Конспект урока"Сочинение-рассуждение как функционально-смысловой тип речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе по теме: "Сочинение-рассуждение как функционально-смысловой тип речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 106.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Рассуждение как функционально- смысловой тип речи
Цель:
актуализировать знания об особенностях рассуждения как функционально-смыслового типа речи.
Задачи:
- познакомиться с особенностями построения рассуждений;
- совершенствовать навыки составлять текст - рассуждение;
- находить тезис в рассуждениях;
- подбирать аргументы и примеры для доказательства тезиса;
- развивать внимание к слову и его лексическому значению;
- Формировать личностную мотивацию учебной деятельности.
Структура урока
- Оргмомент. Мотивация.
Для того, чтобы совершенствовать, развивать ум, надо больше
рассуждать, чем заучивать.
Рене Декарт, 17 век, французский физик, математик, философ.
-Проанализируйте высказывание Рене Декарта.
(развитие и самосовершенствование невозможно без собственных и постоянных рассуждений.
Это действительно так, ведь без рассуждения мозг спокоен, не напрягается, находится в сонном состоянии.
При рассуждении же он генерирует какие-то новые мысли, новые идеи и умозаключения. Но главное - при рассуждении мозг работает на все 100%, он напряжен, он горяч, он выполняет различные умственные операции, развивается благодаря этому.)
Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.
2.Определение темы урока. Целеполагание.
Игра « Найди лишнее».
Задание: найдите в каждой строке слово, не связанное по смыслу с остальными.
А) Док..зательство, рас..уждение, одна ф..т..графия
Б) Оп..сание, какой? Нельзя сф..т..графировать
В) (Не)сколько ф..т..графий, действие, почему?
-К основным функционально-смысловым типам речи относятся?
(Описание, повествование, рассуждение)
-Почему эти типы речи называются функциональными?
(Функциональными эти типы речи называются потому, что различаются функциями.)
У описания функция-рассказать о том, каким является предмет речи, охарактеризовать его.
У повествования функция- рассказать о событии, обстоятельствах, при котором оно произошло.
У рассуждения- объяснить.)
- Как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?
(в рассуждении, как в любом тексте, есть вступление, основная часть, заключение.
Структура рассуждения: Тезис-доказательство-вывод)
-Что такое тезис?
(утверждение, подлежащее доказательству.)
3. Задание: Подберите подпись к фотографии, в которой содержится тезис.
(Акробатика-королева риска)
Какие утверждения (тезисы) можно сформулировать по фотографиям?
(Учиться-всегда пригодится; кто много учится, тот много знает;)
учеба-мой главный труд; учение и труд к счастью ведут
-Как вы, ребята, относитесь к учебе? Как вы справляетесь с трудными предметами?
-Достаточно ли тезиса? Что может быть доказательством?
- Факты
- Общепринятые положения, принципы, нормы.
- Пословицы, поговорки
- Примеры из личной жизни
- Ссылка на авторитет
- Примеры из художественной литературы
-Сколько должно быть аргументов?
4.Задание: Распределите пары предложений по группам.
Предложения представляют собой тезис и аргумент 1.Андрей-мой лучший друг. Мне с ним никогда не скучно. | Второе предложение не является аргументом к первому 2. Андрей-мой лучший друг. У него есть младшая сестра и огромный черный пёс, который громко лает |
4. Андрей-мой лучший друг. У нас общие интересы. | 3.Андрей-мой лучший друг. Мы живем в одном доме, учимся в одном классе. |
5. Андрей-мой лучший друг. Вчера мы с ним опять подрались, но потом сразу же помирились. | |
6. Андрей-мой лучший друг. Мы с ним очень похожи внешне: оба худощавые, высокие. |
-Какие части рассуждения могут связывать данные языковые средства?
Во-первых…
Во-вторых…
Наконец - аргументы
Например
Я считаю…
На мой взгляд…
Возможно… - тезис
По моему мнению
Следовательно
Таким образом - вывод
Итак
Я понял, что
5.Задание: Прочитайте текст, найдите в нём тезис, аргументы и вывод.
Туристам нравится расположенный в двадцати километрах от Кисловодска уникальный природный комплекс «Медовые водопады». Эти водопады называются медовыми, потому что сто лет назад в расщелинах скал жили дикие пчёлы.
У самого большого каскада сооружён мостик, по которому можно пройти, чтобы испытать леденящую свежесть хрустальных брызг и сделать потрясающие фотографии. Водопады подарят прохладу в знойный день. Зимой туристов поражают причудливые композиции застывшей мощи и таинственной тишины.
Приглашаем вас на медовые водопады, чтобы восхититься сказочной красотой природы.
6. Задание: Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст-рассуждение.
Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).
Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.
Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.
Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.
Для выполнения задания нужно найти предложение, в котором содержится тезис, требующий доказательств. Это предложение 2. Находим в нём ключевые слова (не смогли определить), ищем смысловую связь с другими предложениями, находим её в 1-м предложении: сначала считали, потом решили. Предложения 1 и 4 имеют однокоренные слова: родственник, родство. Следовательно, эти предложения должны стоять рядом. Предложение 3 является заключительным, выводом.
Правильный ответ
2. Учёные до сих пор толком не смогли определить, к какому виду животных относится зверёк коала, обитающий в Австралии.
1. Сначала считали, что это панда или медведь, потом решили, что его родственник – вомбат, кенгуру или опоссум (все они являются травоядными сумчатыми животными).
4. Но если родство всё же существует, то отследить его исследователи не смогли.
3. Поэтому решили считать современную коалу единственным представителем семейства коаловых.
7.Рефлексия
8. Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на тему:
«Каждый ли может стать отличником?»
Дополнительно:
Прочитайте рассуждение. Найдите в нём лишнее предложение, подчеркните его.
При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли. Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым. И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего шарообразную форму. Своим авторитетом, который и в древности, и в средние века считался непререкаемым, Аристотель закрепил на много веков ложное мнение, что Земля – неподвижный центр Вселенной. Таким путём Аристотель пришёл к выводу, что Земля, безусловно, шарообразна и что шарообразны, по-видимому, все небесные тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Презентация к уроку. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту В.Санина
Презентация представляет собой результат коллективной работы учащихся 10-го класса. Работа проводилась по тексту В.Санина в соответствии с критериями оценивания сочинения (часть С ЕГЭ)....
Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...
"Опорный конспект для сочинения-рассуждения ГИА по русскому языку"
Материал предназначен в помощь учащимся, которым предстоит сдавать ГИА.Рассматривается поэтапное выполнение задания 15 (написание сочинения-рассуждения)...
Конспект урока. Сочинение-рассуждение "Береги природу"! (6 класс)
Сочинение – рассуждение «Береги природу»!Цели урока: повторить основные типы речи, научить их расп...
Урок Сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3
Сочинения-рассуждения: 15.1, 15.2, 15.3...
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....