Конспект урока русского языка в 5 классе ФГОС "Повторение морфемики"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Гаврюшова Светлана

Конспект урока русского языка 5 класс, проведенного в форме урока-обряда. направлен на повторение морфемики на материале, иллюстрирующем русские обряды, свазанные с празднованием православного праздника Масленицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» (5 класс)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок-обряд.

Цель урока: Повторить и закрепить в памяти учащихся тему "Морфемика"

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(7 минут).

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям, поделимся своими улыбками и поприветствуем их кивком головы. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и отчасти я понимаю почему. Ведь совсем скоро закончится зима, и первое весеннее солнце будет радовать нас своими яркими лучами. Вы знаете, как называется праздник, посвященный проводам зимы? (слайд 1).

- Конечно, это честная, широкая, веселая боярыня Масленица, госпожа Масленица. (Слайд 2).

Она празднуется за неделю до Великого поста (это пост перед Пасхой). Народ говорил о Масленице: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост». Масленица сопровождалась различными обрядами. Последний раз катались с гор, ели блины, сжигали чучело Зимы. В этом году празднование Масленицы приходится на неделю с 4 по 10 марта. А еще народная мудрость гласит: «Масленица семь дней гуляет» (слайд 3).

- Каждый из дней праздника имел свое название.

- Предлагаю вам совершить праздничное шествие протяженностью в неделю.

- Итак, понедельник – «Встреча». (слайд 4). Встречайте Масленицу. Посмотрите как русские художники изображали празднование Масленицы, послушайте русскую народную плясовую песню шуточного характера «Камаринскую» и попробуйте охарактеризовать Масленицу, какой она вам представится (видеоролик).

Приветствие учащимися друг друга, гостей

Ответы о празднике Масленица

Характеризуют Масленицу, используя слова с разными морфемами

2. Постановка учебной задачи.

(2 минуты)

3. Актуализация

знаний

( 6 минут)

- Молодцы, ребята! Добро пожаловать во второй день – «Заигрыш» (слайд 5).

Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа.(на доске). Тему урока. (слайд 6).

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

-Что же именно мы должны повторить?

-Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно.

Словообразовательный анализ слова Масленица.

Масленица <— масленый <— маслить (слайд 7).

Прочитайте масленичную песню, назовите слова, которые выражают особое отношение людей к Масленице. Какие части слова указывают на это? (слайд 8).

В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый — блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины (слайд 9). Отличались ли блины в каждый из дней? Чем?

Почему морфемы – значимые части слова?

Определяют тему урока, записывают число, «Классная работа», тему урока.

Тема урока – «Повторение морфемики»

- Цель урока – повторить темы, изученные в разделе «Морфемика»

Правописание гласных и согласных в приставках; Буквы з и с на конце приставок.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лаг- - -лож-, -рос- - -раст-. Буквы ы и и после ц.

Буквы ё-о после шипящих в корне.

Называют слова из текста, записывают их в тетрадь, выделяют морфемы.

Устно выделяют морфемы, делают вывод о значении морфем.

Отвечают на вопрос.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

(15 минут)

#1060;изкультминутка

(пауза релаксации)

(1 минута)

6. Обобщение и систематизация знаний

(10 минут)

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

(3 минуты)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 минута)

Продолжаем праздничное шествие. Среда – «Лакомка» (слайд 10). В этот день обычно зятья приходили к своим тещам на блины.

I. Правописание корней с чередованием а//о –лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-.

-Из слова «расхваливала» нужно взять приставку.

-Вторую приставку из слова «полакомился».

-Корень тот же самый, что и в слове «сложить».

-Суффикс слова «готовить».

-Употребить составленный глагол в неопределённой форме.

-Какое слово у вас получилось? расположить

- Теща должна была всячески показывать свое расположение к зятю.

-Глядя на составленное слово, кто из вас может предположить, какие орфограммы мы будем повторять в третий день?

- Самостоятельно распределите слова на группы: А / О. (слайд 11).

