Урок русского языка в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.62 КБ |
презентация к уроку | 82.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение».
Учитель: Громова Ирина Борисовна, учитель русского языка и литературы МКОУ Березовской СОШ
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Ход урока
Организационный этап (слайд 1)
Анна Ахматова
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
1942 г.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стих. Паустовского):
1. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Творческая работа
Используя слова своего словарика, напишите мини-сочинение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадки : 1)Крыльев нет, А быстро летаю, Сам меня выпустишь — Да потом не изловишь. 2)С добром скажу – сладкое, Со злом скажу – горькое. 3)Звуки друг друга нашли, Встали рядом и смысл обрели. Много их, аж кругом голова… Собираются звуки в…
Вставьте пропущенные буквы. Расст ..гнуть пуговицу Раст .. нуть веревку Прим.. рять врагов Прим.. рять платье Пол.. скать белье Пол.. скать малыша C…деть на стуле – с…деть от горя
Проверь себя! Расст е гнуть пуговицу Раст я нуть веревку Прим и рять врагов Прим е рять платье Пол о скать белье Пол а скать малыша C и деть на стуле – с е деть от горя
Тема урока: Слово и его лексическое значение.
Цели урока: 1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова». 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
Лексика - словарный состав языка. Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки. Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл). Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение Слово Лексическое значение Грамматическое значение Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова. Форма слова, которая определяется по его окончанию. Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер. Часть суши, окружённая со всех сторон водой. Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе. Река ЗАРОСЛА камышом. Покрыться какой-либо растительностью. Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.
Учебник с.150, упр. 326.
Стихотворение И. Токмаковой Ложка – это ложка, Ложкой суп едят. Кошка – это кошка, У кошки семь котят. Тряпка – это тряпка, Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка, Оделся и пошел. А я придумал слово, Смешное слово – плим . И повторяю снова: Плим , плим , плим ! Вот прыгает и скачет Плим , плим , плим . И ничего не значит Плим , плим , плим !
«Угадай слово» по его лексическому значению! 1) - небольшая книжка. 2) – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединённых короткой рукояткой. 3) – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. 4) – игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. 5) – запас слов и выражений человека.
Проверь себя! Брошюра – небольшая книжка. Гантель – гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединённых короткой рукояткой. Жюри – группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках. Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. Лексикон – запас слов и выражений человека.
УПР.328 (с.151). Выберите из толкового словаря любые три слова : существительное , прилагательное , глагол . Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов . Составьте с. ... Расскажите по словарным статьям о каждом из этих слов . Составьте с ними предложения.
Ответь на вопросы: 1 Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________ _____________________________________________ 2 Сегодня на уроке я научился( лась ) (ЧЕМУ?) ____________________________________ _____________________________________________ 3 Сегодня на уроке на научился( лась ) лучше делать (ЧТО?) _____________________________________________________________________________- 4 Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________________ 5 Сегодня на уроке я мог( ла ) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________ _____________________________________________ 6 Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?) ____________________________________________________________________________-
Домашнее задание: С.149, п. 64, упр.331
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Фрагмент открытого урока в 5 классе по теме «Слово и его лексическое значение».
В этом документе размещен фрагмент открытого урока в 5 классе...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Слово и его лексическое значение»
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели урока: личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связыва...
Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку
Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку...
Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства".
Урок в 5 "А" классе по теме: "Слово и его лексическое значение. Лексика на службе сельского хозяйства"....