Тема: Отражение во фразеологии истории и культуры с использованием Интернет- ресурсов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.
Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sizifov_trud.doc | 1022.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Русский родной язык
Класс :6 А
Тема: Отражение во фразеологии истории и культуры с использованием Интернет- ресурсов.
Цели: Образовательные: расширить представление о фразеологизмах, их синтаксической роли, умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.
Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий.
Планируемый результат:
Предметные:
Знать: отражение во фразеологии истории и культуры речи.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.
Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем. (Регулятивные УУД)
Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
(Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)
Межпредметные связи: Русский язык, литература.
Ресурсы.Основные:
Русский родной язык. 6 класс: учеб.пособие для общеобразовательных организаций/ О.М. Александрова и др./- М. : Просвещение, 2019 г.-144с.
Дополнительные: доступ к Интернет-ресурсам, презентация «Фразеологизмы» .
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Для повторения материала по теме используется презентация «Фразеологизмы»)
-Здравствуйте, ребята!
2.Актуализация знаний.
Ребята, проверяем домашнего задания( взаимопроверка).
3. Мотивация учебной деятельности.
Целеполагание.
(Представляется 1 слайд)
- Ребята ! Помогите мне разобраться, что художник изобразил?
- Как называются такие выражения? (фразеологизмы)
Давайте сформулируем цель нашего урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.
- Ребята ! Посмотрите на 2 слад и сформулируйте тему урока.
(Представляется 2 слайд)
- Итак, тема нашего урока «Отражение во фразеологии истории и культуры народа » (запись в тетрадь).
4. Актуализация опорных знаний
(Для повторения материала по теме используется презентация «Фразеологизмы»
- Давайте вспомним, что такое фразеологизм?
(Представляется 3 слайд)
Фразеология = фразис (греч) выражение = логос (греч) учение. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые словосочетания |
- То есть фразеология – это наука. А какие еще науки о языке мы знаем?
(лексика, фонетика, синтаксис, морфемика, морфология)
- Сегодня мы будем говорить о том, как во фразеологии отражается история и культура народа.
(Представляется 4 слайд)
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. В предложении является одним членом предложения. |
- Ребята, упражнения 45 выполняем устно , берем дополнительную информацию из интернета https://www.culture.ru/s/vopros/biryulki/
(Представляется 5 слайд)
-Что же такое «устойчивое сочетание слов»?
Обратимся к интернету https://ru.wikipedia.org/wiki/Фразеологизм или к учебнику стр.17
(Представляется 6 слайд)
Фразеологические единицы делятся на три разряда: 1.фразеологическое сращение( бить баклуши); 2.фразеологические единства(закинуть удочку); 3. фразеологические сочетания(одержать победу). |
- То есть несвободные словосочетания, которые нельзя разорвать, так как при этом они меняют лексическое значение, называют фразеологизмами, или фразеологическими оборотами, или идиомой. К этой же группе несвободных словосочетаний относятся крылатые слова или афоризмы, пословицы и поговорки.
Индивидуальная работа.
Обратимся к учебнику стр.17 и к Интернету-сервису https://ru.wikipedia.org/wiki/Фразеологизм
5.Изучение нового материала.
(Представляется 7 слайд)
В каждом языке существуют такие слова и выражения, в которых отражена история и культура народа, его традиции, обычаи и взгляды на жизнь. К таким языковым единицам относятся и фразеологизмы. Нередко за фразеологическими оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – предметы ушедшего быта, представления и верования наших предков, реальные события далекого прошлого. Однако понять значение таких устойчивых выражений не всегда просто, потому что мы не знаем буквального смысла слов в них входящих.
Узнать историю и этимологию устойчивых оборотов и значение фразеологизмов можно в словаре, в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете.
-Шанский Н.М. В мире слов;
-Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии; «Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник» под редакцией В.М. Мокиенко.
Индивидуальная работа.
- Ребята, выполним устно упражнение №46. Обосновать свою точку зрения, опираясь на упражнение и « Лингвистические заметки» учебника .
6.Физминутка.
Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять ( выполняют все вместе) :
-Поплывем по течению.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-Сделать ход конем.
-Снимем мяч с ноги.
-- Подержим нос по ветру.
Всем сойти с дистанции и занять свои места!