II. Правописание изменяемых и неизменяемых приставок.

Интересно провели третий день Масленицы, празднование продолжается. Четверг – «Разгул», («Перелом»). (слайд 12). В этот день устраивали массовые катания по улицам, кулачные бои. И мы с вами проведем своеобразный кулачный бой. Но прежде определим, за что будем бороться.

Что вы скажете о составе слов в названии дня? Какое значение имеют приставки?

- Кто из вас может предположить, какие орфограммы мы будем повторять в четвертый день?

У вас на столах есть листочки с заданием на весь ряд. Вы должны записывать каждый по одному примеру и передавать листок на следующую парту. Ответственный зачитывает слова и объясняет написание.

-Правописание каких двух групп приставок мы повторили? Какое орфографическое правило вы применяли, когда писали приставки на –з,-с?

III. О- Е после шипящих в корне слова

- Пришло время немного передохнуть, наступает пятница – «Тещины вечера» («Тещины вечёрки» (слайд 13).

- Какая орфограмма в слове вечёрки? Когда пишется о, когда ё после шипящих в корне?

Физкультминутка

- сцепите руки в замочек, когда услышите слово с буквой О после шипящих в корне –тянете руки вверх, когда Ё – руки вытягиваете вперед.

Трещотка, решётка, чопорный, жёлтый, шок, чёрный, шов, шёл, трущоба, щёлочь, жонглер, жёлудь, шёпот, шёлк, крыжовник, шорох, капюшон, шофёр, щётка, шомпол, шоссе, расчёска, шоколад.

Посмотрите на написание этих слов, запишите с 3 любыми из них словосочетания (слайд 14).

Молодцы, справились с заданием. А теперь побываем в гостях у невестки. Суббота – «Золовкины посиделки» (слайд 15).

IV. Ы-И после Ц

1. Озаглавьте текст.

2. Восстановите текст, используя слова для справок.

3. Графически обозначьте орфограмму.

Текст (слайд 16).

Сегодня мы идем в … : папа, мама, моя сестра и я, Вова … . Там будут выступать борцы, наездницы, … .

Весь день я смотрел на часы. Когда маленькая стрелка остановилась на … «три», мы вышли из дома.

По дороге в ц…рк, на углу одной … , папа купил букет белой … для артистов. Сестрёнка приподнялась … и понюхала цветы. Вот и … . …. контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

Слова для справок: ц…рк, Синиц…н, борц…, наездниц…, мотоц…клисты, на ц…фры, улиц…, акац…и, на ц…почки, ц…рк, круглолиц…й.

Настал последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье» на фоне Камаринской.

Это самый веселый, озорной день. В этот день проводились разные игры, состязания, катание на санях, песни под гармошку, сжигали Масленицу – соломенное чучело (слайд 17). Пели прощальные песни (2 ученика).

Но самым главным было попросить в этот день прощения у своих родных и близких людей. Люди говорили: «Прости меня, ради Христа». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». (музыку выключаю).

Ну а мы подведем итог нашему праздничному шествию и определим, не нужно ли нам просить прощения за урок, все ли мы с вами сделали правильно.

- Какова была цель урока?

- Как вы считаете, мы ее достигли?

(слайд 18). Рефлексия.

Оценки за урок.

Подготовиться к контрольному диктанту, ответить на вопросы учебника.

Составляют слово, записывают его, выделяют части слова, один ученик на доске.

Постановка микроцели

Говорят правило.

Записывают слова в тетрадь.

Работа у доски (по вариантам: 1 – А , 2 - О)

Постановка микроцели

Правописание изменяемых и неизменяемых приставок

Записывают слова на лист и передают друг другу.

Объясняют написание приставок.

Постановка микроцели

Правило

Физкультминутка.

Запись словосочетаний.

Списывают текст, вставляют пропущенные слова, обозначают орфограммы

Два ученика рассказывают песни о проводах Масленицы

Отвечают на вопросы учителя.

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русский язык 5 класс "Морфемика"

Конспект урока для 5 классов по разделу "Морфемика".  Цель урока: разнести понятия формы слова и однокоренные слова.  Сформировать у детей умение определять однокоренные слова по морфемной с...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...