Использование интернет-ресурсов на уроках истории
статья по истории на тему
Статья дает общие сведения о возможностях использования интернет -ресурсов на уроках и для уроков истории. Имеются ссылки на популярные сайты, которые помогут учителю в подготовке к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet-resursov_na_urokakh_istorii.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Интернет-ресурсов для подготовки к урокам истории.
Несмотря на большую программу нашего государства по расширению сети Интернет в школах, не в каждой школе Интернет проведен во все учебные кабинеты. Как правило, только учителя информатики имеют такую возможность. Но использовать образовательные ресурсы Интернета можно и при подготовке к урокам. В Интернете много сайтов, на которых можно найти учебные тексты, исторические источники, исторические карты, видео и звуковые файлы, схемы, фотографии и другое, которые открывают огромные возможности для их использования в педагогическом процессе.
1. Так, например, для многих кабинетов истории не решена проблема с наличием современных исторических карт, да и неудобство при их использовании: классы сменяют друг друга – необходимо снимать карты одни, вешать другие, к тому они занимают место, закрывая собой доску с необходимой информацией. Много сайтов Интернета дают возможность решить эту проблему. Например, найти карты практически по всем изучаемым периодам и странам можно на сайтах:
- http://lesson-histori.narod.ru/map-mid.htm;
- ru.wikipedia.org/wiki…Проект: История России/Карты;
- www.istorik.ru/maps/ и многие другие.
Особый интерес у учащихся вызывает применение учителем интерактивных карт, которое позволяет сделать обучение наглядным, познавательным, формирует повышенное внимание при изучении продвижения войск при военных действиях, зрительно отслеживать торговые пути, изменение границ. Здесь уместно давать задания по озвучиванию военных действий, составлять рассказ от имени путешественников и т.п. Т.е. работу с картой можно сделать интересной, ведь цветной, яркий формат со стрелками, датами главных сражений, подписаний важных договоров, синхронно появляющийся на экране, не остается без внимания ни одного ученика.
2. Большое значение для диагностики знаний учащихся учителем является применение тестирования. Сейчас у преподавателя имеются большие возможности по использованию уже готовых тестов и кроссвордов. В Интернете много сайтов, при помощи которых можно провести тестирование. Например, на Российском общеобразовательном портале:
- http://www.kokch.kts.ru/stars/ind18r.htm.
Но можно использовать и свои тестовые разработки. Для составления кроссвордов и тестов можно применять программы оболочки, которые в великом множестве размещены в Интернете. Некоторые из них очень просты и позволяют составить тесты только одного вида – «Выбери правильный ответ» (программа Hyper Test). Другие, например, Hot Potatoes, позволяют создавать тестовые задания пяти видов:
1. выбор ответа;
2. восстановление последовательности;
3. заполнение пропусков;
4. поиск соответствия;
5. составление кроссворда.
3. Огромные возможности дает Интернет для использования на уроках истории и при подготовке к урокам исторических источников. К сожалению, современные дети очень мало читают книг, а в библиотеку ходят единицы. И здесь на помощь приходит Интернет. Например, огромное количество электронных ресурсов можно найти на сайте Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/ER/index.html. Здесь размещены электронные тексты исторических источников на русском языке практически по всем периодам.
Существуют также и другие сайты, позволяющие познакомится с историческими текстами. Например:
- http://mirknig.com;
- http://www.hrono.ru/libris/lib;
Много разнообразных исторических источников и литературы можно найти на Российском общеобразовательном портале (www.school.edu.ru›Каталог›)
В разделе Всемирная история (http://www.school.edu.ru/catalog.asp) размещены материалы по Древнему миру, истории Средневековья, Новой и Новейшей историям.
В разделе История России на сайте «Классика: историография и исторические источники» размещена коллекция ссылок на тексты: работы классиков историографии (Карамзин, Соловьев, Ключевский, Греков, Рыбаков), исторические источники (преимущественно по истории средневековой Руси), современные исторические работы (материалы конференций) и т.д.:
- http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm
На других сайтах много материалов по военной истории, нумизматике, истории орденов; много фотоматериалов, онлайн-тестов; экскурсий по музеям; исторических карт и очень много полезного материала как для учителя, так и для ученика.
Данный сайт окажет огромную помощь не только преподавателю при подготовке уроков, но и тем ребятам, кто хочет более глубже заниматься изучением истории:
Можно найти много сайтов, на которых расположены не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео, фотографии, аудиофайлы, презентации и др.), позволяющие использовать их в учебном процессе.
Но может возникнуть проблема, касающаяся подготовки учащихся к работе в Интернете, с его информационными ресурсами. Эти ресурсы содержат разнообразную информацию, специально дидактически не организованную. В данном случае речь идет о работе с информацией, специально не адаптированной для целей учебного процесса. «Умение работать с текстом - это общеучебное умение, необходимое для изучения всех школьных предметов. Оно предусматривает целый спектр интеллектуальных умений (умение анализировать текст, выделять главное, основную мысль, умение сопоставлять полученные из текста данные с ранее известными, делать выводы, обобщения, умение формулировать собственную точку зрения, свое отношение на полученную информацию с соответствующей аргументацией, пр.). Разумеется, подобным умениям на одном уроке не научишь. Это задача общедидактическая. Поэтому решаться она должна на всех уроках, по всем учебным предметам, начиная с начальной школы. Поэтому, прежде, чем пустить своих учеников в «свободное плавание по Интернету», необходимо не только четко сформулировать цели и задачи такого «плавания», а также обозначить ориентиры навигации, и тщательно проверить, либо, если в этом есть необходимость, заранее смоделировать действия учащихся при работе с аналогичными текстами»[1].
