Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Глазкова Наталья Петровна

Цели программы: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_9_klass_rus.yaz_.docx60.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ №1089 от 05.03. 2004 года, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07. 2005 г № 03-1263, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2009 г.

Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОО в расчете – 3 часа в неделю, 102 ч. в год.

Цели программы:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения

- Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Принцип построения программы: концентрический.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации.

Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Общая характеристика программы

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.

Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 8 классе на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;

- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

- основные единицы языка, их признаки;

- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;

- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;

- функционально-смысловые типы речи, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

- различать изученные стили речи;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

- создавать тексты изученных стилей и жанров;

- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

- получения знаний по другим учебным предметам.

Содержание тем учебного курса.


«Международное значение русского языка» (1ч)

Повторение изученного в 5-8 классах (14ч)

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Развитие речи (далее Р.Р.). Стили речи. Приёмы сжатия текста. Сжатое изложение.

Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием.

Сложное предложение. Культура речи (9ч.)

Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Р.Р. Анализ интонационного рисунка предложения. Сообщение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием.

Сложносочинённые предложения (11ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания).

К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.

Сложноподчиненные предложения (7ч.)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Р.Р. Сочинение-рассуждение на основе цитаты

К Р. Контрольное сочинение

Основные группы сложноподчинённых предложений (26ч)

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение.

Р.Р. Сжатый пересказ текста. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины.

К. Р. Контрольное сжатое изложение. Контрольное сочинение-рассуждение. Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненные предложения».

Бессоюзные сложные предложения(12ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложного предложения. Повторение.

Р.Р. Сжатое изложение.

К.Р. Контрольное тестирование № 2 по теме «Бессоюзное сложное предложение». Контрольное сжатое изложение.

Сложные предложения с различными видами связи (11ч.)

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение.

Р.Р. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Публичное выступление.

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (12ч.)

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Р.Р. Устное сообщение на заданную тему

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием.

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Всего по теме

теория

К/Р

Р/Р

1.

Международное значение русского языка

1

1

2.

Повторение пройденного материала в 5-8 классе

14

10

1

3

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

9

7

1

1

4.

Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения.

11

10

1

5.

Сложноподчиненные предложения

7

5

1

1

6.

.Основные группы сложноподчиненных предложений.

26

20

3

3

7.

Бессоюзные сложные предложения

12

9

2

1

8.

Сложные предложения с разными видами связи.

11

8

1

2

9.

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.

11

10

1

1

ВСЕГО

102

80

11

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

                      Дата

план

факт

1.

Международное значение русского языка.

Урок о6шеме-тодической направленности

1

                                                 Повторение изученного в 5-8 классах (10ч+1чКР+3чРР)

2

3

Устная и письменная речь

2

4

Монолог. Диалог

1

5

Р/Р Стили речи.

Урок рефлексии

1

6

Р/Р Способы сжатия текста

Урок о6шеме-тодической направленности

1

7

Р/Р Сжатое изложение

Урок развивающего контроля

1

8

9

Простое предложение и его грамматическая основа

Урок повторения ранее изученного

2

10

11

Предложения

с обособленными членами

Урок повторения ранее изученного

2

12

13

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Урок повторения ранее изученного

2

14

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием

Урок развивающего контроля

1

15

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Урок рефлексии

1

16

Понятие о сложном предложении

Урок о6шеме-тодической направленности

1

17

Тренировочная работа в системе СтатГрад

Урок развивающего контроля

1

18

Сложные и бессоюзные сложные предложения

Урок «открытия» нового знания

1

19

Р/Р Сочинение -рассуждение на лингвистическую тему

Урок развивающего контроля

1

20

21

Разделительные и выделительные

знаки препинания между частями
сложного
предложения

Урок о6шеме-тодической направленности

2

22

Интонация сложного предложения

Урок о6шеме-тодической направленности

1

23

Контрольный диктант №2 с грамматическим

заданием

Урок развивающего контроля

1

24

Анализ ошибок, допущенных в диктанте

Урок рефлексии

1

Сложносочинённые предложения (10ч+1чКР)

25

Понятие о сложносочиненном предложении

Урок «открытия» нового знания

1

26

Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

Урок «открытия» нового знания

1

27

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Урок рефлексии

1

28

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Урок рефлексии

1

29

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Урок рефлексии

1

30

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Урок рефлексии

1

31

Синтаксический

и пунктуационный разбор сложносочиненного

предложения

1

32

Повторение (контрольные вопросы и задания)

Урок рефлексии

1

33

Контрольный диктант №3 с грамматическим

заданием

Урок развивающего контроля

1

34

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Урок рефлексии

1

35

Тренировочная работа в системе СтатГрад

Урок развивающего контроля

1

Сложноподчинённые предложения (5ч+1чКР+1чРР)

36

Понятие

о сложноподчиненном предложении

Урок о6шеме-тодической направленности

1

37

38

Союзы

и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Урок рефлексии

2

39

40

Роль указательных слов в сложноподчиненном

предложении

Урок рефлексии

2

41

Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из теста

Урок о6шеме-тодической направленности

1

42

Контрольное сочинение –рассуждение № 1 на основе понимания содержания цитаты из теста

Урок развивающего контроля

1

Основные группы сложноподчинённых предложений(20ч+3чКР+3чРР)

43

44

Сложноподчиненные

предложения с придаточными
определительными

Урок о6шеме-тодической направленности

2

45

Р/Р Подготовка к сжатому изложению №2

Урок развивающего контроля

1

46

Контрольное сжатое изложение №1

Урок развивающего контроля

1

47

48

Сложноподчиненные

предложения с придаточными изъяснительными

Урок «открытия» нового знания

Урок о6шеметодической направленности

2

49

Р/Р Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор).

