Урок руского языка в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Урок- изучение нового материала в 5 классе по теме "Слово и его лексическое значение" и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.docx | 35.42 КБ |
leksika_kak_opredelit_leksicheskoe_znachenie_slova.pptx | 56.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила Стафеева Л.В. Учитель русского языка и литературы БОУ «Кабаньевская ООШ»
Тема урока: Слово и его лексическое значение Класс: 5 Тип урока: изучение нового материала Цели урока: - сформировать способность определять лексическое значение слова; - развивать умение работать с толковым словарём; - показать важность изучения лексики - воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам. Формируемые УУД: личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова. метапредметные: регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки; познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки исследовательской деятельности; коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга. Применяемые технологии: развивающее обучение проблемное обучение обучение в группах и в парах самодиагностики (коррекции) Оборудование: мультимедиа (презентация), школьные словари, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, раздаточный материал, оценочный листы. Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении | |||||
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.(2мин.) | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Включает учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Добрый день, ребята! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? | Демонстрируют своё настроение. | Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. | |
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) Цель этапа: Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Актуализация умений по работе со словом. | Ребята, мы с вами на прошлых уроках говорили о звуках и буквах. И познакомились с двумя понятиями. (Фонетика и Орфоэпия) (слайд1) Вы владеете перечисленными понятиями, но знакомы ли вы со следующим? Оно выделено красным цветом. Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно- вам предстоит определить самим…Для того, чтобы определить тему урока, я приготовила вам подсказки: Я принесла эти книги. Вот в этих книгах находятся слова. Их там великое множество.(показываю словари). Слов великое множество. Показываю словари и называю количество слов. Как вы думаете какое название урока. О каком слове идёт речь? (слово) О чем высказывание? Какова основная тема? Слово –это первая часть темы. Тогда следующая подсказка: Я приготовила карточки, вы поработаете с ними и выясните вторую половину названия урока., Вам нужно поставить в корне слова разные буквы. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. Почему? (Слайд2)
Обсудите в парах. (карточка №1) -На что обращаем внимание при написании слов? ( правописание зависит от лексического значения слова) Итак, кто догадался , какая тема урока? Откройте рабочие тетради, запишите число. Классная работа и тему урока. Запись в тетради. Слово и его лексическое значение. К.Г.Паустовский «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество А знаете ли вы?... В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. Как узнать значение слова. Прочтём в учебнике. А теперь поставим цели нашему уроку: ( слайд 3) Итак, сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается лексическое значения слова и научимся определять лексическое значение разными способами. На ваших столах лежат оценочные листы, оцените свою работу в конце урока. | Отвечают на вопросы Решают задания Определяют тему, цель, задачи урока.. Делают записи. Работают в парах Читают статью. | Владение ключевыми понятиями. Знать определение разделов русского языка | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе Знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи) Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах; организовать самопроверку и самооценку; организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | определение задач для каждой группы; организует работу с учебником. | Так какой же раздел русского языка изучает слово? ( лексика) Слова образуют словарный состав или лексику. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке –лексикологии. Запас слов – лексикон. Обратите внимание на экран. (Слайд 4) Вот термины, связанные с темой урока? Зачитайте их толкование и лексическое значение? Лексикология, лексикон, лексика (запишите их и выделите орфограммы) Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас? Лексикон. (По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!) Ребята, как вы думаете, а ваш словарный запас из скольких слов состоит? Ребята, а что можно по речи человека определить? Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека ( читать, расширять свой словарный запас) Наша задача – расширять свой словарный запас. – Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать? Обратимся к учебнику.(стр152) После чтения текста беседа: - Все ли понятно? Какие появились вопросы? - Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют? Итак: ( слайд 5) 1.Подбирая близкие по значению слова. 2.Указывая отличительные признаки предмета. 3.Раскрывая значение частей слова. | Записывают в тетрадь, выделяют орфограммы. -Лексика - О лексике - Словарный состав языка Читают, осмысливают | Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Уметь работать в парах и группах. |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию(20мин.) | Организация работы в парах и группах | Ребята, а теперь попробуем сами определить значения слов этими способами. Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4 Итак, ребята, вы узнали, что лексическое значение слова можно определить и по его признакам, и по морфеме. Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? По Толковому словарю. Они разные: у вас в конце учебника есть толковый словарь. В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова, значения которых стоит запомнить. Чтобы быстро и легко найти слово в словаре, мы должны знать хорошо алфавит. Обратите внимание, в словарях, кроме лексического значения слова даётся дополнительная информация – это правильное произношение и правильное написание слов. Толкование значения слова называется словарной статьей. Из таких словарных статей составляется толковый словарь. Это очень большой труд. Из чего состоит эта словарная статья? Заголовочное слово. Грамматические пометы. Толкование лексического значения. Пример употребления в речи. Мы с вами обратились к словарю, чтобы проверить себя. Можно обращаться и когда не совсем уверены в значении слов, а уж когда не знаете, обязательно загляните в толковый словарь. Работаем со словарём. Упр 329. - Мы переходим к следующему этапу. Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова? Предлагаю решить такую лингвистическую задачу. ( слайд 6) Читаю. Берем во внимание только грамматическое значение слова. Кажется, что фраза не на русском языке, но можно догадаться кто, куда, зачем. Давайте попробуем разобраться. На листках вы должны сделать перевод фразы, заменяя непонятные слова. Работаем в парах. Перевод . Какой вывод можно сделать? ( для понимания текста важно ЛЗ, а для построения, связи слов важно ГЗ) Иногда мы не можем точно определить ЛЗ слова , что нужно тогда сделать? ( подобрать однокоренные слова или обратиться к толковому словарю. Какие же словари существуют? (выступление учителя) Итак. Давайте сделаем вывод. Каждое слово имеет лексическое значение . | Работают с материалом Работают со словом, Делают выводы . | Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, толковые словари. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Уметь работать в парах и группах. |
V. Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.(5мин) | Зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | -Исследование какой темы вели на уроке? -Какие понятия разобрали? Лексика - это... (сл. состав). Лексическое значение - это... (главный смысл слова). -Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута. Сегодня на уроке я научился… А особенно мне удалось … Я понял, что … Мне показалось важным … Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Домашнее задание. Перевести фразу. Благодарю за урок! | Понять что такое лексическое значение Оценивают деятельность на уроке. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Способность к самооценке. |
Приложение:
Карточка 1
Прим..рять врагов - прим..рять платье
Пол..скать белье- пол..скать малыша
C…деть на стуле – с…деть от горя
Посв…тить фонариком - посв…тить жизнь
Карточка 2
Объясните значение и написание слов через однокоренные.