4. На современных уроках многие учителя пользуются презентациями. Программа создания презентаций открывает огромные возможности и для учителя (составление опорного конспекта урока) и для ученика. Программа Power Point даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. В Интернете также можно найти много готовых презентаций на различных сайтах. Например, сайт Интернет-сообщество учителей, который можно найти по адресу: www.interaktiveboard.ru;
http://www.rusedu.ru/detail_1798.html;
Или сайты, разработанные нашими коллегами, котрых сейчас очень много и т.п.
Но есть сайты, где размещены бесплатные изображения-заготовки для создания собственных презентаций:
- www.everystockphoto.com/ [2] и др.
Проблема в необходимости дополнительной наглядности хорошо решается при создании учителем опорного конспекта урока. Создавая такой конспект, можно включить туда план урока, иллюстрацию какого-либо события или портрет исторического деятеля, исторический источник, видеофрагмент, фотодокумент, подведение итогов темы и конечные выводы и многое другое – это поможет учителю сделать изучаемый материал более наглядным, а школьнику - легче усвоить новый учебный материал. На слайдах заранее фиксируются все этапы урока, что имеет очень большое значение, так как учителю не приходится тратить время на уроке для записей на доске. Использовать такой опорный конспект можно много раз. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же при необходимости возвращение к нужной информации на любом этапе урока. Таким образом, у ребят задействованы сразу два вида памяти - визуальная и слуховая, что способствует лучшему усвоению нового материала.
На мой взгляд, программу Power Point уместно успешно применять не только на уроках первичного изложения материала, но и при обобщении большой темы. Причем подготовку обобщающей презентации можно поручить школьникам или разработать ее совместно на итоговом уроке как своеобразный контроль знаний учащихся по теме.
Еще одно положительное значение этой программы в том, что при работе над презентациями в программе Power Point ребятам приходится проводить большую научно-исследовательскую работу, проявлять творческий подход. В процессе демонстрации презентации у них развивается умение публичных выступлений, логическое мышление, а, в связи с этим, повышается самооценка.
5. Для активизации познавательного интереса у ребят при изучении истории можно использовать просмотр видеофильма или видеофрагмента, которые можно найти на различных сайтах Интернета. Например, сайты учебных фильмотек по истории:
- http://www.youtube.com и др.
Использование таких видеофрагментов помогает существенно углубить содержание материала, а применение таких ресурсов может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
Много разнообразного материала учитель истории сможет найти на сайте Сообщества учителей истории | Открытый класс - www.openclass.ru/
Например, здесь размещены:
- Форум "К уроку истории" (коллекция КОЗ); документы Министерства образования и науки; материалы на тему "Инновационные технологии в гуманитарном образовании"; полезный ресурс по истории Древнего мира;
Univertv.ru – образовательный видео-портал.
6. Большую методическую помощь преподавателям оказывают методические сайты издательства 1 сентября, особенно его раздел «История». На этих сайтах можно найти полезные методические рекомендации, сценарии, уроки, олимпиады, тесты, контрольные работы и другие разработки:
-festival.1september.ru
- http://his.1september.ru/urok/.
Интересные методические разработки можно найти на сайтах:
- http://www.histori.ru – сервер фирмы «Клио-Софт».
- http://netz.ru/soft/multimedia/637-uroki-otechestvennoj-istorii-kirilla-i-mefodiya-do-19-v.html - Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до 19 в. и много других сайтов.
[1] http://5ballov.ru
[2] С.Л.Островский. Как сделать презентацию к уроку? М., Первое сентября. 2010. С.11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка (статья)
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка ( моё выступление на ГМО) ...
ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ УЧЕБНИКА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТОВ ШКОЛЬНИКОВ)
Проектная методика широко используется педагогами на уроках. Однако на этапе отбора материала для проекта учащиеся все меньше обращаются к традиционным учебникам, печатным справочным пособиям и словар...
Использование интернет ресурсов интернета в образовательных целях.
Интернет в современном обществе играет ключевую роль. Возможность реализоваться в обществе и зарекомендовать себя в действительности, зафиксировать свои наработки-это огромное преимущество. Ресурсы ин...
Использование Интернет - ресурсов на уроках истории
надеюсь, что адреса сайтов пргодятся для учителей истории...
Использование интернет-ресурсов на уроках истории
Данная статья рассматривает вопросы эффективного использования интернет-ресурсов на уроках истории...
Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии
В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...
Тема: Отражение во фразеологии истории и культуры с использованием Интернет- ресурсов
находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к друго...