Конспект урока. Сочинение-рассуждение "Береги природу"! (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Игнатова Светлана Михайловна

                          Сочинение – рассуждение «Береги природу»!

Цели урока: повторить  основные типы речи, научить их распознавать; вспомнить композиционное построение сочинений – рассуждений, средства связи между частями; подобрать материал  к сочинению – рассуждению на тему «Береги природу!», используя в доказательствах числительные.

2. Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление, воображение учащихся.

3. Осуществлять экологическое воспитание: стремление любить и беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_-_rassuzhdenie.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

                          Сочинение – рассуждение «Береги природу»!

Цели урока: повторить  основные типы речи, научить их распознавать; вспомнить композиционное построение сочинений – рассуждений, средства связи между частями; подобрать материал  к сочинению – рассуждению на тему «Береги природу!», используя в доказательствах числительные.

2. Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление, воображение учащихся;

3. Осуществлять экологическое воспитание: стремление любить и беречь природу.

Оформление доски: Эпиграф:                                                          Беречь природу – долг каждого.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

М. М. Пришвин.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                                                Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Слово учителя.  «Лирическая страничка»

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голоса  реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

 Вы прослушали поэтические  строки  неизвестного автора.  К чему он призывает? О чем заставляет задуматься? Наш сегодняшний урок немного необычен.

- Как вы думаете, почему? (мы будем говорить о природе и об отношении к ней со стороны людей, общества,  конкретного человека,  подготовимся к сочинению – рассуждению «Береги природу»!)

- Что такое природа?

- Как надо охранять природу?

-  Почему нужно охранять природу? Докажите это.

- К какому типу речи вы обратитесь?

- Какие типы речи вы знаете?

-  Чем они друг от друга отличаются? На какие вопросы отвечают?

3.Повторение материала о типах речи-

«Русская речь»5-7кл. Е.И.Никитиной  Стр.60

«Уроки развития речи» 6класс – Русский язык. Е.И.Никитина  изд. «Дрофа» -1999г. -стр.81-82

 Рассуждение имеет три части : тезис(основное положение), доказательства и вывод.

4.Работа с текстом:

1-группа: Прочитайте текст. Скажите, чему он нас учит

Знай, люби и береги природу.

Природа - это земля, вода, растения, животные и человек.

Ты, я и все люди на земле связаны с природой.

Береги растения: не ломай деревья, не рви цветы на клумбах.

Не обижай животных. Жалей их, помогай им. Учи этому  маленьких и взрослых. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю лес, степь, горы. Будем охранять наши реки, степи, леса и горы.

Человеку нужна Родина. Охранять природу - значит беречь Родину.

(По М. Пришвину.)

Задания к тексту:

1. Что такое природа?

2. Как надо охранять природу?

3. Почему нужно охранять природу?

4. Выпишите правила по охране природы.

5. Дополните правила своими примерами.

2-группа: Прочитайте текст, скажите, как надо вести себя в гостях?

Если ты пошел в гости.

В гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обижать хозяев. Но вот ты отправился на природу.

И в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях. В гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь есть свои правила вежливости:

Не ловите, не обижайте зверей.

Не "спасайте" птенцов. Родители найдут их сами.

Не шумите в лесу.

Не жгите костер в лесу. - Не бейте бутылки, не бросайте бумагу.

(По Е. Рубцовой)

Задания к тексту:

                     1. Как надо вести себя в лесу?

                     2. Спишите правила поведения в лесу.

                     3. Назовите в этих текстах тезис, доказательства и вывод.

5. Рубрика. «Это важно  знать»! ( сообщения учащихся)

  • Защита леса – забота первостепенная. Недаром их называют «легкими городов». Леса- это огромная фабрика кислорода. Ежегодно в атмосфере кислорода становится меньше на несколько миллиардов тонн. Подсчитано, например, что реактивный лайнер при перелете из Америки в Европу за 8 часов расходует 50- 70 тонн кислорода, столько же, сколько вырабатывает за то же  время 25-50 тысяч гектаров леса.
  • Беречь книгу - беречь лес!
  • Еще недавно считалось, что запасы пресной воды неистощимы. Но люди столкнулись с недостатком пресной воды

«Вода  - удивительное вещество в мире, великий художник природы»

«Воду надо беречь!»;

-         «Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо 2,5 литра воды ежесуточно, а за   70 лет жизни – почти 65 тонн»;

-         «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.»;

-         «Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т.»;

-         «На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты».

-         «Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 81%, кости- 15-20% воды»;

  •  Сегодня в мире под угрозой исчезновения находится 1130 видов  млекопитающихся, 1183 вида птиц, 296 видов пресмыкающихся, 146 видов земноводных, 751 вид рыб.
  • В 1963году появилась первая Красная Книга.
  • Первый выпуск Красной Книги в СССР вышел в свет в 1978году.
  • Официальная  Красная  Книга РФ появилась в 2001году. Она включает 259 видов позвоночных животных, среди которых 3 вида круглоротых, 39 видов рыб, 8 видов земноводных, 21 вид пресмыкающихся, 123 вида птиц и 65 видов млекопитающихся.

Красная Книга – живая! Она постоянно обновляется.

  •  Есть Красная Книга растений. В неё записаны: лотос, тис ягодный, пихта грациозная, бархатное дерево, кедр европейский, берёза Медведева, женьшень, болотный вереск, ковыль камнелюбивый, пихта камчатская  и т.д.

6.Собери пословицы:     - Соберите пословицы:

   1. Родина - и охранять, мать, её, любить, учись. (Родина – мать , учись любить её и охранять)

   2. Лес - береги, леса, свои, богатство и краса.(Лес- богатство и краса: береги свои леса)

   3. Срубили - птицы, прощай, дерево.(Срубили  дерево- прощай птица)

   4. Враг тот, природы, леса, кто, бережет, не.( Враг тот природы, кто леса не бережет)

   5. Сломать - минута, дерево, года - вырастить. (Сломать дерево- минута, вырастить – года)

   6. Дерево, воду, живет, водой, бережет, дерево.(Дерево живет водой, дерево воду бережёт)

7.Составьте словосочетания:

1. Беречь (что?) …

2. Не обижать (кого?) …

3. Не рвать (что?) …

4. Помогать (кому?) …

8. Таким образом, какой мы должны выдвинуть тезис(положение)?

     1. Тезис.   ( Природа – это окружающий нас мир, который мы должны беречь. Это вода, воздух, земля, растения и животный мир. Охранять природу –значит охранять  и беречь Родину ).

     2. Доказательства

 а)

б)

в)

    3.Вывод.

9. Работа над сочинением.

 10.  Рефлексия.

- На уроке я понял….

- Мне запомнилось…

- Важно знать…

- Мы  обязаны…

11. Домашнее задание. Написать сочинение «Береги природу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Природа Мегиона"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Десятичные дроби". В ходе выполнения заданий, ученики узнают интересную информацию о природе Мегиона....

Конспект урока по ОБЖ для 6 класса на тему: "Активный отдых на природе. Лыжные походы"

Данный конспект может применяться для проведения уроков в 6-х классах из раздела "Активный отдых на природе"Ссылка для скачивания полной версии урока: https://yadi.sk/d/5fmLQvUHZbtW4...

Конспект урока географии в 9-ом классе "Особенности природы Европейского Севера"

В конспекте представлены цели урока, задачи, технологическая карта....

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...