Подчеркните орфограмму в корне и обозначьте корень.
Обра з ец. Ув..датъ (о цветах) — вянуть — увядать,
ув..дать (человека) — видеть — увидать.
Прим..рять (врагов); прим..рять (платье);
объед..нять; соединять; пр..сить;
уд..влять; повт..рить; ум..лять (заслуги);
ум..лять (о помощи); ум..лить (своим поступком);
разд..лить; уг..ворить.
Карточка 3
Объясните написание слов через этимологию (происхождение).
Ответьте на вопрос, помогает ли обращение к происхождению
слова запомнить его написание и понять значение.
Образец. Запад. От древнерусского глагола западати, заходить
(о солнце), закатываться за горизонт; от глагола
падать.
Беск..зырка; к.ллега; об..яние; м..решиться.
Д л я справок. Собственно русское: без к..зыря; родств.: к..зы-
рек, козырь. Из латинского языка: со1 — вместе + 1е§о — 1ес1ш — собирать;
товарищ по труду, учебе, играм; родств.: к..ллеж. От древнерусского
баяти — колдовать, ворожить; родств.: басня, байка,
краснобай. Собственно русское с полногласием -ере-, от общеславянского
мерк-, мерещ буквально мелькать в глазах.
Карточка 4
Отгадайте слова по признакам предметов, которые они называют.
Обозначьте орфограммы.
1. Бывает баллистическая, бывает сигнальная.
2. Бывает танковый, бывает кадетский.
3. Бывает речной, бывает сахарный.
4. Бывает земной, бывает воздушный.
5. Бывает целое, бывает единственное.
6. Бывает жилой, бывает торговый.
7. Бывает русская, бывает доменная.
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …
Сегодня на уроке я научился…
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне показалось важным …
Сегодня на уроке я научился…
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне показалось важным …
Сегодня на уроке я научился…
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне показалось важным …
Сегодня на уроке я научился…
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне показалось важным …
Сегодня на уроке я научился…
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне показалось важным …
Сегодня на уроке я научился…
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне показалось важным …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прим и рять врагов - прим е рять платье Пол о скать белье- пол а скать малыша C и деть на стуле – с е деть от горя Посв е тить фонариком - посв я тить жизнь
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова». 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова.
а – словарный состав языка Лексик он - запас слов ология – раздел науки о языке
1.Подбирая близкие по значению слова. Ельник -ель 2.Указывая отличительные признаки предмета. Бывает у ёлки – мама шьёт ею 3.Раскрывая значение частей слова. Учитель, строитель
Глокая куздра вуконула куздрёнка в обачу рокать .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку руского языка в 6 классе правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.
Презентация к уроку иллюстрирует возможность построить урок объяснения нового материала с использованием ИКТ....
Презентация к уроку английского языка 2 класс М.З.Биболетова 51 урок
Презентация поможет учащимся научиться самостоятельно сотавлять раззказ о животном. В работе содержатся загадки с английскими ответами....
Презентация к уроку руского языка в 5 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"
Презентация составлена учащейся 5 класса , демонстрирует правила и иллюстрации, подобранные к ним....
Конспект и презентация к уроку информатики в 9 классе по теме "Переменные: тип, имя, значение"
Конспект и презентация к уроку информатики в 9 классе по теме "Переменные: тип, имя, значение". Урок формирования новых знаний. Основной Образовательной целью которого является – д...
Презентация к уроку английского языка 2 класс 9 урок.
Презентация создана для проведения 9 урока во 2 классе к УМК М.З. Биболетовой по поурочным планам издательства "Учитель"....
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Мастер-класс на РМО "Как определить лексическое значение слова" (структура урока «открытия» нового знания по русскому языку в 5 классе в логике ФГОС).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классеучителя МБОУ СОШ № 1 г. Охи Говор Христины Александровны Тема урокаКак определить лексическое значение словаТип урокаУрок «открыти...