7. Закрепление полученных знаний.
Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология. Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.
(Представляется 8 слайд)
Происхождение фразеологизмов |
-связанные с бытом и верованием древних славян; |
-устное народное творчество (фольклорная лексика); |
-русские ремесла и их отражение во фразеологии; |
-произведение русских писателей и связанные с ними фразеологизмы; |
-появление новых фразеологизмов; |
-история. |
Фронтальная работа.
- Ребята, каждый фразеологизм имеет свою историю происхождения. Узнавать это очень интересное занятие. В каких ситуациях мы применяем эти фразеологизмы? Для этого выполним устно упражнение №48 ( задание1-7).
5. Рефлексия.
- - О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)
- Что такое фразеологизм?
- Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)
- Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)
- В чем преимущество богатой речи? (образность, выразительность, точность, логичность речи, окружающие слушают с интересом)
- Что отражается во фразеологизмах? ( история и культура народа)
Самооценка: как я работал на уроке?
Самоанализ: как я понял тему?
6. Домашняя работа.
- Ребята, а хотели бы как можно больше узнать о русских фразеологизмах и правильно их применять? Что для этого необходимо сделать? (обратиться к словарям, использовать Интернет – ресурсы)
- Как вы думаете, что произойдет с речью, если исчезнут фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки? (пропадет образность, выразительность, точность речи)
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать.
Итак, написать сочинение, употребляя фразеологизмы, подбирая синоним к ним и указывая их происхождение.
8. Выставление оценок.
Молодцы! Благодарю вас!
Работы учеников 6а,б классов МАОУ " IT- школа с углубленным изучение информатики" г. Пермь:
1. Мой обычный день.
Ни свет ни заря. Я спал без задних ног, но вдруг мне в лицо хлынул поток света. Это бабушка, ранняя пташка, со словами - кто рано встаёт, тому Бог подаёт, распахнула шторы на окнах.
С кухни доносился запах чего- то вкусненького. Бабушка и здесь приговаривает, каша у меня сегодня – язык проглотишь, а блинчики во рту тают, пальчики оближешь.
После завтрака, я, засучив рукава, берусь за домашку. Бабуля ругает меня, нацарапал в тетрадке, как курица лапой, чисто китайская грамота. Заруби себе на носу, правила ты должен знать, как Отче наш. Чтобы её успокоить, я рассказываю ей басню без сучка без задоринки.
После Адмиральского часа, я бегу в школу, только пятки сверкают. А в школе, урок за уроком, я грызу гранит науки и набираюсь ума - разума.
Всем классом на математике мы битый час решаем задачки с дробями, на истории прокладываем путь из варяг в греки, а на контрольной по английскому у всех ребят волосы встают дыбом, потому что они без понятия, про неправильные формы глагола. На литературе учительница проявляет просто ангельское терпение, потому что многие не выучили басню.
На переменах все валяют дурака, кричат во всю Ивановскую, дым коромыслом. Откуда не возьмись – завуч, назвала нас всех горем луковым и всыпала по первое число. И вот звонок с последнего урока, я прыгаю от радости и во всю прыть несусь домой. Дома с распростёртыми объятьями меня встречают мама и папа, потому что я у них единственный и неповторимый. Вечер я провожу с семьёй. На сон грядущий читаю любимую книгу, но глаза слипаются, и я засыпаю. Ведь завтра снова вставать с петухами.
