Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Михеева Инна Николаевна

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской

 

Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.

Обращения в лирике ненецких писателей.

Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obrashchenie.rar23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской

Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.

Обращения в лирике ненецких писателей.

Учитель русского языка и литературы

   МБОУ СОШ №5 г Нарьян-Мара-

Михеева Инна Николаевна

Цели:

Образовательная:                                                                                                                                           уметь находить обращение в предложении;                                                                                                 отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением;                            использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью;                                                                                                                                                       выразительное чтение предложений с обращением;                                                                                             показать способы использования обращений в различных стилях речи.                                       Развивающая:                                                                                                                                               развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи.                                                 Воспитывающая:                                                                                                                                            воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.  

                                                                       Ход урока

Учитель  :                                                                                                                                                         -Ребята, у нас сегодня необычный урок- урок русского языка и литературы.(слайд 1)

 И начала я его как будто бы обычно, так я начинаю урок каждый день. Но сегодня мы обратим более пристальное внимание на эту фразу. Что она содержит?

По-другому я не могу обратиться к вам. (слайд 2)                                                                                              Тема урока “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике ненецких писателей”.                  Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.

Чтение стихотворения:                                                                                                                                     Всем нам при общении

  Поможет обращение.

  К людям, звёздам или птицам  

  Можно смело обратиться.

  Только, друг, не забывай:

  Запятые расставляй!

Тема нашего урока: «Обращение. Знаки препинаний  при обращении. Обращение в лирике ненецких писателей.»  (слайд 3, 4)

-Как вы думаете, что такое обращение?

Давайте проверим.  ( слайд 5)

Жизнь обращений сегодня (слайд 6)

  • В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков; например, в Польше - пан и пани, в Испании - сеньор, сеньора, во Франции - мадам, месье и т.п.
  • Есть ли традиционные обращения в нашей стране?

Слайд 7, 8, 9 (Обратитесь правильно)

  1. К девушке.
  2. К слушателям.
  3. К товарищам.

Вывод: 

слайд 10

 

Правила делового обращения: (слайд 11)

  • обращаться необходимо вежливо, на “ВЫ"
  • к хорошо знакомым собеседникам обращаться надо по имени и отчеству, либо по фамилии с добавлением слова "господин" или "госпожа»;
  •  согласно правил делового обращения, по имени можно обращаться только к самым близким коллегам, если они молоды и не против такого обращения;
  • к незнакомому мужчине обращаться нужно со словами: "господин", "сударь", "гражданин", "молодой человек«;
  • к незнакомой женщине можно обратиться со следующими словами: "госпожа", "сударыня", "гражданка", "девушка«;
  • обращение на "ты" в деловой обстановке нежелательно и допустимо лишь при неформальных отношениях собеседников.

Таковы основные правила делового обращения.

В нашей стране очень часто к незнакомым обращаются со словами "Извините...", "Позвольте...", "Будьте так добры...«,                                           «Будьте так любезны…».

Слайд 12.

Стихотворение  Прокопия Явтысого

 Российский букет.

Дороги и реки, крик стаи гусиной

И топот оленей, везущих аргиш,-

Мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь.

Два наших народа сошлись на рассвете:

Во взглядах – улыбка и дружбы исток…                                                                                                                                         С тех пор и навеки в российском букете

Сияет морошковый белый цветок.

Мой край заполярный – хрустальное донце,

Ты жил под пургой и под тяжестью туч,

Но если Россия – рассветное солнце,

Ты в том возрожденье – сияющий луч!

Созвездья сияют – ясны, негасимы.

А в душах людей – негасимый порыв!

И в днях возрожденья весенней России –

Мой тундровый край, как Печоры разлив!

Дороги и реки, крик стаи гусиной

И топот оленей, везущих аргиш,-

Мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь.

Задание : Найдите обращение.(слайд 13)

 Мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь.

Мой край заполярный – хрустальное донце,

Ты жил под пургой и под тяжестью туч,

Но если Россия – рассветное солнце,

Ты в том возрожденье – сияющий луч!

-К кому обращается поэт в этом стихотворении?

Слайд 14. Стихотворение П.Явтысого

Я вырос на твердой земле,

Мял жесткие тонкие травы.

На чаячьем белом крыле

Закат угасает кровавый.

Плохого он мне не сулит,

Смягчаются  мрачные краски.

День завтрашний что-то таит, -

Наверно, и были и сказки.

Цвети же, родная моя

Земля, отогретая летом,

Цветок голубой у ручья,

Ещё  не воспетый поэтом.

Плыви же, листок, по реке –

Зеленый, желанный кораблик.

На солнце блестят вдалеке

Осоки зеленые сабли.

Я сын этой хмурой земли,

Чьи блеклые, тусклые краски

Во мне, как цветы, расцвели

И лучше и чище, чем в сказках.

Задание : Найдите обращение.    Слайд 15

Цвети же, родная моя

Земля, отогретая летом,

Цветок голубой у ручья,

Ещё  не воспетый поэтом.

Плыви же, листок, по реке –

Зеленый, желанный кораблик.

-К кому обращается поэт в этом стихотворении?

Слайд 16.Стихотворение Василия Ледкова. 

Солнце сна лишилось.

Ночью, словно днем,

Тундру заливает

Розовым огнем,

Розовым, оранжевым,

Золотисто-нежным…

Бродят чайки важные

По пескам прибрежным.

На воде кусочки

Солнечной слюды.

На песке листочки –

Чайкины следы.

-Уже утро, бабушка?

-Рано, внучка, встала.

Только, только, Марьюшка,

Ноченька настала.

Ночь светла от солнца.

Солнце сна лишилось.

Чайки не уснули –

Тундра всполошилась.

Солнце  ярко светит,

Днем и ночью светит,

Чтоб росли быстрее

В тундре наши дети!

Задание : Найдите обращение.(слайд 17)

-Уже утро, бабушка?

-Рано, внучка, встала.

Только, только, Марьюшка,

Ноченька настала.

-К кому обращается поэт в этом стихотворении?

Слайд 18

Слайд 19.

Слайд 20     Задание:

-Выполните разбор предложения по членам предложения

Мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь.

 Слайд 21.

                   

Закрепление изученного:

1.

 

  • Свой секрет открой, Печора? [   ,O]?

2. 

  • Вставай, вставай же, лежебока. [   ,O].

3.

  • Две морошки- в туесок, ну, а третью, эх, народ, собираем прямо в рот. [  ,O,  ] 

Давайте подведем итог нашего урока.

-Что такое обращение?

-Что может быть в роли обращения?

-В каких жизненных ситуациях мы используем обращение?

-Каково место обращения в тексте?

-Какие знаки препинания необходимы при обращении? От чего они зависят?

-Для чего поэты используют в своих предложениях обращения?

- Думаю, настало время провести тест.

                 

                 

       Домашнее задание:

 Найдите в  сказках А.С.Пушкина 3 примера предложений с обращениями.                                            Составьте их схемы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.

Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...