Конспект урока по теме: «Отражение во фразеологии истории и культуры народа».
план-конспект урока (6 класс)
Комбинированный урок по родному русскому языку. Русский родной язык. 6 класс: учеб.пособие для общеобразоватю организаций/ О.М. Александрова и др./- М. : Просвещение, 2019 г.-144с. На уроке используется групповая, фронтальная, индивидуальная работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_umarova_i.r.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Отражение во фразеологии истории и культуры народа». 6 класс.
Тип урока: комбинированный
Цели: Образовательные: расширить представление о фразеологизмах, их синтаксической роли, умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.
Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий.
Планируемый результат:
Предметные:
Знать: отражение во фразеологии истории и культуры речи.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.
Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.
Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)
Межпредметные связи: Русский язык, литература
Ресурсы.Основные:
Русский родной язык. 6 класс: учеб.пособие для общеобразоватю организаций/ О.М. Александрова и др./- М. : Просвещение, 2019 г.-144с.
Дополнительные: распечатанные тексты.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Организационный момент | Учитель организует внимание обучающихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству. Обучающиеся внутренне организуются, мобилизуются на работу. Задание: продолжите фразу «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует …» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные мат-лы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | |||||
Актуализация знаний | Проверка домашнего задания | Комментируют выполнение работы (взаимопроверка) | |||||
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. | Приём: проблемная ситуация. Учитель: Ребята, сегодня мы расширяем наши знания по теме «Фразеологизмы». Сейчас я вам зачитаю текст, а вы определите цель и тему нашего урока: Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую. Связаны ли фразеологизмы с историей и культурой народа? Так о чем мы будем говорить на уроке? | Формулируют тему урока и цель: «История и культура народа – отражение во фразеологизме». | |||||
Изучение нового материала. | В каждом языке существуют такие слова и выражения, в которых отражена история и культура народа, его традиции, обычаи и взгляды на жизнь. К таким языковым единицам относятся и фразеологизмы. Нередко за фразеологическими оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – предметы ушедшего быта, представления и верования наших предков, реальные события далекого прошлого. Однако понять значение таких устойчивых выражений не всегда просто, потому что мы не знаем буквального смысла слов , в них входящих.Например, во фразеологизме ни кола, ни двора – «ничего»- слово кол употребляется в старом значении –«небольшой участок земли», а в обороте собак вешать(на кого-нибудь) – «обвинять, бранить» - слову собака свойственно значение «репей», известное в некоторых диалектах. Узнать историю и этимологию устойчивых оборотов и значение фразеологизмов можно в словаре, в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете. -Шанский Н.М. В мире слов; -Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии; «Словарь русской фразеологии. Историко –этимологический справочник» под редакцией В.М. Мокиенко. | Прочитать упр.46, записать словарное слово- станица- большое казачье селение.
Записывают словари. | |||||
Физминутка | Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка). -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места! | Выполняют коллективно | |||||
Закрепление - групповая работа | Групповая работа Приложение 1 Группа 1.Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм») На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову ароматным шампунем. Группа №2 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма. Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы. (Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики); Группа №3 Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?
2.Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши. | ||||||
Самостоятельная работа | Приём «Найди фразеологизмы». Продолжите историю Зацепочкина, используя фразеологизмы. Приложение 2 | ||||||
Фронтальная работа | Выполнение упр.49 стр. 50 | ||||||
Рефлексия | Прием «Ключевые слова» ⋅ Самооценивание | Самооценка: как я работал на уроке? Самоанализ: как я понял тему? | |||||
Дом.задание | : п. 6, упр. 51 | ||||||
Приложение 1
Группа 1.Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)
На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.
За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.
Группа №2
Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.
Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.
(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);
Группа №3
Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?
- Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.
2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.
КАРТОЧКИ Приложение 1
Группа 1.Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)
На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.
За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.
Группа №2
Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.
Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.
(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);
Группа №3
Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?
- Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.
2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.
Приложение 2
Приём «Найди фразеологизмы». Продолжите историю Зацепочкина, используя фразеологизмы.
Мир Зацепочкина.
Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.
В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»
Да, на уроках наш герой бил баклуши, точил лясы, сидел сложа руки и объяснения учителя мимо ушей пропускал. Классный руководитель часто повторяла: «Ты, Зацепочкин, горе мое луковое, учишься из рук вон плохо, не могу я с тобой найти общий язык, сколько ни бьюсь!» А однажды не выдержала и сказала: «Сегодня позвоню твоим родителям и скажу, что умываю руки. С меня довольно!»
Вечером Антон услышал, как мама говорит по телефону: «Спору нет – горячая голова! Это уже ни в какие ворота не лезет! Мы, родители, за его поведение головой отвечаем, а у меня все валится из рук. Ну сколько ему повторять? Уже в зубах навязло! У меня голова идет кругом… Спасибо Вам большое за звонок, уж я ему покажу, где раки зимуют!»
Утром Антон шел в школу, повесив нос. Не хотелось Зацепочкину становиться к позорному столбу. Надоело, что все показывают на него пальцем и склоняют во всех падежах. Белый свет ему был не мил. Он рад был бы сквозь землю провалиться. «Дело – труба. Надо бежать!», - подумал он и пустился на всех парах.
Бежал Антон что есть мочи куда глаза глядят. Наконец устал, остановился и , к своему удивлению, понял, что находится на платформе какой-то незнакомой станции. Вскоре подошел поезд и кто-то позвал: «Антон! Зацепочкин! Сюда!» Зацепочкин быстро забрался в вагон и осмотрелся. И тут он не поверил своим глазам: к нему подходил маленький человечек, похожий на гнома. Антон даже ущипнул себя, подумал, что спит. Нет, это не сон. Рядом с ним стоял самый настоящий гном…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
Конспект урока на тему: "эстафеты " (4 кл.), УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях
Конспект урока на тему: "эстафеты " (4 кл.)...
План-конспект урока на тему: Прыжки в скакалку. УМК "Физическая культура" под ред.В.И.Лях
Тема урока Прыжки в скакалку.Цель: повторить технику прыжков в скакалку.Задачи урока:1.Образовательные:- формирование навыка прыжков в скакалку.2. Оздоровительные:- способствовать выработке правильной...
Конспект урока на тему:"Бег 30 м",УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)
Конспект урока на тему:"Бег 30 м",УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)...
Конспект урока на тему: "Техника челночного бега", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)
Конспект урока на тему: "Техника челночного бега", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)...
Тема: Отражение во фразеологии истории и культуры с использованием Интернет- ресурсов
находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к друго...
Отражение во фразеологии истории и культуры народа
Методическая разработка урока по теме «Отражение во фразеологии истории и культуры народа» p { color: #000000; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; margin-bottom:...