Практикум по ОГЭ в 9 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Упражнения для подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl.praktikum_po_oge.urok_.docx17.82 КБ
Файл 9kl.praktikum_po_oge.razdatka.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Русский язык. 

Практикум по подготовке к ОГЭ.

1.Лексическая разминка. (практикум задания 7). Выполнение самостоятельно (2 мин.). «Дуэль» (Фразеологизм – значение) \ параллельно «Конкурс грамотеев» (Выберите среди них те, которые построены на основе тропа-эпитета)

Продолжите фразеологизмы. Объясните их значение. Выберите среди них те, которые построены на основе тропа-эпитета:

1)топтаться на…..

2)кусать…..

3)зарубить себе ….

4)как две капли…..

5)крокодиловы…..

6)от корки…..

7)ждать у моря….

8)проще пареной….

9)обвести вокруг……

10)не в бровь……..

11)сулить золотые…..

12)кисейная…..

13)свежо предание…..

14)рог……

15)на сон…

16)голод не……

-Объясните знак препинания во фразеологизме «свежо предание, а верится с трудом», если мы опустим союз А. Кто автор этого фразеологизма?

 И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

2.Синтаксический практикум. (Задание 2).

-Мы знаем, что основу любого синтаксического анализа составляет поиск и выделение предикативного центра предложения. Как вы думаете, почему? (Потому что это есть смысловой центр предложения, он помогает в постановке знаков препинания и определении типа связи).

-Запишем у доски и в тетрадях небольшое предложение.

Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.

-Что мы можем сказать об этом предложении, зная его грамматическую основу. (Предложение состоит из 3-х частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью).

-Какой ошибки нельзя допускать? (определять в качестве подлежащее существительное или местоимение в косвенном падеже).

-Какие средства художественной выразительности есть в предложении? (пробирается холод – олицетворение, колючий холод – эпитет)

Выделите грамматическую основу в каждом из представленных предложений.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1) появление стало (предложение 1) 
2) проблема возникновения жизни (предложение 2) 
3) следы жизни обнаружены (предложение 3) 
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4) 
5) они безжизненны (предложение 5) 

Ответ 45

3.Пунктуационный практикум (Задание 3).

Кроме того (1) она чувствовала (2) что (3) если  здесь (4) в своём доме (5) она едва успевала ухаживать за своими пятью детьми (6)то им будет ещё хуже(7) там (8) куда она поедет (9) со всеми ими.

Кроме того, она чувствовала, что если здесь, в своём доме, она едва успевала ухаживать за своими пятью детьми, то им будет ещё хуже там, куда она поедет со всеми ими.

124568

3- знак не нужен, т.к есть ТО

7-9- нет обоснования для знаков.

-Запишите анализ этого предложения (Предложение состоит из 4-х частей, связанных между собой подчинительной связью, осложнено вв.сл. и уточняющим обстоятельством).

4.Синтаксический анализ (Задание 4). «Превращения». Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1.каша из гречки –  гречневая каша

2. дом из кирпича – кирпичный дом

3.кусты сирени – сиреневые кусты
4.совет отца –   отцовский совет
5.бессонная ночь –  ночь без сна
6.полковое знамя – знамя полка
7. шестилетний ребёнок – ребенок шести лет.

5.Орфографический практикум (Задание 5).

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. 
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. 

 ОТВЕТ

15

6.Подведение итогов. Записать значение понятия СМЕЛОСТЬ. Предложение с каким типом связи вы записали?

7.Дз. Запишите сжато текст упр.217 (не менее 70 слов), не теряя при этом микротемы, исключая лишнюю информацию и примеры.



Предварительный просмотр:

Урок-практикум по теме «Комплексная подготовка к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)».

Бланк записи ученика 9 класса ________________________________________________________

1.Лексическая разминка. (задание № 7 «Средства художественный выразительности»). Продолжите фразеологизмы. Объясните их значение. 

1)топтаться на…..

2)кусать…..

3)зарубить себе ….

4)как две капли…..

5)крокодиловы…..

6)от корки…..

7)ждать у моря….

8)проще пареной….

9)обвести вокруг……

10)не в бровь……..

11)сулить золотые…..

12)кисейная…..

13)свежо предание…..

14)рог……

15)на сон…

16)голод не……

-Объясните знак препинания во фразеологизме «свежо предание…». Какой знак препинания потребуется, если мы опустим союз А.

- Кто автор этого фразеологизма?

(Подсказка!

 И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание,_______________

_______________________________)

2.Синтаксический практикум. (Задание № 2).

1)Запишите предложение под диктовку. Расставьте знаки препинания. Выделите в нём грамматические основы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу в каждом предложений.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1) появление стало (предложение 1) 
2) проблема возникновения жизни (предложение 2) 
3) следы жизни обнаружены (предложение 3) 
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4) 
5) они безжизненны (предложение 5) 

Ответ_______________________________

3.Пунктуационный практикум (Задание № 3). Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кроме того (1) она чувствовала (2) что (3) если  здесь (4) в своём доме (5) она едва успевала ухаживать за своими пятью детьми (6)то им будет ещё хуже(7) там (8) куда она поедет (9) со всеми ими.

Ответ_________________________________________

4.Синтаксический анализ (Задание № 4). «Превращения». Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1.каша из гречки –  

2. дом из кирпича –

3.кусты сирени –

4.совет отца –  
5.бессонная ночь –  
6.полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –

5.Орфографический практикум (Задание № 5). Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного. 
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. 
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется. 
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И. 

Ответ____________________________________________________________________

6.Толкование понятий (задание № 9.3). Сформулируйте и запишите определение понятия СМЕЛОСТЬ.

Смелость – это___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С

Предлагается интерактивный практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный практикум входит в учебно-методический комплекс  (Программа фак...

Программа элективного курса «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Данная программа может быть использована при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения . Урок русского языка в 10 классе

Урок-практикум Обучение написанию сочинения-рассуждения  Цели:закреплять навыки вычленения  основной проблемы текста;развивать  умения комментировать проблему, определят...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Практикум по подготовке к ОГЭ по русскому языку, 9 класс

В данных файлах представлены задания по двум темам: Типы связей в сложном предложении и Количество грамматических основ.Может использоваться в качестве раздаточного материала....

Рабочая программа Практикума по подготовке к ОГЭ по русскому языку 9 «г» класс

Сдача  Основного  Государственного  экзамена – это первое серьезное испытание для учащихся 9 класса. От его результатов зависит зачисление в 10 класс по выбранному профилю дальней...