Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_eseninu.doc | 52 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 532 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Валуйки Белгородской области
Урок русского языка в 10 классе
( развитие речи )
Анализ публицистического текста
как подготовка рабочих материалов
к сочинению - рассуждению
Учитель русского языка и литературы
ИВАНЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА
г. ВАЛУЙКИ
Тема: Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
Цели:
подготовить учащихся к выполнению части С единого государственного экзамена и научить:
- понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;
-логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении
Задачи:
научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.
Ход урока
- Вступление
-Время пролетело быстро. Вот вы 10-классники. Наступает ответственная пора – это сдача ЕГЭ. Одним из самых сложных заданий на экзамене является написание сочинения – рассуждения. Цель сегодняшнего урока … (слайд)
Обратите внимание на эпиграф к нашему урока:
Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов
Согласны ли вы с утверждением автора?
- Поэтическая минутка.
-Жизнь сложна, и в трудную минуту мне всегда почему – то хочется открыть томик стихов и прочитать.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
-Кто автор этих строк? (слайд)
-Поэтому вы догадались, что урок русского языка я решила связать с именем Сергея Есенина. Этому человеку, человеку гению, человеку истории посвящено много замечательных строк.
3. Актуализация темы
- О С. Есенине писали многие писатели, литературоведы: Александр Воронский, Николай Браун, Борис Ковынев, Евгений Винокуров и др.
Я думаю, что каждый из вас определить лексическое значение слову «писатель», а сможете ли вы самостоятельно дать определение слову «литературовед» (слайд)
- Подберите к слову «литературовед» синонимы
(критик, эссеист, писатель, публицист, прозаик), используя позже их в своём сочинении .
-Сегодня мы познакомимся и проанализируем текст Е. Винокурова о С. Есенине, по которому вы будете создавать своё собственное сочинение.
Е. Винокуров – автор статьи о С. Есенине, известный русский писатель, поэт, участник Вов. Современную литературу невозможно представить без произведений этого публициста.
(слайд)
Один из учёных - философов сказал:
«Понимание текста – процесс творческий». Я думаю, что на этом уроке вы убедитесь, что работа с любым текстом – это процесс творческий для любого мастера.
4.Применение знаний и способов деятельности.
- Прежде чем приступить к чтению и анализу текста, вспомните, что включает в себя анализ текста.
Работа по схеме:
-Что такое тема?
-Основная мысль?
-Проблема?
а) Чтение учителем текста Е. Винокурова «Есенин»
б) Анализ текста:
- Определите тему текста-------
- основную мысль--------
- прокомментируйте проблему текста---------
- Для того, чтобы правильно сформулировать ответы, я предлагаю вам использовать разнообразные клише.
-Какова позиция автора?
-Теперь, после знакомства с текстом, определите стиль и тип речи, аргументируя свой ответ.
Публицистический-…
Рассуждение-…
Работу над текстом можно вести по схеме – она на доске.
(слайд)
-Вы должны её запомнить чтобы, четко отслеживать композиционное построение сочинения.
Мы нашли основную мысль текста, какими аргументами доказывает её автор?
-Проиллюстрируйте каждый довод примерами из текста?
-Почему критик именно Есенина называет «сейсмографом»?
(словарная работа слайд)
- Каким авторским выводом заканчивается текст?
5.Повторение средств выразительности.
- Я думаю, что невозможно отнестись равнодушно к этому тексту. Посредством чего Винокурову удалось образно, ярко, эмоционально сказать о Есенине.
- Какие средства выразительности вы увидели в тексте?
( Подбор средств выразительности) (слайд)
6. Подготовка к письменной работе.
- Вы хорошо справились со всеми заданиями:
проанализировали текст, определили его особенности, поделились своими мыслями.
План сочинения – рассуждения
- Мы обговорили почти все пункты плана, кроме собственного мнения и его аргументации:
1 – из жизненного опыта,
2 – из художественной литературы.
7. Информация о дом.задании
- Написать сочинение – рассуждение по плану;
самостоятельно найти аргументы
(тексты других писателей о Есенине),
(жанр- стансы – посвящение, автор Ольга Уваркина).
8. Итог урока
- Вот и подошёл к концу урок. Реализуйте свои таланты и способности: интеллектуальные и творческие. Чтобы услышать ваши важные выводы и краткие заключения по уроку, предлагаю составить французские стихи – небольшие по объёму, состоящие из 5 строк.
- Как называются эти стихи?
9. Рефлексия (составление синквейна)
1.В первой строчке тема называется одним словом
( существительным)
2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
3.Третья строчка – это описание действия
(тремя глаголами)
4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
(афоризм)
5.Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
(слово – резюме)
Есенин
Великий, доступный
Существует, определяет, одухотворяет
Пользуется безграничной любовью народа
Поэт
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...
Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.
Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....