Рабочая программа по русскому языку, 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочая программа по русскому языку, 8 класс, 2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_2021_-_22_artikova.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № 1 от 28.08.2021 Руководитель МО ___________ Е.Б.Артикова | Согласовано Зам. директора по УВР _______ С.В. Судакова | Согласовано на заседании Методического Совета МБОУ «Гимназия №1» Протокол № 1 от 30.08.2021 Председатель МС __________Е.А. Левченко | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №1»________О.П.Козлова Протокол №1 Педагогического Совета от 31.08.2021 Приказ № 348 от 31.08.2021 |
Рабочая программа учебного предмета
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
____________8_____________
КЛАСС
на 2021-2022 учебный год
Разработчик программы
Артикова Е.Б.,
учитель русского языка,
высшая квалификационная
категория
г. Нижневартовск
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Примерных программ по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. Просвещение, 2011; Авторской учебной программы по русскому языку. 5-9 классы. (Авторы: В.В.Бабайцева – редактор, А.Ю.Купалова, Е.И.Никитина, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Л.Д.Чеснокова, М.: «Дрофа», 2015); программы воспитания МБОУ «Гимназия №1» на 2021-2022 учебный год (утверждена приказом директора МБОУ «Гимназия №1» от 31.08.2021 №348)
Программа реализуется в адресованном учащимся УМК: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русский язык. Русская речь»:
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2016.
- Русский язык. Практика. 8 класс: учебник / Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С.Пичугова. - М.: Дрофа, 2018.
- Русский язык. Русская речь. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. – М. : Дрофа, 2015.
Рабочая программа рассчитана на 85 часов (2,5 часа в неделю).
Цели обучения русскому языку: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов; человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.
Задачи обучения русскому языку:
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные:
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Смысловое чтение.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты | |
выпускник научится
| выпускник получит возможность научиться
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Введение. Русский язык – родной язык. Повторение изученного в 5–7 классах.(11 ч.)
- Синтаксис и пунктуация. Понятие о синтаксисе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Словосочетание. Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания. (7 ч.)
- Предложение. Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. (5 ч.)
- Простое предложение. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как вид определения. Дефис при приложении. Дополнение. Его основные значения и способы выражения. Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения. Многозначные члены предложения. Распространённые члены предложения. Синтаксические функции инфинитива. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на. (17 ч.)
- Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Особенности использования односоставных предложений в речи. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений. Полные и неполные предложения. Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. (12 ч.)
- Осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами. (8 ч.)
- Предложения с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.
Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. (13 ч.)
- Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями
Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему
сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения. Синонимия вводных
конструкций. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.
Выделение на письме вводных предложений. Вставные конструкции как средство
пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в
устной речи и знаками препинания на письме. Обращение, средства его выражения,
включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы
использования обращений. Особенности выражения обращений в разговорной и
художественной речи. Знаки препинания при обращении. (4 ч.)
- Слова-предложения. Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений. (2 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Количество контрольных работ, уроков развития речи | Предметные результаты | Содержание воспитания |
Повторение изученного в 5-7 классе | 11 | КР - 1 | Проводить все виды анализа слова (грамматические разборы); создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета | - формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты; - формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры | |
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание | КР– 1 ч., РР- 1 ч. | Опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей. | - формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.); - формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур | ||
Предложение | КР – 1 ч., РР – 1 ч. | Находить грамматическую основу предложения. Находить главные и второстепенные члены предложения. | - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине; - усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ; -развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье | ||
Простое предложение | 17 | КР – 1 ч., РР- 1 ч. | Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения. | - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства; - формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека; - формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности | |
Односоставные предложения | 12 | КР- 1 ч. | Опознавать предложения односоставные и двусоставные, простые и сложные, предложения осложненной структуры. Определять вид односоставного предложения. Знать способы выражения сказуемого в разных видах односоставных предложений. | - формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства; - воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны | |
Предложения с однородными членами | 8 | КР- 1 ч. | Опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Уметь правильно расставлять знаки в предложениях с однородными членами предложения. | - формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. - повышение авторитета семейных отношений, развитие диалога поколений, совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.); | |
Предложения с обособленными членами | 13 | КР- 1 ч., РР- 1 ч. | Опознавать предложения осложненной структуры. Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. | - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве) | |
Предложения с уточняющими членами предложения | КР – 1 ч. | Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка. Опознавать уточняющие члены предложения, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с уточняющими членами. | -формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. - повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.). | ||
Предложения с вводными словами, обращениями | 6 | КР- 2ч. | Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. | формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; | |
Слова-предложения | 2 | РР-1 ч. | Опознавать слова-предложения. Знать особенности слов-предложений. Соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. | - формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию; - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; - формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире. | |
Итого | 85 | КР-10, РР- 5 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....