Фразеологизмы | Синонимы | Источники |
Ни свет ни заря | рано | Народное выражение |
Зарубить на носу | Запомнить раз и навсегда | Реальный исторический факт. Носом (от слова носить) в старину называли дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. |
Адмиральский час | Полдень, время раннего обеда | Реальный исторический факт. С 1865 г. была введена традиция – выстрел пушки во дворе Адмиралтейства ровно в полдень, этот час стали называть адмиральским. |
Знать, как Отче наш | Помнить наизусть | Библия (молитва из Нагорной проповеди) |
Как курица лапой | Небрежно, неаккуратно, неразборчиво | Художественная литература |
Китайская грамота | непонятное писание, бессмыслица | Реальный исторический факт. В 1618г для налаживания торговых отношений в Китай была направлена делегация. Согласие о сотрудничестве было получено, а в грамоте иероглифами были написаны условия. Перевели китайскую грамоту только через 57 лет ,и царь поставил свою подпись. |
Набираться ума разума | Умнеть, поумнеть, образумиться | Художественная литература |
Грызть гранит науки | Прилежно, старательно учиться, приобретать знания | Реальный исторический факт. Впервые эта фраза прозвучала в докладе Л. Троцкого на 5 Всероссийском съезде РКСМ 11.10.1922г. |
Без сучка без задоринки | Идеально, ровно, гладко | Профессиональная лексика (из речи столяров) |
Битый час | Очень долго, безрезультатно | Реальный исторический факт. В седине 15 века впервые в России появились часы с боем. Они были установлены в Московском Кремле и били каждые 15 минут. Время от одного удара до другого называлось битым часом. |
Во всю Ивановскую | Очень громко | Реальный исторический факт. На Ивановской площади в Москве когда-то читали указы громким голосом, во всеуслышание. |
2. Ящик Пандоры.
Решил я как-то раз всех разыграть : спрятался во время перемены, перед уроком математики в шкафу, и стал там сам себе петь дифирамбы. Забрался я в шкаф и не знаю, как это случилось, но быстро попался в объятья Морфея. Когда проснулся, поглядел в щёлочку, а класс пустой, все мои одноклассники вместе с учителем математики канули в Лету. И вот тут-то охватил меня панический страх. Попытался я толкнуть дверь, а она закрыта. Стал я в дверь громко стучать, да только оказалось, что всё - это Сизифов труд. Я чуть не лопнул от злости. Тогда я стал громко кричать:
-Помогите, спасите!
Мимо, по коридору проходил директор школы.
-Кто здесь? - спросил он.
“Вот и открылся ящик Пандоры,” - подумал я, сейчас мне попадёт.
С Олимпийским спокойствием директор школы открыл дверь ключом и выпустил меня из кабинета математики. А я пошевелиться не мог, готов был провалиться в тартарары от стыда, я ведь просто хотел пошутить, а всё пошло не по плану.
Источники: Античная мифология. Мифы Древней Греции.
1. Ящик Пандоры - источник несчастий, бедствий После похищения Прометеем огня для людей рассерженный бог Зевс прислал на землю красивую женщину с ларцом. Эта женщина, Пандора оказалась любопытной и открыла ларец, из которого на людей посыпались всевозможные человеческие несчастья.
2. Петь дифирамбы - чрезмерно восхвалять, превозносить.
3. Объятья Морфея – сон со сновидениями Морфей - бог сновидений, сын бога Гипноса.
4. Кануть в Лету – бесследно исчезнуть, быть забытым навсегда В греческой мифологии Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших пили из нее воду и забывали всю свою земную жизнь.
5. Панический страх – безотчетный, внезапный страх, охватывающий человека Пан – бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Согласно мифам, Пан способен наводить сильный безотчетный страх на людей, обращая их в бегство.
6. Сизифов труд – бесполезные, повторяемые вновь и вновь усилия Бог Зевс наказал Сизифа: в подземном царстве мертвых он должен был безостановочно вкатывать на гору тяжелый камень, который, почти достигнув вершины, сразу же катился обратно. Сизиф, царь Коринфа, поплатился за свое мошенничество. Ему удалось обмануть бога смерти Танатоса и бога Аида, владыку подземного царства мёртвых.
7. Лопнуть от злости – испытать страдание от переполняющей тебя злости По преданию, бог злословия и глупости Мом лопнул от злости, когда не смог найти в одной из греческих богинь ни одного недостатка.
8. Олимпийское спокойствие – ничем невозмутимое спокойствие Выражение возникло из представлений о величественности греческих богов, собирающихся на горе Олимп.
9. Провалиться в тартарары - провалиться в глубины преисподней У греков Тартар - это мрачная бездна в глубине Земли, возникшая из хаоса
3.Как сыр в масле катаюсь.
Когда я пришла в новую школу ,то чувствовала себя не в своей тарелке: на тарелочке здесь ничего не преподносят, проекты шли через час по чайной ложке. Но я старалась изо всех сил: битый час за компьютером проводила, время истекло, просрочила сдачу, а ведь дорога ложка к обеду. С участниками команды каши не сваришь, поэтому идешь домой не солоно хлебавши, расхлёбывать кашу. Но геркулесов труд не прошел даром. Я теперь как сыр в масле катаюсь, тёртый калач в проектах, собаку съела на презентациях, а робота собрать - проще пареной репы. Ни за какие коврижки не вернусь в старую школу.
