Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.
Обращения в лирике ненецких писателей.
Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-obrashchenie.rar | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской
Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.
Обращения в лирике ненецких писателей.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 г Нарьян-Мара-
Михеева Инна Николаевна
Цели:
Образовательная: уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительное чтение предложений с обращением; показать способы использования обращений в различных стилях речи. Развивающая: развивать умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их, чувствовать стилистические особенности обращений в разговорной речи. Воспитывающая: воспитать любовь к поэзии; учить детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
Ход урока
Учитель : -Ребята, у нас сегодня необычный урок- урок русского языка и литературы.(слайд 1)
И начала я его как будто бы обычно, так я начинаю урок каждый день. Но сегодня мы обратим более пристальное внимание на эту фразу. Что она содержит?
По-другому я не могу обратиться к вам. (слайд 2) Тема урока “Знаки препинания при обращениях. Обращения в лирике ненецких писателей”. Мы научимся находить обращения в тексте, выразительно читать предложения с обращениями, расставлять знаки препинания.
Чтение стихотворения: Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
Тема нашего урока: «Обращение. Знаки препинаний при обращении. Обращение в лирике ненецких писателей.» (слайд 3, 4)
-Как вы думаете, что такое обращение?
Давайте проверим. ( слайд 5)
Жизнь обращений сегодня (слайд 6)
- В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков; например, в Польше - пан и пани, в Испании - сеньор, сеньора, во Франции - мадам, месье и т.п.
- Есть ли традиционные обращения в нашей стране?
Слайд 7, 8, 9 (Обратитесь правильно)
- К девушке.
- К слушателям.
- К товарищам.
Вывод:
слайд 10
Правила делового обращения: (слайд 11)
- обращаться необходимо вежливо, на “ВЫ"
- к хорошо знакомым собеседникам обращаться надо по имени и отчеству, либо по фамилии с добавлением слова "господин" или "госпожа»;
- согласно правил делового обращения, по имени можно обращаться только к самым близким коллегам, если они молоды и не против такого обращения;
- к незнакомому мужчине обращаться нужно со словами: "господин", "сударь", "гражданин", "молодой человек«;
- к незнакомой женщине можно обратиться со следующими словами: "госпожа", "сударыня", "гражданка", "девушка«;
- обращение на "ты" в деловой обстановке нежелательно и допустимо лишь при неформальных отношениях собеседников.
Таковы основные правила делового обращения.
В нашей стране очень часто к незнакомым обращаются со словами "Извините...", "Позвольте...", "Будьте так добры...«, «Будьте так любезны…».
Слайд 12.
Стихотворение Прокопия Явтысого
Российский букет.
Дороги и реки, крик стаи гусиной
И топот оленей, везущих аргиш,-
Мой ненецкий край, на груди у России
Полярной звездою ты ярко горишь.
Два наших народа сошлись на рассвете:
Во взглядах – улыбка и дружбы исток… С тех пор и навеки в российском букете
Сияет морошковый белый цветок.
Мой край заполярный – хрустальное донце,
Ты жил под пургой и под тяжестью туч,
Но если Россия – рассветное солнце,
Ты в том возрожденье – сияющий луч!
Созвездья сияют – ясны, негасимы.
А в душах людей – негасимый порыв!
И в днях возрожденья весенней России –
Мой тундровый край, как Печоры разлив!
Дороги и реки, крик стаи гусиной
И топот оленей, везущих аргиш,-
Мой ненецкий край, на груди у России
Полярной звездою ты ярко горишь.
Задание : Найдите обращение.(слайд 13)
Мой ненецкий край, на груди у России
Полярной звездою ты ярко горишь.
Мой край заполярный – хрустальное донце,
Ты жил под пургой и под тяжестью туч,
Но если Россия – рассветное солнце,
Ты в том возрожденье – сияющий луч!
-К кому обращается поэт в этом стихотворении?
Слайд 14. Стихотворение П.Явтысого
Я вырос на твердой земле,
Мял жесткие тонкие травы.
На чаячьем белом крыле
Закат угасает кровавый.
Плохого он мне не сулит,
Смягчаются мрачные краски.
День завтрашний что-то таит, -
Наверно, и были и сказки.
Цвети же, родная моя
Земля, отогретая летом,
Цветок голубой у ручья,
Ещё не воспетый поэтом.
Плыви же, листок, по реке –
Зеленый, желанный кораблик.
На солнце блестят вдалеке
Осоки зеленые сабли.
Я сын этой хмурой земли,
Чьи блеклые, тусклые краски
Во мне, как цветы, расцвели
И лучше и чище, чем в сказках.
Задание : Найдите обращение. Слайд 15
Цвети же, родная моя
Земля, отогретая летом,
Цветок голубой у ручья,
Ещё не воспетый поэтом.
Плыви же, листок, по реке –
Зеленый, желанный кораблик.
-К кому обращается поэт в этом стихотворении?
Слайд 16.Стихотворение Василия Ледкова.
Солнце сна лишилось.
Ночью, словно днем,
Тундру заливает
Розовым огнем,
Розовым, оранжевым,
Золотисто-нежным…
Бродят чайки важные
По пескам прибрежным.
На воде кусочки
Солнечной слюды.
На песке листочки –
Чайкины следы.
-Уже утро, бабушка?
-Рано, внучка, встала.
Только, только, Марьюшка,
Ноченька настала.
Ночь светла от солнца.
Солнце сна лишилось.
Чайки не уснули –
Тундра всполошилась.
Солнце ярко светит,
Днем и ночью светит,
Чтоб росли быстрее
В тундре наши дети!
Задание : Найдите обращение.(слайд 17)
-Уже утро, бабушка?
-Рано, внучка, встала.
Только, только, Марьюшка,
Ноченька настала.
-К кому обращается поэт в этом стихотворении?
Слайд 18
Слайд 19.
Слайд 20 Задание:
-Выполните разбор предложения по членам предложения
Мой ненецкий край, на груди у России
Полярной звездою ты ярко горишь.
Слайд 21.
Закрепление изученного:
1.
- Свой секрет открой, Печора? [ ,O]?
2.
- Вставай, вставай же, лежебока. [ ,O].
3.
- Две морошки- в туесок, ну, а третью, эх, народ, собираем прямо в рот. [ ,O, ]
Давайте подведем итог нашего урока.
-Что такое обращение?
-Что может быть в роли обращения?
-В каких жизненных ситуациях мы используем обращение?
-Каково место обращения в тексте?
-Какие знаки препинания необходимы при обращении? От чего они зависят?
-Для чего поэты используют в своих предложениях обращения?
- Думаю, настало время провести тест.
Домашнее задание:
Найдите в сказках А.С.Пушкина 3 примера предложений с обращениями. Составьте их схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»
На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...
Обращение. Знаки препинания при обращении
Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71 ОТКРЫТЫЙ...
урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.
Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....
ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.
Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...
конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"
интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Конспект логопедического занятия на тему "Обращение. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении"...