспомнили? Правописание имен существительных собственных. ПРАВИЛО: Имена существительные собственные пишем с большой буквы.
- Подчеркните слова, спомощью которых мы обратимся с просьбой.
Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения.
Работа по теме. Задание №2. на слайде
Задание №3
Выборочный диктант. Выписать цифры предложений с обращениями. Расставьте запятые в предложениях с обращениями прямо на доске.
Раздаточный материал: большие 2 запятые.
1. Не трещите морозы в заповедном бору.
2. К утру мороз крепчал.
3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
4. Муравьи санитары леса.
5. Ребята, давайте жить дружно.
6. Ребята собрались в поход.
7.Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?
8. Подкралась осень незаметно.
9. Песню эту пронесем друзья по свету.
10. Друзья познаются в беде.
Запишите в тетрадь предложение, где обращение стоит по середине.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Практическое задание
- Кого мы называем культурным человеком?
- Ребята, в устной речи мы обращаемся к родителям, к товарищам, учителям, знакомым, к водителю в автобусе… Запомните: очень важно кто к кому и как обращается.
- Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.
Легко ненароком обидеть человека. Бабушка, та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь её небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.
Катя расскажет историю о девочке, от которой отвернулась даже кошка.
«Жила очень веселая девочка по имени Тошка. Ни с кем она не могла поладить. Не успела она записать задание по математике. Она обратилась к отличнику Коробкину: «Короб, Короб. Эй, дай задание по математике записать».
- «Лучше отойди»,- сердито ответил одноклассник. После школы Таня должна была пойти в молочный магазин. Решила попросить у соседки бидон: «Салютик, бабуся, забыла, как вас зовут. Нет ли у вас бидончика?»
- «Мне некогда»,- ответила соседка.
На улице она увидела кошечку и захотела проявить доброту: «Эй, ты, животное, молока хочешь»?Голодная кошка посмотрела на Таню и отвернулась.
- Как вы думаете, почему Тошке не везло?
Ответы детей: «Тошка не умела правильно обращаться к людям. Нельзя так грубо обращаться не только к людям, но и животным».
А как же правильно?
«Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, лучше начать с фразы: «Простите пожалуйста. Будьте добры. Скажите, пожалуйста…»
К знакомым нужно обращаться по имени.
Нельзя говорить «он, она» не только по отношению к посторонним, но и об отце, матери и т. д.
Нельзя незнакомых называть «дядя, бабушка». Такие обращения годятся только для родственников».
Подумайте Тошка – это имя или кличка? «В словаре дается значение слова «кличка»: имя домашнего животного. Но мы люди, а не животные. Зачем нам клички?.
Задание. Речевые ситуации
Задание: разыграть, используя обращение, этикетные формулы (слайд)
1. Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).
(- Ваня, меня пригласил друг на день рождения к 5 часам. Не мог бы ты погулять с собакой. - Пожалуйста, Петя. Погуляю, а ты иди на день рождение)
2. Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.
(Имя, сделай одолжение, объясни, как найти х в примере/ Имя, помоги мне пожалуйста)
3. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.
4. Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы («передайте пожалуйста/ будте добры/ не могли бы вы)
Вывод: Будем помнить, мало быть грамотным человеком, очень важно быть человеком культурным. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Какую тему мы изучали на уроке?
- Что нового узнали?
РЕФЛЕКСИЯ
- Оцените свою работу на уроке. Используя рефлексивный экран:
- Сегодня я узнал(а)…
- Теперь я могу….
- Я научился (ась)..
- Урок дал мне для жизни…
- Я расскажу родителям…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...
Обращение. Знаки препинания при обращении
Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71 ОТКРЫТЫЙ...
урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.
Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....
ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.
Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...
Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...