Не в своей тарелке (худ. литер., автор - А.С. Грибоедов, неудобное положение)
На тарелочке здесь ничего не преподносят (на блюдечке с голубой каемочкой, очень легко без труда досталось, худ. Литер. Слова Остапа Бендера про деньги, которые он получит от подпольного миллионера Корейко.)
В час по чайной ложке (реальные исторические факты, ранее подписывалось на бутылочках аптекаря)
Битый час (Реальные исторические факты) Очень долго, народное, связано это с появлением первых часов на Руси. Были они созданы в 1404 году афонским монахом Лазарем Сербином ,установили их в Москве на одной из башен Кремля. Каждый час они били в колокол. Эти часы в течении нескольких десятилетий были единственными не только в Москве, но и на всей Руси.
Дорога ложка к обеду данное выражение говорит о том, что, если есть необходимость в чем-то, то это нужно прямо сейчас, а не когда-то позже. (Реальные исторические факты) Ложка была единственным прибором для принятия пищи в крестьянских семьях. Вот и говорили, что дорога она к обеду, потому что, могла и не достаться, а чем тогда щи хлебать, не руками же.
Не солоно хлебавши. (Реальные исторические факты) Уйти не солоно хлебавши — значит не получить желаемого, того, на что рассчитывал, разочароваться. Были времена на Руси, когда соль являлась редким и ценным продуктом. И если в доме была соль, то хозяева обычно добавляли её в еду для себя или для очень важного, дорогого гостя. Простым же гостям часто предлагалась несолёная еда, отведав которую, они покидали дом несколько неудовлетворёнными.
Собаку съела употребляют фразеологизм по отношению к мастерам своего дела, подчеркивая их высокий профессионализм и умение решить самую трудную проблему. Владимир Иванович Даль, приводит фразеологизм целиком: Он на это собаку съел, мастер, дока. Собаку съел, только хвостом подавился. Собаку съел да хвостом подавился! То есть выполнил какое-то сложное дело, самую трудную часть, а на какой-то мелочи споткнулся.
Ни за какие коврижки (народное творчество пословица: ни за какие коврижки. Ни за белые калачи. - это пословицы, характеризующие отказ, не согласие.
Как сыр в масле катаюсь – (народ.) жить в полном довольстве.
Сыр и масло — символ благополучия крестьянской семьи в России до середины 20 века. Те, у кого помимо щей да каши были еще и масло с сыром, считались зажиточными (так было по крайней мере до середины 20 века). Поэтому в выражении о полном довольстве и упоминаются эти два продукта
Проще пареной репы (традиции и обычаи) Проще пареной репы — фразеологизм, обозначающий «невероятно просто, проще некуда». Репа на Руси долгое время была основным продуктом питания, и её готовили по-разному. Простейший вариант — пареная репа. Ничего не требовалось, кроме горшка и иногда воды. После готовки всей еды горшок просто ставили в печь без огня на пару часов, что было крайне просто. Отсюда и фраза.
Источники:
https://frazbook.ru/2009/01/15/sizifov-trud/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов
Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...
ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)
Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...
Использование интернет-ресурсов на уроках истории
Статья дает общие сведения о возможностях использования интернет -ресурсов на уроках и для уроков истории. Имеются ссылки на популярные сайты, которые помогут учителю в подготовке к урокам....
Использование Интернет - ресурсов на уроках истории
надеюсь, что адреса сайтов пргодятся для учителей истории...
Использование интернет-ресурсов на уроках истории
Данная статья рассматривает вопросы эффективного использования интернет-ресурсов на уроках истории...
Конспект урока по теме: «Отражение во фразеологии истории и культуры народа».
Комбинированный урок по родному русскому языку. Русский родной язык. 6 класс: учеб.пособие для общеобразоватю организаций/ О.М. Александрова и др./- М. : Просвещение, 2019 г.-144с. На уроке использует...
Отражение во фразеологии истории и культуры народа
Методическая разработка урока по теме «Отражение во фразеологии истории и культуры народа» p { color: #000000; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; margin-bottom:...