Конспект урока. Сочинение-рассуждение "Береги природу"! (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Сочинение – рассуждение «Береги природу»!
Цели урока: повторить основные типы речи, научить их распознавать; вспомнить композиционное построение сочинений – рассуждений, средства связи между частями; подобрать материал к сочинению – рассуждению на тему «Береги природу!», используя в доказательствах числительные.
2. Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление, воображение учащихся.
3. Осуществлять экологическое воспитание: стремление любить и беречь природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_-_rassuzhdenie.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение – рассуждение «Береги природу»!
Цели урока: повторить основные типы речи, научить их распознавать; вспомнить композиционное построение сочинений – рассуждений, средства связи между частями; подобрать материал к сочинению – рассуждению на тему «Береги природу!», используя в доказательствах числительные.
2. Развивать устную и письменную речь, самостоятельное мышление, воображение учащихся;
3. Осуществлять экологическое воспитание: стремление любить и беречь природу.
Оформление доски: Эпиграф: Беречь природу – долг каждого.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
М. М. Пришвин.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Слово учителя. «Лирическая страничка»
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голоса реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Вы прослушали поэтические строки неизвестного автора. К чему он призывает? О чем заставляет задуматься? Наш сегодняшний урок немного необычен.
- Как вы думаете, почему? (мы будем говорить о природе и об отношении к ней со стороны людей, общества, конкретного человека, подготовимся к сочинению – рассуждению «Береги природу»!)
- Что такое природа?
- Как надо охранять природу?
- Почему нужно охранять природу? Докажите это.
- К какому типу речи вы обратитесь?
- Какие типы речи вы знаете?
- Чем они друг от друга отличаются? На какие вопросы отвечают?
3.Повторение материала о типах речи-
«Русская речь»5-7кл. Е.И.Никитиной Стр.60
«Уроки развития речи» 6класс – Русский язык. Е.И.Никитина изд. «Дрофа» -1999г. -стр.81-82
Рассуждение имеет три части : тезис(основное положение), доказательства и вывод.
4.Работа с текстом:
1-группа: Прочитайте текст. Скажите, чему он нас учит
Знай, люби и береги природу.
Природа - это земля, вода, растения, животные и человек.
Ты, я и все люди на земле связаны с природой.
Береги растения: не ломай деревья, не рви цветы на клумбах.
Не обижай животных. Жалей их, помогай им. Учи этому маленьких и взрослых. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю лес, степь, горы. Будем охранять наши реки, степи, леса и горы.
Человеку нужна Родина. Охранять природу - значит беречь Родину.
(По М. Пришвину.)
Задания к тексту:
1. Что такое природа?
2. Как надо охранять природу?
3. Почему нужно охранять природу?
4. Выпишите правила по охране природы.
5. Дополните правила своими примерами.
2-группа: Прочитайте текст, скажите, как надо вести себя в гостях?
Если ты пошел в гости.
В гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обижать хозяев. Но вот ты отправился на природу.
И в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях. В гостях у природы, у тех, кто здесь живет. Здесь есть свои правила вежливости:
Не ловите, не обижайте зверей.
Не "спасайте" птенцов. Родители найдут их сами.
Не шумите в лесу.
Не жгите костер в лесу. - Не бейте бутылки, не бросайте бумагу.
(По Е. Рубцовой)
Задания к тексту:
1. Как надо вести себя в лесу?
2. Спишите правила поведения в лесу.
3. Назовите в этих текстах тезис, доказательства и вывод.
5. Рубрика. «Это важно знать»! ( сообщения учащихся)
- Защита леса – забота первостепенная. Недаром их называют «легкими городов». Леса- это огромная фабрика кислорода. Ежегодно в атмосфере кислорода становится меньше на несколько миллиардов тонн. Подсчитано, например, что реактивный лайнер при перелете из Америки в Европу за 8 часов расходует 50- 70 тонн кислорода, столько же, сколько вырабатывает за то же время 25-50 тысяч гектаров леса.
- Беречь книгу - беречь лес!
- Еще недавно считалось, что запасы пресной воды неистощимы. Но люди столкнулись с недостатком пресной воды
«Вода - удивительное вещество в мире, великий художник природы»
«Воду надо беречь!»;
- «Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо 2,5 литра воды ежесуточно, а за 70 лет жизни – почти 65 тонн»;
- «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.»;
- «Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т.»;
- «На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты».
- «Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 81%, кости- 15-20% воды»;
- Сегодня в мире под угрозой исчезновения находится 1130 видов млекопитающихся, 1183 вида птиц, 296 видов пресмыкающихся, 146 видов земноводных, 751 вид рыб.
- В 1963году появилась первая Красная Книга.
- Первый выпуск Красной Книги в СССР вышел в свет в 1978году.
- Официальная Красная Книга РФ появилась в 2001году. Она включает 259 видов позвоночных животных, среди которых 3 вида круглоротых, 39 видов рыб, 8 видов земноводных, 21 вид пресмыкающихся, 123 вида птиц и 65 видов млекопитающихся.
Красная Книга – живая! Она постоянно обновляется.
- Есть Красная Книга растений. В неё записаны: лотос, тис ягодный, пихта грациозная, бархатное дерево, кедр европейский, берёза Медведева, женьшень, болотный вереск, ковыль камнелюбивый, пихта камчатская и т.д.
6.Собери пословицы: - Соберите пословицы:
1. Родина - и охранять, мать, её, любить, учись. (Родина – мать , учись любить её и охранять)
2. Лес - береги, леса, свои, богатство и краса.(Лес- богатство и краса: береги свои леса)
3. Срубили - птицы, прощай, дерево.(Срубили дерево- прощай птица)
4. Враг тот, природы, леса, кто, бережет, не.( Враг тот природы, кто леса не бережет)
5. Сломать - минута, дерево, года - вырастить. (Сломать дерево- минута, вырастить – года)
6. Дерево, воду, живет, водой, бережет, дерево.(Дерево живет водой, дерево воду бережёт)
7.Составьте словосочетания:
1. Беречь (что?) …
2. Не обижать (кого?) …
3. Не рвать (что?) …
4. Помогать (кому?) …
8. Таким образом, какой мы должны выдвинуть тезис(положение)?
1. Тезис. ( Природа – это окружающий нас мир, который мы должны беречь. Это вода, воздух, земля, растения и животный мир. Охранять природу –значит охранять и беречь Родину ).
2. Доказательства
а)
б)
в)
3.Вывод.
9. Работа над сочинением.
10. Рефлексия.
- На уроке я понял….
- Мне запомнилось…
- Важно знать…
- Мы обязаны…
11. Домашнее задание. Написать сочинение «Береги природу!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса
Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...
Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Природа Мегиона"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Десятичные дроби". В ходе выполнения заданий, ученики узнают интересную информацию о природе Мегиона....
Конспект урока по ОБЖ для 6 класса на тему: "Активный отдых на природе. Лыжные походы"
Данный конспект может применяться для проведения уроков в 6-х классах из раздела "Активный отдых на природе"Ссылка для скачивания полной версии урока: https://yadi.sk/d/5fmLQvUHZbtW4...
Конспект урока географии в 9-ом классе "Особенности природы Европейского Севера"
В конспекте представлены цели урока, задачи, технологическая карта....
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...