Урок развития речи

1

50

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Урок «открытия» нового знания

1

51

52

53

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия

Урок о6шеме-тодической направленности

3

54

55

56

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными

Урок о6шеме-тодической направленности

3

57

58

59

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре пинания при них

Урок «открытия» нового знания

3

60

61

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Урок о6шеме-тодической направленности

2

62

Тренировочная работа в системе СтатГрад

Урок развивающего контроля

1

63

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Урок рефлексии

1

64

Повторение и обобщение по теме «СПП»

Урок рефлексии

1

65

Контрольное тестирование

№ 1по теме «Сложно- подчиненное предложение»

Урок развивающего контроля

1

66

Анализ ошибок, допущенных в контрольном

Тестировании.        Урок рефлексии

1

67

Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории

Урок о6шеме-тодической направленности

1

68

Контрольное сочинение –рассуждение на основе понимания содержания нравственной категории

Урок развивающего контроля

1

Бессоюзные сложные предложения(9ч+2чКР+1чРР)

69

Понятие о бессоюзном сложном предложении

Урок «открытия» нового знания

1

70

Интонация в бессоюзном сложном предложении

Урок о6шеме-тодической направленности

1

71

Бессоюзные сложные предложения со значением пере- числения. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

1

72

73

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, до- полнения, Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Урок «открытия» нового знания

2

74

75

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Урок «открытия» нового знания

2

76

Р/Р Сжатое изложение №2

Урок развивающего контроля

1

77

Контрольное сжатое изложение №2

Урок развивающего контроля

1

78

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Урок рефлексии

1

79

Контрольное тестирование №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Урок развивающего контроля

1

80

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

Урок рефлексии

1

Сложные предложения с различными видами связи(8ч+1чКР+2чРР)

81

82

83

Употребление союзной (сочинительной и подчини- тельной) и бессоюзной связи в СП

Урок «открытия» нового знания

3

84

85

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Урок о6шеме-тодической направленности

2

86

Р/Р Сочинение на основе картины по теме «Родина».

Урок развития речи

1

87

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Урок рефлексии

1

88

Р/Р Публичная речь

Урок развития речи

1

89

Повторение по теме «СП с различными видами связи»

Урок рефлексии

1

90

Контрольный диктант №4 с грамматическим

заданием

1

91

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Урок рефлексии

1

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах(10ч+1чКР+1чРР)

92

Р/Р Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы».

Урок развивающего контроля

1

93

Фонетика и графика

Урок повторения ранее изученного

1

94

Лексикология (лексика), фразеология

Урок повторения ранее изученного

1

95

Морфемика

1

96

Словообразование

Урок повторения ранее изученного

1

97

Контрольный диктант №5 с грамматическим

Заданием. Урок развивающего контроля

1

98

Анализ ошибок, допущенных в работе

1

99

Морфология Урок повторения ранее изученного

1

100

Синтаксис

Урок повторения ранее изученного

101

102

Орфография. Пунктуация

Урок повторения ранее изученного

2

Описание учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя

  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научный редактор Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
  • Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой [и др.] / авт.-сост. Т.М. Амбушева. – Волгоград: Учитель, 2012.
  • Русский язык. поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. - М.: Просвещение, 2018.

- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред.И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.

Литература для учащихся

  • Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научный редактор Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

- ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов/под ред.И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2019.

Егораева Г.Т. ГИА 2012. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые задания. – М.: «Экзамен», 2019.

- Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9 в 2020. Русский язык. А1 – А3 (текст, анализ текста, выразительные средства лексики и фразеологии). Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, 2019.

- Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9 в 2012. Русский язык. А4 – А7 (фонетика и орфография). Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, 2019.

- Кузнецов А.Ю., Задорожная А.С., Кривко Т.Н., Кузнецова Л.И. ГИА 9 в 2020. Русский язык. В1 – В9 (лексика, синтаксис и пунктуация). Рабочая тетрадь. – М.: МЦНМО, 2019.

- Коротченкова Л.В. ГИА по русскому языку. Тренировочные работы. – Саратов: Лицей, 2019.

Интернет ресурсы, рекомендованные для учащихся

  • http://www.rusyaz.ru/pr/ Справочная служба русского языка
  • http://pycckoeslovo.ru/ Русский язык школьникам и абитуриентам
  • http://www.gramota.ru На сайте интерактивные диктанты, тренировочные упражнения по орфографии и пунктуации, словари русского языка и др.)
  • http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm На сайте можно скачать разнообразные тренажеры, словари, справочники по русскому языку
  • http://likbez.spb.ru Тесты по русскому языку
  • http://learning-russian.gramota.ru Электронные пособия по русскому языку для школьников
  • http://nmansur.blogspot.com/p/2012.html Подготовка к ЕГЭ/ГИА
  • http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/9.html По уши в ГИА!

Образовательные электронные ресурсы

  • http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в – обучении
  • http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
  • http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  • http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm Дистанционная поддержка учителей-словесников
  • http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

Литература, использованная при подготовке программы

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
  • Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) / сост. Г.М. Вялкова. – М.: Глобус, 2008.

Раздел VII. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

-изученные разделы науки о языке;

-смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

-объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

-определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

-составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

-соблюдать все основные нормы литературного языка;

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....